Если заглянуть в каталог клейм советского фарфора, то относительно Узбекской ССР в нём можно найти десяток предприятий, выпускавших фарфор, фаянс и керамику. Поэтому кажется, что на узбекской земле это древнее искусство развито уже много веков. Однако, это не так. В былые века изысканную фарфоровую посуду из Китая доставляли в среднеазиатские земли по Великому шелковому пути. Когда эта территория оказалась под влиянием Российской империи, фарфор и фаянс начали завозить с русских заводов. Местное производство зародилось здесь стараниями Москвы лишь в послевоенный период Советского Союза. Показательным примером здесь можно считать самое первое предприятие этой отрасли – Ташкентский фарфоровый завод.
История Ташкентского фарфорового завода
Споры о дате открытия завода (1952 г. или 1953 г.) продолжаются: даже на разных страницах официального сайта завода присутствуют обе. Строительство и запуск завода шло по привычным советским лекалам: умеешь сам – научи другого. Как в большой семье, по всей большой стране собирали специалистов и отправляли поднимать новый завод или фабрику. В Ташкент командировали признанных мастеров фарфора из РСФСР и Белорусской ССР. Им удалось быстро найти талантливые кадры, которые привезённые технологии дополнили местным колоритом.
Узор, связанный с хлопком, поселился на посуде ТФЗ с первых лет её выпуска. Но изначально он был наполнен реалистичностью, словно художник подсмотрел, как растёт хлопок, и перенёс увиденное на стенки пиалы или чайника. Для жаркого Ташкента эти два предмета, в которых нуждалась любая чайхана, особенно важны. Но, построив завод, центр не пустил дело на самотёк: сюда распределяли подающих надежды выпускников лучших советских художественных школ. Периодически приезжали в Ташкент и профессиональные художники, помогающие реализовать неожиданные идеи.
Классический узор «пахта-гуль»
Одной из них стал знаменитый узор «пахта» или «пахта-гуль», где изображение хлопка стилизовано в повторяющийся узор, в котором можно разглядеть и стебли хлопкового куста (гузапая), и листья, и цветок, и раскрытые коробочки хлопка, и нераскрытые (курак). Считается, что последний штрих в «пахта-гуль» художник по фарфору Рауф Арипджанов внёс в 1961 году. С тех пор узор стал настолько знаменит, что нещадно копируется сторонними фирмами. Посуду с узнаваемым узором «пахта-гуль» сейчас делают во многих странах, в том числе, и в России.
Другим узнаваемым изделием ТФЗ быстро стал чайный сервиз «Золотой олень». Идея дополнить ранний «хлопковый» узор фигуркой оленя, раскрашенной золотом, придала композиции перспективу (словно глядишь сквозь хлопковые заросли на грациозное животное, скачущее где-то вдали) и сказочность. Фигурка оленя словно объединяет в себе историю о Золотой антилопе и сказ Бажова «Серебряное копытце».
Интересной разработкой стал сервиз «Чинар», чей узор состоит из листьев и шариков Platanus orientalis. По воспоминаниям его производство свернули из-за зелёного фона, так как партийное руководство в то время считало зелёный цвет отсылкой к исламу и всячески старалось искоренить. По слухам, именно это и повлекло массовый переход от зелёного к синему цвету, который составил славу ташкентскому фарфору. Но «Чинар» в синем уже не смотрелся. Надо отметить, что зелёный цвет вовсе не был под запретом, и на протяжении всего советского периода ТФЗ выпускал и зелёную посуду, просто в общей массе её количество было невелико.
Чайная пара сервиза «Дворцовый» (советский выпуск)
У сервиза «Дворцовый» белый хлопковый узор, пришедший от сервизов «Пахта-гуль» и «Атлас», дополняют цветочные композиции с пышной отделкой позолотой на синем фоне. Качественная глина для изготовления такой посуды поступала из России и Украины, а красителями поделился Дулёвский завод. Для посуды попроще глину добывали на месте. В 1980-х гг. химики предприятия разработали новый состав, добавив одеревеневшие стебли хлопчатника. Благодаря этому посуда обрела ранее невиданную белизну.
За три десятилетия ТФЗ накопил огромный опыт по выпуску разнообразной посуды и художественной миниатюры. Однако в 1990-е гг. предприятию пришлось непросто. Объёмы продукции падали. Производственный комплекс сужался. В ход шли старые наработки, но былую популярность подкосило то, что «пахта-гуль» стали выпускать многочисленные фарфоровые заводы за пределами Узбекистана. В результате завод встал, обанкротился и был уничтожен. Богатую коллекцию собственного фарфора при заводском музее передали государству.
Тем не менее, в конце 2010-х гг. благодаря государственному участию, китайским инвестициям и привлечению внушительного кредита от одного из ключевых банков Узбекистана фарфоровый завод был заново отстроен и обеспечен современным оборудованием. В нынешнем ассортименте присутствуют как знакомые сервизы («Атлас», «Дворцовый», «Пахта-гуль»), так и новая посуда. Специалисты завода работают над расширением продукции из местной глины, а готовые изделия под маркой Toshkent chinni zavodi уходят на экспорт в Россию, Украину, Грузию, Азербайджан и страны центрально-азиатского региона.
Каталог клейм по годам
Поздние советские клейма – стилизованное изображение птицы. Любители ташкентского фарфора говорят, что это Анко (или Анка) – легендарная птица арабо-мусульманской мифологии, образ, схожий с не менее известной птицей Симург (Семаргл).
В каталоге Ивана Гольского «Торговые марки и знаки советской керамики» приведен ещё один вариант клейма, также включающего стилизованное изображение раскрывшейся коробочки хлопка.
Изделия, отправлявшиеся на экспорт, в советские времена имели дополнительную надпись «Made in USSR». При этом название города, выполненное латиницей, соответствовало советской грамматике – Tashkent. После обретения независимости название стали писать по национальным нормам (Toshkent), что отразилось и на клейме.
Современный логотип Ташкентского фарфорового завода многозначен. Кто-то разглядит в голубом изгибе символ волны. Другие, оценив эмблему целиком, скажут, что это всё та же птица Анко.