Влоцлавская фаянсовая фабрика сложилась из нескольких небольших заводов, занимавшихся производством фаянса, начиная с последней четверти 19 столетия. Как и многие другие мануфактуры, она переживала (и её составляющие до объединения) переживала взлёты и падения. Ряд её изделий социалистического периода считается предметами художественного промысла. Разорившись в рыночный период, она снова возродилась и, похоже, готова брать новые высоты.

Сервиз кофейный на 6 персон (15 предметов), Влоцлавская фаянсовая фабрикаСервиз кофейный на 6 персон (15 предметов), Влоцлавская фаянсовая фабрика

История развития фаянса в г. Wloclawek

Начало производства фаянса заложили Зигмунт Кухфельд, Давид Чаманский, Издидор Шрейер и Бернард Боаш, основав в 1873 году первую из местных фабрик (Włocławska Fabryka Wyrobów Fajansowych). Хорошо материала поблизости не нашлось, поэтому его завозили из немецкого города Галле. Изделия из фаянса быстро завоевали популярность, и фабрике прочили великое будущее, но в 1880 её почти полностью уничтожил пожар. Местность с остатками сгоревшего производства выкупили Юзеф Тейхфельд и Людвик Астерблюм. На тот момент компаньоны уже владели фаянсовой фабрикой в деревне Прушков. Их силами во Влоцлавеке было возобновлено производство в 1882 году под названием «Włocławska Fabryka Fajansu Teichfeld i Asterblum», однако в качестве торговой марки было ещё выбрано и слово «Progres», которое фигурирует на некоторых версиях клейма. Новые владельцы основывали дело не только на немецких технологиях (на фабрике работало десять печей) и немецком сырье, но даже специалисты у них были завозные. Местных жителей стали принимать на фабрику только после десяти лет с момента её возрождения.

Виньетка «Новая Влоцлавская Фаянсовая Фабрика» (1917 г.)

Однако уже в 1880 году в городе открылась ещё одна фабрика, принадлежавшая Энгельману и Шрайеру. Поначалу объём производства был небольшим, но изделия славились качеством и считались лучшими из всего фаянса, который производили во Влоцлавеке. Это дало возможность в 1885 году провести значительное расширение производства. Успех фаянса подвиг Леопольда Чаманского в 1887 году арендовать эту мануфактуру, а затем и полностью выкупить её. С 1891 года название фабрики сменилось на Nowa Włocławska Fabryka Fajansu Leopold Czamański. Хотя через два года сам Леопольд Чаманский умер, дело продолжили наследники, сохранив его имя в названии. Если в 1891 году фабрика выпустила товара на 60 000 рублей, то в 1893 году сумма выросла до 85 000 рублей. Чаманский начинал со штата в 150 рабочих, но к 1903 году здесь уже трудилось две сотни человек. В 1923 году компанию преобразовали в акционерное общество.

Набор из трех обеденных тарелок, украшенных цветочным декором (Новая Влоцлавская Фабрика Фаянса Леопольда Чаманского)Набор из трех обеденных тарелок, украшенных цветочным декором (Новая Влоцлавская Фабрика Фаянса Леопольда Чаманского)

Казалось бы, фабрики должны были жёстко конкурировать друг с другом, но, находясь под боком друг у друга, начали тесно сотрудничать. Происходил обмен популярными формами. А если поступал огромный заказ, то его делили между мануфактурами, и две одинаковые по декорированию тарелки различались только клеймом на обороте. Кроме этой пары заводов, считавшихся достаточно крупными, Влоцлавек обзавёлся ещё несколькими мануфактурами помельче. Например, в 1894 году была основана «Włocławska Fabryka Fajansu "Keramos"». Первое банкротство она пережила в 1907 году и была выставлена на торги, после чего её контролировали и Астерблюм, и братья Чаманские, из-за чего производимый ей фаянс часто был копией более крупных заводов, владельцы которых использовали её для выполнения части больших заказов. С 1922 года работала в городе и фаянсовая фабрика братьев Кон (Cohn Brothers & Co). Правда, в 1930 году её остановили из-за мирового кризиса, но в 1937 году фабрику приобрёл Алоизий Чарнецкий, через год запустивший выпуск фаянса под маркой «Zakłady Ceramiczne A. Czarniecki i S-ka». Несмотря то, что фаянс в то время считался «младшим братом» фарфора, и множество усилий кидалось на то, чтобы посуда имитировала фарфор, товар из Влоцлавека успешно расходился. Отсюда фаянс отправляли в Африку, Австралию, Южную Америку и Индию. После начала Второй мировой войны город стал частью Третьего рейха и сменил имя на Leslau. Два самых крупных завода, стоявших рядом, объединили и продолжили выпуск фаянса под маркой «Industrie Werke Leslau». Завод Чарнецкого хотя тоже стал собственностью рейха, но остался самостоятельным, хотя и получил новую торговую марку «Keramische Werke».

Влоцлавская фаянсовая фабрика (Włocławskie Zakłady Ceramiki Stołowej)

Ваза для фруктов, дизайн Вит Плажевский (1958 г.)

Все фаянсовые фабрики города в единое производство объединили новые польские власти. Государственное предприятие продолжило выпуск простенького фаянса, и неизвестно, к чему бы это не привело, если бы сюда в 1949 году не заехал выпускник Краковской академии изящных искусств Антони Бушек (Antoni Buszek). Он провёл для оформителей курсы декорирования и вознамерился превратить местный фаянс в народный художественный промысел Польши. Его усилиями характерные цветочные декоры, которые стали применять художники Влоцлавека, стали считаться традиционными народными подглазурными узорами. В 1956 году завод получает имя «Włocławskie Zakłady Ceramiki Stołowej im. Rewolucji 1905 r.». В 1959 году Влоцлавек обрёл и производство фарфора для предприятий общественного питания.

Набор для курения. Керамика «Пикассо» (1960-е гг.)

На стыке 1950-х и 1960-х гг., когда здесь разработали и запустили в серию необычную керамику «Пикассо». Фаянс, выполненный в новом стиле, привлёк не только польских покупателей, но и зарубежных, так как экспонировался на всевозможных выставках и ярмарках. Абстрактные композиции, воплощённые в фаянсе, неизменно привлекали взор. Считается, что наибольший вклад в это направление внесли Вит Плажевский (Wit Płażewskij), Ян Совинский (Jan Sowińskij) и Эльжбета Пивек-Бялоборская (Elżbietę Piwek-Białoborską). Расцвет «пикасиков» («pikasiaki») продолжался до 1965 года, после чего наступил период ограничений, так как производство решили ориентировать на народные формы и узоры.

Фаянсовая тарелка с росписью (Влоцлавская фаянсовая фабрика)

Нельзя сказать, что это был проигрышный шаг. В результате на смену «пикасикам» пришли «влоцлавки» («Włocławki»). Эти оригинальные фаянсовые изделия, оформленные неповторимыми узорами на основе прошлых веков, быстро полюбились полякам. У них был вид старинной керамики, будто бы миска или тарелка чудом уцелели, простояв где-то в деревенском сарае век или полтора. В рамках популяризации проводили конкурсы среди художников на роспись «влоцлавок». В 1973 году фаянс, керамику и фарфор объединили в рамках большого предприятия. В 1989 году Польша отказалась от социализма, государственная поддержка прекратилась, а рынок быстро заполнился западными товарами. В этих условиях спрос на фаянс рухнул почти до нуля, и завод в 1991 году остановился (по некоторым каталогам в 1992 году он ещё работал). Возрождение фаянса из Вроцлавека произошло только в 2002 году. Эва и Ежи Шановски решили возобновить выпуск «влоцлавок» и превратить это в семейный бизнес. Их энергией производство поддерживалось вплоть до эпидемии коронавируса.

Украшения Fajansowe.love

Новым владельцем завода стал Тибериуш Райс. Официально передача ему предприятия от семьи Шановски состоялась 15 июня 2021 года. Райс вступил во владение заводом с новыми идеями. Благодаря ему здесь кроме традиционных изделий освоен ещё и выпуск элитных фаянсовых украшений. Новые поколения дизайнеров разрабатывают коллекции под торговой маркой «Fajansowe.love», где влоцлавский фаянс предстаёт не только в сочетании с элегантными ремешками, но и с драгоценными металлами. В 2020 году уроженка Влоцлавека Сильвия Шари создала бренд одежды FAJANSIARA. В период работы Всемирной выставки в Дубае (2022 г.) модельеры RAD DUET совместно с группой Instytut B61 представили костюмы космонавтов, где использовали узоры фаянса из Влоцлавека.

Каталог клейм Влоцлавских фаянсовых фабрик (Wloclawek) по годам

Наличие буквы "ł" в польском алфавите часто путает жителей других стран, где такой буквы не знают. Поэтому в иностранных языках описание название города, фабрики и её клейма не только упрощается до "Wloclawek", но порой ошибочно превращается в имя города, которого нет (например, Wtoctawek).

* * *

Слева рельефные клейма Teichfeld & Asterblum Wloclawek (вид позаимствован у Villeroy & Boch). Справа рельефное клеймо и сам штемпель аналогичного клейма (у клейма «Teichfeld & Asterblum» выполнено горизонтально и «Wloclawek» по дуге, а на штемпеле «Wloclawska» расположено по горизонтали, а на дуге – «Fabryka Fajansu»).

* * *

Это клейма Teichfeld & Asterblum Wloclawek с указанием «Progres». Одни исследователи считают, что клеймо проставлялось в первые годы работы фабрики. Но любители фарфора и фаянса из Вроцлава (не из Влоцлавека!) указывают для него общий период (1882-1939 гг.).

* * *

На гербе Pruszkow, где также располагалась одна из фабрик Teichfeld & Asterblum, тоже три башни. Но их влоцлавские изделия мы узнаём по золотой архиерейской митре, венчающей среднюю из трёх башен городского герба Влоцлавека. На клейме также может присутствовать название города.

* * *

Фабрика Леопольда Чаманского, превратившись в 1923 году в акционерное общество, утратила букву «N» в клейме (часть «Nowa Włocławska» стала просто «Włocławska»). Соответственно, до 1923 года проставлялось «N.W.F.F.», а после 1923 года - «W.F.F.».

* * *

Одно из клейм фабрики Леопольда Чаманского, считающееся редким. Аббревиатура LC&Co в нижней части клейма расшифровывается, как «Leopold Czamanski & С°».

* * *

Одно из редких клейм Влоцлавской фаянсовой фабрики с полным указанием названия (присутствует часть «Rewolucji 1905»). Проставлялось, начиная с переименования фабрики (1956 г.).

* * *

Подборка клейм Влоцлавской фаянсовой фабрики периода 1968-1992 гг. достаточно внушительна. Считается, что сочетание «Ручная роспись» в клейме Włocławek с указанием «Сделано в Польше» используется с 1973 года.

Клеймо Влоцлавской фаянсовой фабрики в XXI веке