Фарфоровая мануфактура Unterweissbach – это пример того, как в результате правильного управления удалось перейти от простой посуды к фарфоровым статуэткам, известным на мировом уровне. Возможно, Unterweissbach – и не самая известная марка. Однако она однозначно находится в группе тех, чьи предметы до сих пор привлекают внимание ценителей качественного фарфора.
Статуэтка «Танцовщица» (Unterweissbach)
Porzellanfabrik Unterweißbach в ранние годы (1882-1899 гг.)
Годом основания фабрики Унтервайсбах в одноимённом населённом пункте Тюрингии считается 1882-й, а первым владельцем и основателем – Герман Йост. На тот момент ассортимент разнообразием не блистал, так как мануфактура выпускала лишь тарелки и прочую посуду. Йост стремился выделиться в ряду конкурентов, приглашая опытных мастеров с соседних фабрик. Эти новые люди не только повышали качество, но и помогали внедрять новые предметы. В 1890 году Йост уступил мануфактуру Рудольфу Манну за 30 000 марок. А к Манну в качестве делового партнёра присоединился Фриц Порцелиус.
Чайное трио с изображениями цветов и красным бортом (Unterweissbach)
В связи со сменой владельца из названия фабрики Унтервайсбах исчезает имя Германа Йоста, зато добавляется Mann & Porzelius. Компаньоны обнаруживают, что купили производство в очень удачное время. Экономический подъём Германской империи обеспечил рост благосостояния её граждан. Продажи изысканного фарфора заметно увеличиваются. Но для глобальной модернизации финансов у партнёров недостаточно, поэтому их компания преобразовывается в акционерное общество.
Porzellanfabrik Unterweißbach в период союзов и поглощений (1899-1940 гг.)
Как только акционерное общество было зарегистрировано, Манн с Порцелиусом убрали свои имена из названия компании. Однако изредка имя компании можно встретить и с их упоминанием (различного рода документы, реклама в газетах и др.). Вскоре известная мануфактура Aelteste Volkstedter, переживавшая тогда не лучшие времена, решает объединиться с компанией Унтервайсбах. Результатом стало длиннющее официальное название нового акционерного общества – Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur und Porzellanfabrik Unterweißbach vormals Mann & Porzelius AG. При этом новый компаньон продолжает выпускать фарфор со своей маркой (правда, меняет её на новую, добавляя корону, как у Унтервайсбаха). В 1908 году решает присоединиться к компании и Макс Адольф Пфайффер, владеющий Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst (Шварцбургские мастерские фарфорового искусства). Он тоже настоял, что является обособленным участком, поэтому будет пользоваться собственными торговыми марками. Так в акционерном обществе в качестве клейма появляется знаменитая «бегущая лиса».
Подсвечник на две свечи с фигуркой путти в окружении цветов (Unterweissbach)
Приход Пфайффера был большой удачей для компании. Пфайффер состоял в «Германском производственном союзе» («Deutscher Werkbund»), объединившем художников, архитекторов и мастеров народных ремёсел. Целью союза было слить искусство с производством, найти новые формы зданий, улучшить эргономику рабочих мест, воплотить в творчестве конструктивизм и функционализм. Поэтому Пфайффер хорошо разбирался не только в новых веяниях искусства, но и в производственных технологиях. Кроме того, он занимался проектами реформирования в сфере образования и прикладного искусства. Это дало ему знакомство с такими заметными фигурами того времени, как Герхард Маркс, Макс Эссер и Пауль Шойрих. Знаменитыми стала серия охотничьих статуэток, над которыми два с половиной года работал Отто Тим, после чего фигурки отправились в Императорский зал замка Шварцбург. Из прочих работ выделяются композиции Эрнста Барлаха, создавшего такие скульптуры как «Сидящая девушка», «Кричащая монахиня», «Нищая в платке» и «Слепой нищий». Пфайффер не считал управление фабрикой вершиной карьеры, поэтому в 1913 году принял предложение о сотрудничестве со стороны мейсенской мануфактуры и уехал из Тюрингии в Саксонию.
Статуэтка «Балерина» (Unterweissbach)
Из-за реорганизации главный офис фабрики Унтервайсбах в 1910 году переезжает в Фолькштедт. Тогда же начинается период значимых наград для фарфора мануфактуры. В 1910 году её изделия удостоились золотой медали Всемирной выставки (г. Брюссель) и серебряной медали Международной охотничьей выставки (г. Вена). Через год несколько наград были получены в Турине, а ещё через два – золотые медали в Женеве и Лейпциге. Можно считать, что период с 1910 по 1915 гг. стали золотым веком мануфактуры относительно наград и поощрений, имеющих высокий статус.
Бюсты парные «Мальчик и девочка» (Unterweissbach)
В 1929 году из-за начавшегося кризиса спрос на фарфор резко упал, поэтому в начале 1930-х гг. Unterweissbach и Aelteste Volkstedter разделились. В 1936 году хозяином фабрики Унтервайсбах становится Карл Саар. Но если у него и были большие планы по очередному развитию мануфактуры, он не смог их осуществить из-за смерти в 1940 году. В результате владелец фарфоровой мануфактуры Валлендорфа Хайнц Шаубах начинает заправлять делами и здесь.
Porzellanfabrik Unterweißbach со Второй мировой войны и по наши дни
Первичные решения Шаубаха вылились в резкое сокращение фабричного штата до четырёх десятков сотрудников. Но много рабочих и не требуется, так как Шаубахом выставлены на продажу ряд заводских корпусов. Сокращение издержек и неплохая сумма от продажи зданий позволили Шаубаху модернизировать производство, перейдя от массовых изделий к сложным композициям. Несмотря на то, что фабрика Унтервайсбах находилась на территории Восточной Германии, Шаубах управлял ей до 1953 года, получая существенную прибыль.
Статуэтка «Орел на шаре» (Unterweissbach)
Тем не менее, 5 марта 1953 года последовала национализация. В последующие 15 лет под государственным управлением здесь делали многочисленные произведения малой формы (статуэтки Франца Шуберта, Вольфганга Амадея Моцарта, балетных танцовщиц из «Лебединого озера»). Производство продолжалось по прежним стандартам, пока в 1970 году фабрику не влили в состав большого комбината VEB Vereinigte Zierporzellanwerke Lichte. Получив доступ к новым формам фабрика Унтервайсбах, наряду с другими предприятиями комбината начала делать достаточно сложные, но весьма популярные композиции (кареты, групповые скульптуры, исторические сюжеты и пр.). С клеймом фабрики Унтервайсбах появлялись охотничьи сцены (карета и четыре всадника), разработанные Хайнцем Шобером, и причудливые произведения Густава Оппеля. Два десятилетия до момента объединения западных и восточных немецких земель принесли фабрике Унтервайсбах новую славу.
С 1990 года большинство государственных предприятий бывшей ГДР ждала приватизация. Фабрика Унтервайсбах стала частью Königlich privilegierte Porzellanfabrik Tettau GmbH, которая в свою очередь управлялась Porzellanfabrik Christian Seltmann GmbH. Благодаря финансовым вливаниям на фабрике полностью заменили оборудование под конкретные небольшие задачи. Теперь продукция продаётся под брендом Unterweißbacher Werkstätten für Porzellankunst – «Мастерские фарфорового искусства Унтервайсбах».
Клейма Unterweissbach по годам
Эксперты по фарфору утверждают, что предметы с клеймами, выпущенными в период, когда мануфактурой владели Herman Jost или Mann & Porzelius, пока не найдены. Того же мнения придерживаются правообладатели торговой марки. Эволюция клейма Unterweissbach начинается в конце 19-го столетия. Считается, что аббревиатура «AVP», помещённая в большую «U», унаследована от Aelteste Volkstedter и её клейма «AeV». В период слияния Unterweißbach с мастерскими Schwarzburger Werkstätten für Porzellankunst, наряду с их клеймом предмет мог дополнительно маркироваться и рельефной буквой «U»