Традиционные ножи северных народов всегда вызывают огромный интерес. Люди, населяющие самые суровые места на Земле, сформировали практически идеальный ножевой комплекс для выживания, причем сделали это в условиях крайней скудости ресурсов. Будь то Скандинавия, Поморье, Северный и Приполярный Урал, Сибирь, Аляска, Северная Канада или Гренландия, условия жизни везде очень разные, сильно различается и хозяйственная деятельность. Но все «нативные» ножи объединяют простейшая конструкция и использование подручных материалов для изготовления как самих клинков, так и ножен и подвесов, а также максимальная функциональность для вполне определённых видов работ быта и жизнедеятельности конкретного народа. Важнейшими достоинствами любого ножа народов Севера являются не качество стали или красота рукояти, а простота, надёжность, ремонтопригодность и эргономичность.

* * *

Якутский нож

Одни из самых «раскрученных» ножей народов Севера окутаны массой легенд и откровенных баек. Причина понятна - аналогов их дизайну почти нет, а история туманна. Часто даже сами местные мастера тиражируют откровенные выдумки, поскольку никаких письменных источников о возникновении этого оригинального инструмента нет. Даже сама форма вызывает массу споров, хотя именно так выглядит расщеп трубчатой кости и несомненно, что до знакомства с железом именно расщепленные вдоль кости и выполняли роль хозяйственных ножей. Однако к форме современного якутского ножа это не имеет никакого отношения.

* * *

Дело в том, что в отличие от большинства народов Севера, якуты знали металлургию еще во времена проживания на своей прародине в Забайкалье до XIV века, а придя на берега Лены, обнаружили богатые залежи бурого железняка, из которого начали варить кричное железо. Будучи не только охотниками и скотоводами, но и земледельцами, сахалар тут же начали производство железных ножей и прочей сельхозутвари. Переселение, естественно, не было мирным, и войны с юкагирами, эвенами, тунгусами и чукчами, а затем и русской экспансией, потребовали много металла, что привело к формированию самого известного оружия Сибири - пальмы, представлявшей собой род совны или глефы в виде большого (до 700 мм) однолезвийного листовидного клинка на ручке или толстом древке. Листовидный «батыйя» и узкоклинковый «батас» выполняли функции одновременно копья, ножа, косы, топора и пешни.

* * *

Оружием пальма не являлась, но широко использовалась в этом качестве. Аналогичные клинки были у хантов («пал»), кетов («ус»), эвенков («кото»), удэге («когдо»), нанайцев («хоогдо»), орочей («сугудди»), бурят («хутага») и даже японцев с китайцами («нагината» и «дао»). Поэтому, кто конкретно стал родоначальником пальмы, установить уже невозможно. Кстати, якуты делали и железные досчатые доспехи, что также отличает их от прочих народов Севера.

* * *

В быту же использовались «быхыча» (женский и детский нож с длиной клинка до 110 мм), «бычах» (универсальный нож с длиной клинка до 170 мм, но обычно в ширину ладони) и большой «хотохон» с длинным (свыше 170 мм) клинком. Но ни один из них не имел ни полукруглого сечения, ни широкого кованого дола «йос», или «ёс». Все это были вполне обычные ножи из кричного железа с толстым (6-10 мм) прямым обухом и прямыми же спусками, причем встречалась и классическая, и стамесочная заточка. Асимметричная форма, односторонняя заточка и кованый дол появляются как-то внезапно, как будто скопированные с «батыйя» и «хутага», где они действительно были. Так что столь модный сейчас якутский нож - это просто уменьшенная «батыйя», за одним исключением - нож всегда имел всадной монтаж с двумя клиньями, «батыйя» крепилась на древко врасщеп с фиксацией полосками кожи, бересты или жилами. Характерное же сечение клинка в исторических документах не встречается вообще, спуск на выпуклой стороне клинка был прямым, «линза» - это находка нового времени.

* * *

Сомнительно и наличие «правых» или «левых» ножей - они встречаются в захоронениях, но все этнографы XVIII-XIX вв. отмечают, что плоская всегда левая сторона ножа, а правая выпукла. Вне сомнения одно - нож с односторонней заточкой одинаково удобен в строгании древесины, мороженой рыбы («строганины») и свежевании добычи. Ножны для классического якутского ножа изготавливаются из деревянных плашек, обтянутых шкурой с бычьего хвоста или рыбьей кожей.

* * *

Пекуль

Традиционный нож чукчей пекуль является практически полной копией «улу» («уулуурак») - специфического «женского» каменного ножа американских эскимосов-иннуитов, а также каменного ножа эвенков «пурша-хинечи». Луораветлан («настоящие люди»), как называют себя чукчи, испокон века используют их для разделки и свежевания дичи, выделывания шкур и рубки мяса. Для клинка используется любой слоистый камень, дающий острый отщеп - плитчатый сланец, кремень, обсидиан и даже нефрит. Режущая кромка вышлифовывается водно-песчаной смесью или другим камнем. Каменное лезвие использовалось в таких ножах даже в середине XX века и приклеивалось к рукояти рыбьим клеем, китовым жиром и тюленьей кровью, а иногда просто втыкалось в паз на рукояти из дерева, оленьего рога или моржового клыка.

* * *

На рукояти вырезались изображения тотемных животных, духи которых защищают охотника. Размеры ножа варьируются от 40 до 300 мм, толщина более 2 мм. За счет серповидного лезвия такой нож-скребок позволяет и резать, и скоблить, и шинковать. Рез делается с протягом и минимальным давлением естественным движением руки. Пекуль и улу каждый северянин делал самостоятельно, технология их изготовления передавалась по наследству. С приходом европейцев ножи стали изготавливать из любого железа, порой из углеродистой стали низкого качества. Нож стал несколько шире и массивнее каменного. Впрочем, чукчи носили сразу несколько ножей, обычно 2-3, нередко в рукаве, среди которых были и вполне европейского вида тесак длиной до 600 мм, «поясные» и «плечевые» ножи более скромных размеров, а также традиционная для региона «пальма».

* * *

Пареньский (корякский) нож

Разновидность традиционного северного ножа, получившая название по месту изготовления в корякском селе Парень, лежащем на берегу Пенжинской губы Охотского моря у западного побережья Камчатки. Селение предположительно возникло в XVIII веке и в настоящее время практически исчезло, хотя еще в 1930-е гг. в Парени работали 11 артелей, изготавливавших тысячи ножей в год. Местные клинки пользовались большой популярностью на всем северо-востоке России и ценились оленеводами, охотниками и рыбаками выше привозных из-за приспособленности формы к местным условиям, высокого качества и небольшой цены. В настоящее время пареньской называется одна из разновидностей традиционных ножей северного типа с клинком из низкоуглеродистой гомогенной стали (как правило), откованной вручную, с последующим «холодным наклёпом» участка вдоль лезвия шириной около 3-5 мм. Очень похожи на них эвенский и юкагирские охотничьи ножи «хиркан» и большой нож «уткэн», отличающиеся только более широкой оковкой и, нередко, более заметным «щучьим носом».

* * *

Характерной чертой пареньских ножей является многократная проковка, поскольку на клинки часто шли «дары моря» в виде проржавевших железных изделий от разбившихся кораблей и прочего хлама. По идеологии использования и размерам такой нож близок к саамскому леуку, однако форма клинка и рукояти сильно отличаются. Обух прямой, очень редко «дроп-пойнт», ширина клинка постоянна примерно на 2/3 - 3/4 длины, ближе к острию имеется практически прямолинейный участок режущей кромки. Длина клинка от 150-180 мм (поясной нож) до 300 мм («ременный» или «плечевой»), толщина в обухе 4-8 мм. За счет выпуклых спусков клинок одинаково хорошо приспособлен и для реза, и для рубки, но сложнее в заточке. Гарда отсутствует, монтаж всадной, крепление хвостовика в рукояти с помощью характерного деревянного поперечного штифта. Рукоять деревянная, костяная, из бивня моржа или мамонта, имеет яйцевидное сечение и постоянное сужение от головки к оковке. Последняя чаще всего выполняется из полоски листовой латуни или кровельной «оцинковки», которая сворачивается в кольцо, а концы соединяются «кровельным замком» или пропаиваются. Ножны деревянные, из двух половинок, скреплённых кожей морского зверя. Нож носится на портупее или поясном ремне вместе с другими атрибутами охотника.

Саамский нож

На волне популярности финского пуукко возрос интерес и к его более крупной разновидности - саамскому леуку или лаппи. Финно-угорский народ саамы (лапландцы, кильд, лопари) проживает в северных районах современных Норвегии, Швеции, Финляндии и на Кольском полуострове России. Большой саамский нож леуку является простым и надежным утилитарным инструментом с прямым клинком длиной 300–400 мм при ширине 30–50 мм и 7–8 мм в обухе, высота спусков не превышает 10 мм. Обух прямой, иногда клинок имеет асимметричную заточку - выпуклый спуск с одной стороны и прямой клин с другой. Старые леуку имеют характерный рисунок ковки, часто называемый дамаском, хотя таковым он не является. В условиях дефицита металла и топлива для горна мастера обычно собирали любой мало-мальски подходящий материал, в качестве которого обычно служили полосы старых кос, а затем многократно перековывали его на-холодную.

* * *

Рукоятка леуку обычно довольно большая и делается из берёзового капа, иногда в комбинации с берестой, рогом и костью, без гарды, часто с «грибком», оковка устья и хвостовика металлическая. Леуку носят в погружных ножнах из камуса (шкура с нижней части ноги оленя) со вставкой из рога северного оленя, подвес свободный. Характерная черта всех саамских ножей - богато украшенные ножны и рукояти, что сразу отличает их от обычно весьма скромных пуукко.

* * *

Гораздо менее известен малый саамский нож «буику» или «унна-ниибас», который носится в паре с большим. Его часто путают с пуукко, но есть характерное отличие - спуски более высокие, чем у «финна», не менее половины ширины лезвия. Длина клинка 90–100 мм, то есть нож предназначен для тонких работ. Ножны для малого саамского ножа изготавливают из кожи и рога оленя, попадаются и комбинированные версии. Часто оба ножа, большой и малый, носят в специальных общих ножнах на два клинка. Забавно, что финны называют саамские ножи то Lapin puukko, то есть «лапландский пуукко», то «русскими».

* * *

Коми

Финно-угорский народ коми (пермяне, зыряне) проживает по западным склонам Северного и Приполярного Урала и на севере Русской равнины. Традиционные ножи этого региона просты и незамысловаты. Обычно это прямой обух, клиновидный в сечении профиль с прямыми спусками от обуха, клинок длиной 100-120 мм, шириной до 25 мм и толщиной обуха 4-6 мм, простой всадной монтаж в короткую и толстую деревянную рукоять овального или миндалевидного сечения, часто с проволочной обмоткой в качестве больстера или обоймицы, а также грибовидным навершием, что роднит эти ножи с саамскими. Легендарная прародина коми Пермь Вычегодская (Вымская археологическая культура) с XI по XIV век широко торговала с Новгородским княжеством и массово получала почти готовые клинки. Причем и местные кузнецы, и новгородцы уже в X–XI вв. знали пакетную сварку и композитные ножи в археологических находках не редкость. В погребении, датированном XIII–XIV вв., были найдены останки ножа, имевшего наборную рукоять из берёсты, что большая редкость для всадных хвостовиков. Нож носился на широком (до 50 мм) кожаном поясе «тасма», в обтянутом кожей деревянном футляре.

* * *

Характерным универсальным инструментом зырян была «коса-пурт» («нож из косы») - крупный (до 200 мм длиной) нож с обратным изгибом лезвия (выгнутообушковый), ведущий свою «родословную» от серпов и кос раннего железного века, о чем говорит и его название. В южных районах Коми они использовались до конца XX века, а кое-где встречаются и в наши дни. Как и их аналоги мачете и кукри, они удобны в качестве специального инструмента для передвижения по густому лесу и зарослям тонкого молодняка, а также в некоторых видах сельхозработ (например, уборка капусты или заготовка веников). Рукоять изготавливалась из берестяной ленты с последующей фиксацией деревянными клиньями или использовалась всадная березовая с навершием, напоминающим топорище. Носили «коса-пурт» в специальных ножнах из двух плоских половинок, в которых вырезалась полость для клинка, после чего они склеивались и либо обшивались кожей, либо обматывались узким кожаным шнуром с для подвешивания к поясу сзади, в отличие от охотничьего ножа, который подвешивался слева или спереди.

* * *

Хантыйский нож

Аналогичные клинки использовались и соседями коми - ненцами, нганасанами, хантами, энцами и селькупами. Их оленеводческие культуры, полностью совпадая по роду деятельности с саамами и северными якутами, также активно взаимодействовали с жителями лесных районов. Нож для такой деятельности требовался максимально универсальный, но ханты выработали совершенно уникальную ножевую культуру. Не имея своей металлургии, живя только со скотоводства и охоты, они имели не один, а более дюжины ножей, объединяемых термином «хантыйский нож».

* * *

В общих чертах это узкий и длинный (до 150 мм) клинок с профилем, близким к американскому танто, стамесочной заточкой и простой прямой деревянной рукоятью с «грибком» на конце. Ширина клинка и толщина обуха не изменяются практически до самого острия. Обычно использовали два подтипа: острый, тонкий и узкий «щухри», адаптированный для работы с костью, и широкий «вутэн-кэши» (транскрипция примерная, на слух) для строгания, разделки животных и рыб. Оба они называются «сотпэн-кэши» («нож в ножнах») и постоянно носятся на поясе-тасме.

* * *

Однако есть еще и «йэнк-вөшэмты-кэши» («нож для выскабливания льда», имеется в виду «с полозьев нарт») с двухсторонней заточкой под углом около 45 градусов, перевозимый в специальном отсеке нарт «сын-ларащ». А дома у любого уважающего себя хозяина хранится целый набор специальных ножей «сотпи-кар» («связка ножен»), к которому добавляется не менее разнообразная коллекция специфических женских ножей. Деревянные полупогружные ножны часто оклеивались кожей, украшались и носились на богато отделанном поясе вместе с амулетами и различными бытовыми приспособлениями. Оленеводы вообще имели чрезвычайно развитый культ ножа, которому приписывались магические свойства, на нем гадали, использовали в различных ритуалах и даже приносили в жертву. Очень похож на хантыйский нож ненцев, который легко отличить по специфическим ножнам с прорезью, служащей для отвода воды, или ребром-обоймицей вдоль всей длины ножен.

* * *