Оценка сохранности монет

1. История вопроса. Оригинальная шкала Шелдона

История современной шкалы оценки сохранности монет восходит к началу XIX века, когда в аукционных каталогах в США начали употребляться термины Poor, Good, Fine, Uncirculated и Proof. Однако эти термины употреблялись бессистемно, без определенных четких критериев, и часто возникала путаница. То, что один продавец считал Fine («отличная сохранность»), другой вполне мог оценить как Uncirculated. Такая ситуация сохранялась до середины XX века. Количество степеней сохранности увеличивалось, шкала стала напоминать современную, но эти степени не были четко определены.

В других странах, без развитой системы аукционов, оценки сохранности монет могли вообще отсутствовать: так, например, в дореволюционных отечественных каталогах для каждой монеты приводится всего одна цена, без учета степени сохранности. В каталоге Хр. Гиля и А. Ильина, изданном в 1904 году, говорится о существовании различных степеней сохранности - плохой, посредственной, хорошей, отличной/прекрасной и исключительной - но не поясняется, что имеется в виду под этими терминами, и цена приводится все равно лишь одна, для наиболее встречаемой сохранности (которая у каждой монеты своя).

Современная шкала оценки сохранностей начала формироваться с выходом книги Уильяма Шелдона «Early American Cents» в 1949 году. Книга была посвящена одному конкретному типу монет - 1 центу США 1793-1814 гг - и именно для этих центов Шелдон предложил указывать степени сохранности при помощи чисел от 1 до 70, добавляемых к оценочным характеристикам типа Good и Very Fine.

Basal State - 1 (Базовая сохранность)

«Идентифицируемая и не изуродованная, но настолько сильно изношенная, что лишь часть легенды или надписи возможно разобрать. Должно оставаться достаточно [деталей] для установления разновидности, хотя для некоторых разновидностей это требование не обязательно означает различимую дату выпуска.»

Fair - 2 (Удовлетворительная сохранность)

«Дата и более чем половина надписей и деталей должны быть различимы, пусть даже еле-еле.»

Very Fair - 3 (Весьма удовлетворительная сохранность)

«Дата должна быть четко видна, и практически все детали изображения монеты должны быть распознаваемы, хотя возможны и еле-еле различимые участки, а монета в целом может быть затерта почти до гладкого состояния.»

Good-4, Good-5, Good-6 (Хорошая сохранность)

«Дата и все детали изображения должны быть очень ясными. Общий рельеф монеты может быть сильно изношен.»

Very Good - 7, Very Good - 8, Very Good - 10 (Очень хорошая сохранность)

«Всё отлично различимо, но чёткость изображения на монете может быть во многом утрачена. Признаки износа заметны одинаково по всей монете, а не только на выступающих частях рельефа.»

Fine-12, Fine-15 (Отличная сохранность)

«Все изображения и все надписи чёткие. Существенно затерты только выступающие поверхности [детали рельефа]. Если монету исследовать через увеличительное стекло, то заметно исчезновение мелких деталей.»

Very Fine - 20, Very Fine - 30 (Очень отличная сохранность)

«Все детали четко рельефные, и только выступающие поверхности имеют следы износа, даже когда применяется увеличительное стекло. Микроскопические детали в большинстве своем сохранны, кроме высших точек. Эти выступающие поверхности имеют небольшие потертости, или сглаживание, различимое даже невооруженным глазом.»

Extremely Fine - 40 (Чрезвычайно отличная сохранность)

«Только малейшие следы износа или потертостей заметны на высших точках.»

About Uncirculated - 50 (Почти без следов обращения)

«Может потребоваться напряженное внимание или использование увеличительного стекла, чтобы понять, что эта монета не находится в превосходном состоянии как с монетного двора. Обычно монеты AU-50 сохраняют всю четкость [рельефа], но потемнели или слегка поменяли цвет.»

Mint State - 60, Mint State - 65, Mint State - 70 (Сохранность как будто с монетного двора, т.е. как будто сразу после чеканки)

«Отсутствуют любые следы износа, и цвет должен быть цветом медной монеты, которую сохраняли с большой заботой. Цвет может различаться от красного, как после чеканки, до светло-коричневого или светло-оливкового, в зависимости от химического состава и преобладающей влажности воздуха, в которой монета сохранялась. Светло-коричневый и светло-оливковый цвета сообщают о начале образования защитной патины. Когда эти цвета привлекательно смешаны и прочно закрепились на раннем центе в сохранности MS, эта монета является столь же ценной для понимающих коллекционеров, как и монета более светлого цвета. Для сохранности MS-60 может быть допустимо мелкое повреждение, возможно, какая-то микроскопическая царапина или легкое изменение цвета. Для сохранности MS-70 монета должна быть в точности такой, какой она покинула штемпели, за исключением небольшого смягчения цвета. MS-60 означает сохранность как с монетного двора. MS-70 означает превосходную сохранность как с монетного двора.»

Числа после степеней сохранности имели практическое значение: цена на каждую разновидность монет назначалась лишь для монеты в самом плохом состоянии BS-1, а затем эту цену нужно было умножить на коэффициент, то есть на то самое число. Например, если совсем-совсем затертая монета стоила 1 доллар, то монета в сохранности VF-40 - 40 долларов. Этим и объясняются большие пробелы между числами. Значение этих чисел как коэффициентов для определения цены очень скоро было утрачено, поскольку старинных монет в отличной сохранности обычно мало, и цены на них никак не связаны с ценами на затертые экземпляры. Однако привязка оценочных категорий к какой-то шкале чисел позволила привести эти оценочные категории в определенный порядок.

Проблемы шкалы Шелдона:

  1. Шкала не предназначалась для более древних и более поздних монет, а также для монет из других металлов. Технологии их выпуска могли отличаться от технологий, использовавшихся для производства 1 цента в 1793-1814 гг. В частности, прикосновение пальцем к новенькой стальной монете с латунным гальванопокрытием способно изуродовать ее не меньше, чем длительное нахождение в обращении.
  2. Шкала очень подробно описывает монеты в отличных степенях сохранности и почти не содержит степеней для более затертых и поврежденных монет. А в реальной жизни, и особенно в торговле, преобладают далеко не идеальные монеты, и их тоже нужно как-то различать между собой по сохранности. К тому же, многие продавцы стараются представить свои монеты как обладающие более высокой степенью сохранности, чем в реальности. Поэтому в дальнейшем значения степеней сохранности сильно девальвировали: то, что Шелдон описывал как F, сейчас наверняка будет расценено как AU или хотя бы XF. А современный F - это было бы по Шелдону, скорее всего, G.
  3. Шкала была основана на оценке монет по степени затертости изображений и надписей. Другие дефекты в ней упоминались лишь вскользь: например, монета должна быть «не изуродована». Поэтому Шелдон сделал такое примечание: «Эти описания основаны на предположении, что отсутствуют какие-либо увечья. На многих центах присутствуют следы ударов, царапины или вмятины, которые, разумеется, уменьшают их нумизматическую ценность и снижают степень сохранности. Поскольку нет возможности стандартизировать то, насколько каждое из увечий повреждает монету, лучше всего оценивать степень сохранности монеты, как будто этого повреждения нет, а затем перечислять или описывать дефекты по-отдельности.»

Вряд ли Шелдон мог себе представить в 1949 году, сколько людей начнет заниматься кладоискательством через каких-то 40 лет, и какие корродированные экземпляры они начнут извлекать из-под земли. Вряд ли он догадывался, насколько забитую монету можно достать из банковского мешка, только что доставленного с монетного двора. Ну и так далее. Поэтому нужно попытаться сделать невозможное и запихнуть все возможные дефекты в одну линейную шкалу степеней сохранности.

В дальнейшем шкала степеней сохранности, основанная на работе Шелдона, стала применяться к любым монетам любых эпох и претерпела различные изменения: количество степеней сохранности увеличивалось, значение каждой из степеней менялось в сторону ухудшения, к степеням сохранности решили привязать цифры, обозначающие, сколько процентов рельефа может быть затерто. Также были введены градации для монет Proof, связанные не с их износом в обращении, а с качеством чеканки и условиями хранения.

С 1972 года начинают возникать службы профессиональной оценки сохранности монет (грейдинга), а с 1986 года они помещают оцененные монеты в запаянные пластиковые слабы. Однако даже это не смогло полностью стандартизировать степени сохранности: даже в слабах крупнейших компаний вроде NGC и PCGS часто попадаются монеты с сильно завышенной сохранностью.

В общем виде современная шкала степеней сохранности (или одна из ее основных вариаций) изложена в предисловии к каталогу монет мира издательства Krause Publications:

Good, G

Рисунок монеты четко очерчен, но имеет существенный износ. Могут быть видны некоторые крупные детали. На канте могут быть некоторые участки слабого износа.

Very Good, VG

Видны около 25% оригинальных деталей. Сильная изношенность всей монеты.

Fine, F

Видны около 50% оригинальных деталей. А на монете, у которой нет внутренних деталей рельефа, присутствует серьезный износ всей монеты. Края букв сглажены. Монета, которая не подвергалась чистке, часто выглядит как грязная или тусклая.

Very Fine, VF

Видны около 75% оригинальных деталей. А на монете, у которой нет внутренних деталей рельефа, присутствует умеренный износ всей монеты. Углы букв и цифр могут быть сглажены. Небольшой участок монеты может иметь около 66% оригинальных деталей.

Extremely Fine, XF

Видны около 95% оригинальных деталей. А на монете, у которой нет внутренних деталей рельефа, присутствует слабый износ почти всей монеты. Небольшой участок монеты может иметь около 90% оригинальных деталей.

About/Almost Uncirculated, AU

Все детали видны. Слабейший износ лишь на высших точках монеты. Присутствует половина или больше оригинального штемпельного блеска.

Mint State-60, MS-60 / Uncirculated, UNC

Нет видимых следов износа или манипуляций даже при 10-кратном увеличении. Могут присутствовать следы, возникшие на заготовке до чеканки, или следы хранения в мешке." Для более высоких степеней MS требования еще больше ужесточаются - в частности, обязательным признаком является штемпельный блеск.

Далее делается такое замечание:

«Сильные или слабые следы ударов, повреждения, коррозия, привлекательное или непривлекательное изменение окраски, вмятины на канте, следы мытья и чистки должны описываться одновременно с оценкой. Эти факторы влияют на качество монеты так же, как и износ или утрата деталей, но их легче описать.»

Примем эту шкалу за основу, но постараемся описать, насколько именно каждый из дефектов должен снижать степень сохранности монеты.

2. Применение современной шкалы степеней сохранности в магазине

Основная проблема - как уместить все многообразие дефектов монет в одну простую шкалу сохранностей. Оценивать монеты только по затертости рельефа, а потом текстом перечислять дефекты? Это невозможно, т.к. земляная монета, полностью изъеденная коррозией, может иметь вполне сохранный рельеф: все мелкие гербы на имперском орле могут быть прекрасно различимы, все надписи читаемы, и т.д., но из-за коррозии монета никак не может считаться в этом случае XF или даже VF. Идея такая: оценивать монету по затертости рельефа, а потом снижать эту предварительную оценку на определенные величины, установленные для каждого из возможных дефектов. Поэтому в оценке сохранности монеты надо следовать следующему алгоритму:

Этап 1. Представить себе, как монета должна была выглядеть сразу после ее чеканки

Сохранность монеты оценивается на основе представления о том, как должна выглядеть идеальная монета того же выпуска. При сравнении двух монет - идеальной и оцениваемой - становится понятно, что именно было утрачено. То есть мы как бы говорим себе: «Эта монета могла бы быть идеальной, но у нее не хватает вот этого, вот этого и вот этого, поэтому ее сохранность такая-то».

Если у вас нет четкого представления о том, как оцениваемая монета выглядела бы в сохранности UNC, лучше найти в старых проходах изображение такой монеты и сравнивать с ней. Так можно установить:

  • какие именно детали изображения являются наиболее выступающими (то есть стираются в первую очередь);
  • утрату или степень износа мелких деталей изображения, изменения краев букв и цифр;
  • утрату штемпельного блеска (у каких-то монет его в принципе не бывает даже в UNC, или он не очень яркий).

Если найти изображение идеальной монеты не получается (что не исключено для редких годов выпуска и разновидностей), надо хотя бы попытаться представить, как она могла бы выглядеть, либо взять за образец монету того же типа, но менее редкого года выпуска или разновидности.

Этап 2. Оценить степень износа рельефа, т.е. изображений и надписей на монете

Не обращая пока что внимания на другие дефекты, мы должны оценить наличие или отсутствие затертости/утраты элементов рельефа. Делаем на этой основе предварительную оценку степени сохранности.

Внимание: Степень сохранности монеты всегда оценивается по худшей стороне. Например, если на одной стороне присутствует штемпельный блеск, а на другой отсутствует, то считается, что он отсутствует на всей монете, и монета будет уже XF, а не AU (что не мешает упомянуть штемпельный блеск в примечании и немного поднять цену).

Серебро
Никель и медно-никелевый сплав
Латунь и алюминиевая бронза
Медь

Разберем подробнее степени сохранности на примере реверса 1 рубля 1897 года. Я постарался подобрать здесь фото монет без дополнительных дефектов, то есть «чистый F», «чистый VF» и т.д., только на основании затертости рельефа.

Good, G

В полном соответствии с определением Krause Publications,

рисунок монеты четко очерчен, но имеет существенный износ.

Видны некоторые крупные детали: например, проступают очертания гербов на крыльях орла, звенья орденской цепи. Но в целом весь гербовый орел выглядит почти как единая гладкая поверхность. Впрочем, G - это низшая из применяемых нами степеней сохранности, поэтому к ней иногда относятся монеты и в существенно худшей сохранности - особенно когда монета редкая, и требуется присвоить ей хоть какую-то степень. В других условиях им могли бы быть присвоены более низкие степени, не применяемые нами, - например, Poor (PO1), Fair (FR2) или Almost Good (AG3).

Very Good, VG

Видны около 25% оригинальных деталей.

В частности, на данной монете заметны перья орла. Контуры гербов на крыльях и звенья орденской цепи видны намного четче, чем на предыдущей монете. На центральном гербовом щите различимы очертания Георгия Победоносца.

Fine, F

Видны около 50% оригинальных деталей. <...> Края букв сглажены. Монета, которая не подвергалась чистке, часто выглядит как грязная или тусклая.

Что касается деталей, то довольно хорошо видны перья орла (не только на крыльях, но и на шеях). Георгий Победоносец на коне виден уже целиком, хотя изображение и размыто. Вокруг Георгия частично различима штриховка. На малых гербовых щитах слабо различимы какие-то контуры изображений.

Very Fine, VF

Видны около 75% оригинальных деталей. <...> Углы букв и цифр могут быть сглажены.

Хорошо прорисованы все перья на крыльях, шеях и хвосте. Георгий Победоносец виден лучше. В малых гербовых щитах виднеются контуры изображений. Видны все звенья орденской цепи, а также сам орден Св. Андрея Первозванного. Частично видны украшения большой императорской короны.

Extremely Fine, XF

Видны около 95% оригинальных деталей.

Хорошо виден и Георгий Победоносец, и изображения на малых гербовых щитах, и орден Св. Андрея Первозванного, и украшения большой императорской короны, и все перья орла. Также видны в деталях скипетр и держава, которые на всех предыдущих монетах были сглажены. При этом поле монеты имеет следы мелких ударов и мелкие царапины, штемпельный блеск отсутствует.

About/Almost Uncirculated, AU

Все детали видны. Слабейший износ лишь на высших точках монеты. Присутствует половина или больше оригинального штемпельного блеска.

Видны все те же детали, что на монете XF, но они очерчены несколько резче. Скипетр и держава видны в мельчайших подробностях. Поле монеты почти ровное, имеются несколько следов ударов на канте.

Uncirculated, UNC

Нет видимых следов износа или манипуляций даже при 10-кратном увеличении.

То же, что на монете AU, но поле идеально ровное, нет следов ударов. Штемпельный блеск ярче. Именно такую монету надо брать за основу, оценивая все предыдущие на предмет того, что именно у них утрачено. Грейдинговые компании разделяют монеты UNC на 11 дополнительных степеней сохранности - от MS60 до MS70 (в реальности - от MS60 до MS65 с отдельными монетами более высоких степеней); но для нас различия между этими степенями не имеют практического значения, тем более что сами компании постоянно в них путаются. Не редки случаи, когда в слабе MS63 оказывается монета хуже, чем в слабе MS60 или даже AU.

Примечание: Монеты, отчеканенные по технологии Proof, при упаковке в слабы также подразделяются на несколько степеней сохранности (точнее, степеней качества чеканки и сохранности). А в магазине мы их все отмечаем просто как Proof и указываем в примечаниях, имеются ли какие-то заметные дефекты. Если дефекты очень сильные - например, если из-за механической чистки монета утратила зеркальное поле - такую монету можно оценивать по обычной шкале, от G до VF.

Этап 3. Снизить оценку за счет наличия дополнительных дефектов, описать наиболее значительные

Предварительную оценку, сделанную на основе износа рельефа, мы должны снизить в том случае, если у монеты имеются дополнительные дефекты.

Каждый из дефектов понижает степень сохранности по-отдельности. Например, если монета предварительно оценена как VF, но у нее имеется не заделанное отверстие и глубокая царапина, то за отверстие оценка снижается на 2 пункта, а за царапину - на 0,5 пункта, то есть в сумме - на 2,5 пункта. Итоговая оценка сохранности такой монеты - G-VG.

Если какой-то из дефектов снижает степень сохранности на 0,25 пункта, то сохранность снижается лишь в том случае, если имеется еще один дефект, также снижающий ее на 0,25 пункта. Они суммируются, и сохранность снижается на 0,5 пункта (например, VF-XF вместо XF).

Наиболее серьезные дефекты - особенно те, которые не сразу заметны на фото - необходимо дополнительно описать в примечаниях к товару.

Незаделанное отверстие: -2 пункта

Неудаленная напайка, следы припоя: -2 пункта

Частные клейма и надписи: -1,5 пункта

Следы реставрации: от -0,5 до -1,5 пункта в зависимости от грубости реставрации

Малозаметные следы: -0,5 пункта

Средние следы: -1 пункт

Грубые следы: -1,5 пункта

Глубокие царапины, забоины, запилы, битый гурт, недосверленное отверстие: от -0,5 до -1,5 пункта в зависимости от масштаба повреждений

Малозаметные и единичные повреждения: -0,5 пункта

Заметные и не единичные повреждения: -1 пункт

Грубые повреждения: -1,5 пункта

Коррозия, наросты и каверны, следы пребывания в агрессивной среде или термического воздействия, следы несмываемого клея и краски: от -0,5 до -1,5 пункта в зависимости от масштаба повреждений

Отдельные мелкие участки: -0,5 пункта

До 50% поверхности монеты: -1 пункт

Более 50% поверхности монеты: -1,5 пункта

Деформация монетного диска (погнутость, вмятины) от -0,5 до -2 пунктов в зависимости от степени деформации

Небольшая деформация: -0,5 пункта

Средняя деформация: -1 пункт

Сильная деформация: -2 пункта

Следы чистки от -0,25 до -1,5 пункта в зависимости от заметности следов и уродования товарного вида монеты

Малозаметные и единичные: -0,25 пункта

Заметные и не единичные: -1 пункт

Грубые: -1,5 пункта

Пятна, отпечатки пальцев, проступающая медь на билонных монетах от -0,25 до -1 пункта в зависимости от заметности следов и уродования товарного вида монеты

Малозаметные и единичные: -0,25 пункта

Заметные и не единичные: -0,5 пункта

Грубые: -1 пункт

Некрасивая патина: от -0,25 до -0,5 пункта

Лаковое защитное покрытие, под которым могут скрываться мелкие дефекты: от –0,25 до –0,5 пункта

Этап 4. Описать наиболее серьезные технологические браки и иные отличительные признаки, на которые должен обратить внимание покупатель

Технологические браки не влияют на степень сохранности монеты, но иногда могут очень значительно повлиять на ее цену. Например, монета в сохранности UNC, но с плохо прочеканенными надписями, остается в сохранности UNC; но цена на нее будет ниже, чем на монету с полностью прочеканенным рельефом.

Другой пример: Монета в сохранности VF, но с большим поворотом сторон друг относительно друга (например, на 90 градусов и более), останется в сохранности VF, но стоить будет гораздо больше обычной монеты, не имеющей поворота.

Просто перечислим здесь браки, т.к. их тоже нужно описывать в примечаниях, одновременно с описанием серьезных дефектов:

  • непрочекан
  • расслоение металла
  • поворот
  • смещение изображения (нарушение центровки)
  • выкус, край листа
  • смещение внутреннего диска биметаллической монеты
  • раскол штемпеля
  • выкрошка штемпеля
  • инкузный брак

3. Типичные ошибки при оценке сохранности

  1. Оценка сохранности только на основе затертости рельефа, без учета дополнительных дефектов
  2. Непрочекан принимается за затертость рельефа: У определенных типов монет (например, 10, 15 и 20 копеек 1931-1934) непрочеканы случаются очень часто, так что их можно ожидать там. В остальных случаях следует обращать внимание на то, что рельеф обычно затирается в высших точках, а непрочекан может быть в любом месте.

    Надписи плохо прочеканены. Они могли бы быть приняты за затертые, однако самые выступающие участки монеты (серп и молот, лента на колосьях) вполне сохранны.

  3. Девальвация степеней сохранности: При длительной работе с множеством похожих монет у многих экспертов наблюдается склонность присваивать одинаковым монетам все более и более и более высокие степени сохранности. То, что изначально (по правилам) было VG-F, постепенно начинает оцениваться как F, затем как F-VF, и так далее. Важно вовремя замечать такие склонности и поправлять себя.

Библиография

  1. Ruddy J.F. Photograde: A Photographic Grading Encyclopedia for United States Coins. - Irvine: Zyrus Press, 2005.
  2. 2019 Standard Catalog of World Coins 20th Century 46th Edition 1901-2000. - Stevens Point: Krause Publications, 2018.