Кисловодский фарфор славится самобытностью, экологичностью, высоким качеством, его производят на заводе «Феникс». Изделия легко узнать по «фирменному» растительному декору в виде лепнины. Над украшением некоторых из них мастерицы трудятся не менее месяца, лепестки и листья получаются очень реалистичными. Образцы больше напоминают качественный фаянс, чем фарфор, в них нет тонкости и просвечиваемости. Вазы, кружки, статуэтки, вылепленные и раскрашенные вручную, считаются штучным товаром, поэтому цена на них достаточно высока. Также завод выпускает массовую продукцию, которая по карману большинству покупателей.

Технологии производства выверены десятилетиями, поэтому кисловодская тонкостенная керамика прочная и удобная, ее легко содержать в чистоте, приятно держать в руках.

Статуэтка «Восточная девушка», фарфор, роспись, люстр, 1960-1970 гг.

История

Производство фарфора в Кисловодске началось на базе артели, которая специализировалась на резьбе по кости и коровьему рогу. В 1952 году мастерская сменила профиль по приказу «сверху». Установили печи для обжига, наладили поставку сырья из Мурманска, Самары, Украины. Местная тонкостенная керамика стала одним из символов страны. Готовую продукцию продавали по всему СССР, экспортировали в Европу и на Ближний Восток.

Производили бюветницы, памятные кружки для туристов, которые отдыхали в кавказских здравницах. Поначалу простота преобладала над декоративностью. Первую продукцию, украшенную лепниной, произвели в 1975 году. Завод, названный ПО «Сувенир», отказался от поточного производства, заняв свободную нишу лепного декора и сосредоточившись на предметах ручной работы.

С 1985 года предприятие возглавлял Павел Лобжанидзе. При нем провели глобальную модернизацию производства. Стали использовать люстрирование, роспись ангобами, красками с содержанием золота. У художников появилось больше возможностей воплотить свои идеи. Большим спросом и на внутреннем рынке, и за рубежом пользовалась кобальтовая посуда.

Штоф «Горец» с дарственной надписью, фарфор, кобальт, роспись, золочение, 1971 годШтоф «Горец» с дарственной надписью, фарфор, кобальт, роспись, золочение, 1971 год

После распада СССР для завода наступили трудные времена. Штат сократился более чем в 2 раза. Из полутора сотен дизайнеров осталось всего 5. Остро обозначились проблемы с сырьевой базой. Но предприятие выстояло и продолжило работу. Оно функционирует и по сей день.

Производственный процесс

Гипсовые формы создают по авторским чертежам и заполняют фарфоровой массой, их утверждает худсовет. После затвердевания заготовки извлекают и сушат при комнатной температуре. Неровности убирают с помощью мокрой губки. «Полуфабрикаты» становятся фарфором после обжига при 770 градусах.

Сервиз кофейный с цветочным декором на шесть персон (в подборе), 1980-1990 гг.Сервиз кофейный с цветочным декором на шесть персон (в подборе), 1980-1990 гг.

На следующем этапе изделия глазуруют и снова обжигают, после чего они приобретают водонепроницаемость. Роспись наносится вручную, поэтому каждый сувенир неповторим. На завершающем этапе посуду и предметы декора украшают жидким золотом. Состав предварительно глазуруют и запекают в печи.

Бюветница (курортная кружка), 1960-1970 гг.Бюветница (курортная кружка), 1960-1970 гг.

Одна из самых популярных форм — курортная кружка (бюветница или поильник). Это небольшая плоская флага с носиком. Объем бюветницы (150 мл) рассчитан на разовый прием минеральной воды. Такую посуду применяли на кавказских курортах еще в 19 веке.

Клейма Кисловодского фарфорового завода по годам

Клейма советского периода

Маркировка изделий менялась вместе с названием предприятия. В 1960-е годы оно называлось «Кисловодский ХудожПромКомбинат», в 1960-1970 годы — «Кисловодская фабрика сувениров». Коллекционеры особенно ценят ранние образцы, авторские экземпляры с подписью мастера.

Клейма Кисловодского фарфорового завода «Феникс» разных лет

Следует понимать, что сейчас под маркой «Кисловодский фарфор» можно встретить изделия фабрики ООО «Дельта-Х» и небольших мастерских («Подкумская долина», «Белый конь», «Дубль», «Нарцисс», «Рим», «Алан», «Асма», «Суворовский», «Узден», «Фламинго», «Аккерман и сын», «Глечек» и др.). К Кисловодскому фарфоровому заводу они отношения не имеют, хотя в их клеймах или логотипах фигурирует Кисловодск.

Клеймо кисловодской фарфоровой мастерской ALAN

Бывает, что за заводские изделия выдают фальшивки, которые быстро теряют внешний вид и могут быть небезопасны для здоровья. Чтобы купить подлинную продукцию Кисловодского фарфорового завода, следует обращать внимание на клеймо.