Тюрингия славилась фарфоровыми мануфактурами. В те времена производство тонкостенной керамики было весьма прибыльным бизнесом. Один из наиболее известных заводов — Sitzendorf Porcelain. Зитцендорфский фарфор — посуда и вазы, светильники и часы, статуэтки и куклы. Он узнаваем по необычайной белизне, фирменным кружевам, золотому канту, росписи в виде цветов, плодов, листьев. Изящные вещицы в большом количестве попали в Россию после Великой Отечественной войны в качестве трофеев. Коллекционеры особенно ценят статуэтки.
История Sitzendorfer Porzellan
Студент Г. Г. Махелейдт из Тюрингии, изучавший богословие, решил создать фарфор по собственному рецепту. В середине 18 века секрет изготовления порцелана держали в строжайшем секрете. Тот счастливчик, который сумел им овладеть, мог разбогатеть на производстве «белого золота». Он создал завод-лабораторию в Зитцендорфе, где терпеливо подбирал и смешивал нужные ингредиенты. Кварцевый песок, который подошел для создания фарфора, был найден около Конигзее. По легенде, Махелейдт получил подсказку о местонахождении ценного сырья от странствующего монаха. В результате ему удалось создать тонкостенную керамику и получить разрешение на строительство фарфоровой мануфактуры в Зитцендорфе в 1760 году. В 1762 году предприятие переместили в Фолькштедт.
Выпуск фарфора в Зицендорфе был восстановлен в 1850 году Вильгельмом Либманом. Он выкупил пустующее здание, под покровительством княжеской семьи повторно основал фарфоровую мануфактуру. Изготавливали недорогую посуду, кукольные головки.
В 1858 году распоряжаться на предприятии стал Альфред Войт. Стали выпускать дорогие статуэтки и предметы декора в стиле рококо, копируя мейсенские образцы. Развитию производства и улучшению условий труда способствовала электрификация Зицендорфа. Раньше работали при свете масляных ламп, которые светили тускло. Теперь при достаточном освещении можно было работать с раннего утра до позднего вечера. Электричество вырабатывали с помощью парового двигателя. В 1884 году полноправными владельцами фабрики становятся братья Альфред и Карл Войты, и её переименовывают в Sitzendorfer Porzellanfabrik Gebrüder Voigt.
В 1900 году в Зицендорфе появилась собственная железнодорожная станция, что обеспечило предприятию доступ к дешевым транспортным путям. Фабрику модернизировали, для печей стали использовать уголь вместо древесины. Эти два фактора удешевили производство, повысили конкурентоспособность предприятия.
Из-за Первой мировой войны и последующего экономического кризиса 1920-х годов компания пришла в упадок. Ситуация изменилась в лучшую сторону в начале 1930-х годов, предприятие стало называться Sitzendorfer Porzellanmanufaktur A.G.
Во время Второй мировой войны сотрудников мануфактуры перевели на другие фабрики, которые работали на нужды фронта. Экспорт сильно сократился. В 1944 году во дворе Sitzendorfer Porzellanmanufaktur в небольших лачугах разместили цеха оборонного завода из Бромберга.
После войны Тюрингия вошла в состав ГДР. С 1958 года предприятие управлялось с участием правительства. Окончательно его национализировали в 1972 году. Оно постепенно теряло конкурентоспособность на мировом рынке из-за устаревших производственных линий, отсутствия опытных рабочих. Масштабная реконструкция началась в середине 1980-х годов. Фарфоровая индустрия стала восприниматься как надежный и эффективный источник твёрдой валюты.
В связи объединением Германии 1 июля 1990 года фабрика стала частной. В ассортимент вернулась образцы 19 века, в том числе и кружевницы. Она процветала до 2000 года, но новые владельцы не смогли правильно выстроить бизнес-стратегию. В 2013 году предприятие признали банкротом и закрыли.
Керамические кружева
Мировую известность предприятию принесли статуэтки, декорированные кружевом. Их начали изготавливать в 1884 году. В виде ажурного плетения поначалу делали отдельные детали, позднее — весь наряд. Не верится, что пышные викторианские платья, пачки балерин выполнены из фарфоровой массы.
Технология требует от мастера большого опыта и ювелирной точности. Используют настоящий тюль или плетение из хлопковых ниток. На деревянную заготовку наносят массу, по консистенции напоминающую густую сметану. Сверху помещают кружево и дают ему пропитаться. Полоску собирают складками и крепят к статуэтке. При обжиге ткань выгорает, остаются тончайшие фарфоровые кружева.