Если по верованиям древних наша Земля покоилась на трёх китах, то узбекский фарфор в пору своего расцвета держался на трёх заводах – Ташкентском, Самаркандском и Кувасайском. Хроники Кувасайского фарфора покажут и взлёт предприятия в замкнутой экономике Советского Союза, и постепенное падение в рыночную эпоху независимого Узбекистана.
История Кувасайского фарфорового завода
Решением коммунистической партии и советского правительства новое предприятие фарфорово-фаянсовой промышленности должно было появиться в городе Кувасай (Quvasoy), расположенном в Ферганской области Узбекистана. По сведениям от любителей фарфора, заводской комплекс построен и запущен в начале 1980-х гг. Однако, если судить по датам, запечатлённым на вазе выше, сам завод считает своим годом рождения 1977-й. По плану здесь должен был начаться выпуск традиционной среднеазиатской посуды: чайники, ляганы, пиалы. Собрав многих местных мастеров под своё крыло, Кувасайский фарфоровый завод имени 60-летия Союза ССР стал одним из градообразующих предприятий. За несколько лет стараниями творческой команды здесь успели разработать оригинальные узоры росписи. Эти изделия до сих пор передаются из поколения в поколение.
В 1992 году уже суверенный Узбекистан решил централизовать производство местного фарфора. Для этого создали государственный концерн «Узбекфарфор» по производству фарфоровых изделий в составе Ташкентского, Кувасайского и Самаркандского фарфоровых заводов. Концерн, находящийся в столице республики, возможно, усилил роль Ташкентского завода, а вот Кувасайскому такое положение дел на пользу не пошло, и предприятие начало лихорадить. Выпуск фарфора быстро стал убыточным.
Новый этап в жизни завода начинается с момента преобразования его в акционерное общество «Кувасай чинниси» («QUVASOY CHINNISI»). В 2002 году экономическая служба отчитывалась о ежегодном объёме в 17 000 000 профильных изделий, что было вчетверо больше, чем в 1997 году. Предприятие рассылало во все концы света пиалы «Дилрабо», «Нозик», «Санам», а также блюда «Рохат». К выпуску готовился восточный сервиз «Истиклол», заслуживший похвалу на выставке в Ташкенте. Технологи проверяли новые составы из местных компонентов. Попутно стали производить огнеупорный кирпич и диски фильтр-пресса из алюминиевых отходов. Казалось бы, всё наладилось, но завод всё больше накапливал долги. В 2007-2008 гг. произошёл резкий спад производства. В Ташкенте запланировали, что ОАО «Кувасой чинниси» с 2009 по 2011 год выпустит около 27 миллионов хозяйственных товаров и предметов домашнего обихода, но всё сложилось иначе. Это можно понять по тому, что к 2013 году планируется восстановление производства на базе ОАО «Кувасой чинниси» с привлечением китайских инвесторов. Однако по состоянию на 2019 год на базе неиспользуемых и неэффективно работающих зданий бывшего акционерного общества «Кувасой чинниси» уже строят промышленную зону, ориентированную на выпуск не фарфора, а трикотажных изделий. О возрождении Кувасайского фарфора речи пока не идёт.
Мастера Кувасайского фарфорового завода
Расцвету производства во многом способствовала Римма Газалиева, пришедшая работать на завод в 1983 году. До этого она успела закончить Беньковское училище изобразительных искусств и Ташкентский университет изобразительных искусств. О том, какой замечательный работник появился на заводе, руководству помогла понять бронзовая медаль на Всесоюзной выставке дипломных работ в Москве, полученная Газалиевой в 1984 году.
Можно сказать, что в Кувасае Газалиева вводит собственную школу росписи на фарфоре. Она переносит на твёрдый материал узоры, характерные для местной ткани. Примером является знаменитый «абровый» узор («абр» - в переводе на русский «облако»). Славу Газалиевой ещё составили изображения спелых гранатов и узоры «сюзане» («игла»), которые тоже оказались на блюдцах, пиалах и чайниках КФЗ. Успехи этих работ сделали молодого специалиста художественным руководителем предприятия уже в 1988 году. На КФЗ Газалиева проработала до 1995 года.
Клеймо Кувасайского фарфорового завода
На протяжении всего советского периода клеймо КФЗ было единым и не менялось, представляя стилизованное объединение пиалы с буквой «К».