На гербе и флаге небольшого польского городка Явожина-Слёнска (Jaworzyna Śląska) размещены два символа, которые позволили этому населённому пункту превратиться в город: эмблема железной дороги и стилизованная фарфоровая ваза. Когда-то этот пункт и вовсе не имел названия, но на пути железнодорожной линии из Бреслау (ныне Вроцлав) во Фрайбург потребовалось обозначить станцию. Кто-то, обратившись к истории, вспомнил, что Фридриху Великому, остановившемуся здесь на привал во время Семилетней войны, где-то неподалёку наладили палатку. Недолго думая, этому месту дали имя «Königszelt» («Королевская палатка»). Роль железной дороги, отражённая в местной геральдике, теперь разъяснилась. А что же ваза?

Немецкий период

Декоративная тарелка с фирменным цветочным узором

В 1860 году сюда приехал Трауготт Зильбер – предприниматель, специализирующийся на строительстве. Заметив неподалёку богатые залежи глины и угля, Зильбер открывает здесь фирму «Silber & Comp.». Под «компаньонами» в названии фигурируют Август Раппсильбер и Карл Хакманн. Эта компания основывает фарфоровую мануфактуру. Три гибких ума придумывают хитрый ход. Пока на других фабриках фарфор расписывают вручную, здесь решили делать узор штампом. Предложенные узоры «Zwiebelmuster» («Луковый узор»), «Strohblume» («Соломенный цветок») и «Indisch Blau» («Индийская лазурь») отлично смотрелись на посуде, которую быстро раскупали. Отсутствие затрат на художников существенно увеличивало прибыль. Видя успех фабрики, сторонние инвесторы охотно вкладывали средства в её развитие. Фарфор высокого класса показывали на Вроцлавской промышленной выставке (1870 г.), а жюри Всемирной выставки в Вене (1873 г.) удостоило привезённые предметы дипломом. В 1872 году частичка «Comp.» обратилась к Зильберу с выгодным предложением о выкупе бизнеса, которое было принято, и фирма стала именоваться «Heckmann & Rappsilber». Возглавив фирму, Раппсильбер и Хакманн продолжили выпуск завоевавшего признание ассортимента, но перенесли офис из Кенигсцельта в Берлин. Вскоре Хакманн, получив существенное вознаграждение, тоже покинул фирму, а Раппсильбер прекрасно справлялся управлением «Porzellanfabrik August Rappsilber OHG» один, пока не решил уйти на покой. Возможность покупки фарфоровой фабрики привлекла мощную инвестиционную компанию Strupp-Konzern в лице её руководителя доктора Густава Штруппа.

Чайный сервиз

С 1886 года в жизни мануфактуры начинается новый этап. Теперь это «Porzellanfabrik Königszelt AG» (название зарегистрировано 22 января 1887 года). Центр принятия решений переносится из столицы обратно в Кенигсцельт. Инвесторы, впрочем, больше интересовались не ассортиментом фарфора, а размещением акций для биржи и повышением их котировок. На счастье фабрики, ей заинтересовался Лоренц Хутшенройтер, которому в 1905 году удалось приобрести контрольный пакет «Porzellanfabrik Königszelt AG». Его средства немедленно влились в модернизацию мануфактуры, что существенно повысило её производительность.

Фабричное здание в начале ХХ века

Из ассортимента были исключены дешёвые сорта фарфора, а все силы были брошены на афиширование элитарности производимой здесь посуды, чтобы как можно больше товара отправлять на экспорт. Завод ещё больше расширился, увеличив трудовой коллектив до 670 человек в 1913 году. Казалось бы, Первая мировая война должна была обанкротить фирму. Но, вопреки всем мрачным прогнозам, развитие мануфактуры только ускорилось, а число рабочих возросло к 1922 году почти на треть. Кенигсцельт всё ещё остаётся крохотным городком, население которого было занято либо обслуживанием железной дороги, либо изготовлением фарфора. За тысячу число рабочих перевалило в 1930 году.

Эксклюзивная тарелка с изображением Микки Мауса

К этому времени руководство мануфактуры заключает контракт с Südfilm AG, по которому студия передаёт фабрике набор изображений набиравшего популярность героя Уолта Диснея – Микки Мауса. Эти изображения можно печатать на тарелках и производить фарфоровые фигурки. Во времена Третьего рейха подобные предметы были объявлены нежелательными, поэтому они массово уничтожались и сейчас довольно редки. В 1937 году благодаря оптимизации производства тот же объём посуды производили уже не 1000, а 800 человек. Новая война не помешала производству. Несмотря на периодическое простаивание, коллектив удалось сохранить. Однако сама мануфактура от «Hutschenreuther AG» переходит к известной тюрингской фирме «Porzellanfabrik Kahla». Фабрика получала и армейские заказы на изготовление посуды, что отражалось особыми клеймами.

История фарфоровой мануфактуры Karolina

Послевоенный раздел Германии отдал Силезию Польше. И тут же из Кенигсцельта, переименованного в Явожину-Слёнску, началось выдавливание немецкого населения, а на мануфактуре в основном работали немцы. Коллективу поступило предложение уехать в Баварию на завод фирмы «Porzellanfabrik Bareuther & Co» (г. Вальдзассен). Вместе со специалистами уехали и секреты фирмы, поэтому вскоре в Баварии начали делать то же оформление «Indisch Blau», под которое был создан бренд «Königszelt Bayern» («Königszelt Bavaria»).

Соусник, декорированный цветочной деколью «Роза», фарфор, деколь, золочение (1960-1990 гг.)Соусник, декорированный цветочной деколью «Роза», фарфор, деколь, золочение (1960-1990 гг.)

С 1951 года национализированная мануфактура именуется «Zakłady Porcelany Stołowej 'Jaworzyna' Śląska» («Завод столового фарфора Явожина Силезская») и управляется польским руководством. Со второй половины 1950-х гг. объект народного хозяйства признан важным, в связи с чем последовали модернизация и расширение мануфактуры. Имя «Каролина», использующееся и по сей день, появляется в названии фирмы в 1954 году. Так начинается новейшая история «Zakłady Porcelany Stołowej 'Karolina' Spółka». За пять лет мануфактура избавилась от устаревших угольных печей, перейдя на газ. Сюда завезли электрические туннельные печи для обжига надглазурных украшений. На этом работа не остановилась, так как ещё пять лет потребовалось для доведения автоматизации до совершенства. Теперь формование осуществлялось механически, а узор наносился трафаретной печатью. 1970-е гг. отметились вводом в эксплуатацию формовочных линий для чайной и столовой посуды, что позволило в 1980-е значительно поднять качество, конкурируя с западными фирмами.

Кофейные пары «Мадонна», фарфор, деколь, золочение (1970-1990 гг.)Кофейные пары «Мадонна», фарфор, деколь, золочение (1970-1990 гг.)

После отмены социализма мануфактуру в 1993 году приватизировал сам трудовой коллектив. Произошёл редкий случай, когда в результате приватизации предприятие не сбавило объём, а увеличило темп выпуска, постоянно внедряя новые технологии и продолжая удешевлять производство. Закуплена новая печь для подглазурного декорирования. Освоен выпуск посуды для микроволновых печей, не страдающей при мытье в посудомоечной машине. Сейчас «Каролина» не только продолжает выпуск посуды, но и предлагает желающим закупить организацию производства фарфоровой посуды с нуля, так как здесь накоплен огромный опыт.

Современная продукция фабрики

Ныне «ZPS KAROLINA» предлагает около 1350 наименований фарфоровых изделий, состоящих из 60 гладких, рельефных, фестончатых, круглых, квадратных, прямоугольных и овальных форм. Изделия декорированного или недекорированного фарфора формируются в сервизы или наборы. Кроме того, ZPS KAROLINA является единственным польским производителем кремового фарфора, относящегося к тонкостенному костяному фарфору (в его состав кроме базовых элементов входит костяная зола). Продукция «Каролины» неоднократно завоевывала престижные европейские награды.

Каталог клейм Karolina по годам

Типовые клейма от создания фирмы до Первой мировой войны
Типовые клейма от Первой до Второй мировой войны
Типовые послевоенные клейма

При превращении клейма "Koenigszelt" в "Karolina" постарались сохранить первую стилизованную "К". Однако долгий период она была изображена таким образом, что принималась за "J". От этого следовали ошибки в различных описаниях (фарфор Jarolina или фарфоровая мануфактура Jarolina). В настоящее время "К" переделали так, что название компании отчётливо читается без ошибок.