До того, как стать единым целым, два силезских городка Altwasser (ныне Stary Zdrój) и Waldenburg (ныне Wałbrzych) соперничали в производстве фарфора. Если фарфор Вальденбурга представляла торговая марка Krister, то Альтвассер прославила фарфоровая мануфактура Tielsch.
Porzellanfabrik C. Tielsch & Co. (1845-1917 гг.)
Фарфоровая мануфактура Carl Tielsch & Co основана в 1845 году Карлом Робертом Тильшем в сотрудничестве с банкиром Гедеоном фон Валленбергом, который был простым инвестором и руководящих решений не принимал. Цех, где три печи обслуживало шесть десятков рабочих, выстроили в Альтвассере недалеко от Вальденбурга, входящего в административный округ Бреслау (ныне Вроцлав). Техническими делами заведовал Эрнст Бауэр.
Чайная пара, фарфор, золочение, Porzellanfabrik C. Tielsch & Co, Германия (1845-1850 гг.)
До основания мануфактуры Карль Тильш уже имел опыт в торговле, но не в керамике. Однако он страстно желал повторить успех Карла Кристера. И предприятие Тильша ждал стремительный взлёт, о чём можно судить по быстро растущему штату. В 1851 году здесь работало уже три сотни сотрудников, а в 1860-х гг. их число порой доходило до полутора тысяч. Секрет крылся в том, что Карл Роберт Тильш сразу взял курс на широкий ассортимент продукции. На мануфактуре делали не только фарфоровые предметы домашнего обихода, но и посуду, поставлявшуюся в окрестные гостевые дома, а также ритуальные предметы и оригинальные симпатичные безделушки, которые охотно покупали богачи. Кроме того, большая часть товаров выставлялась по доступным ценам, а чтобы придать им изящество и яркость, Тильш приглашал известных оформителей и художников по фарфору. Производство оказалось экономически выгодно из-за того, что в округе добывали много недорогого угля, а в 1853 году сюда проложили железную дорогу, по которой Тильш отправлял большие партии фарфора.
Фарфор Тильша экспонировался на торговых ярмарках и выставках в Лондоне (1851 и 1862 гг.), Париже (1867 г.), Вене (1873 г.) и Мельбурне (1880 г.). Благодаря заключённым сделкам поставки пошли в Англию, Грецию, Египет, Тунис, Бразилию и США. В 1880 году Карл Тильш приобрёл расположенную практически под боком обанкротившуюся фабрику Schlesische Spiegel-Manufaktur (Нидер-Зальцбрунн). Талантливых фарфористов мануфактура Тильша привлекала тем, что рабочим на ней обеспечивался высокий социальный уровень. Сам Карл Тильш, покинувший наш мир в 1882 году, завещал в фонд рабочих тридцать тысяч марок золотом. Фабрику унаследовал Эгмонт Тильш, успевший послужить в армии и попробовать себя в бизнесе. Деловая хватка помогла ему не только сохранить качество отцовского фарфора, но и развить производство. Например, в начале 1906 года заработал новый заводской комплекс в Альтвассере, где вскоре появилась первая полностью функциональная и эффективная туннельная печь на угле. В 1913 году на фабрике, где трудилось полторы тысячи человек, 270 рабочих делали сами предметы, а 110 декораторов их расписывали. Довоенный каталог включал 1637 позиций. Причём, каждая из них могла иметь множество версий. Например, указанный единственной позицией кофейник можно было заказать в 196 вариантах, предусматривающих отличия в размере предмета и его оформлении.
Porzellanfabrik C. Tielsch & Co. AG (1917-1932 гг.)
К 1917 году Эгмонт Тильш понял, что развитие упёрлось в потолок возможностей, и начал продумывать реорганизацию. В январе его частное предприятие превратилось в акционерное общество. Тильш потерял право принятия решений в одиночку, но другие акционеры были кровно заинтересованы в развитии производства. Среди них был дрезденский банк, уже имевший в управлении фарфоровую фабрику Max Roesler в Родахе (Бавария), а также Хьюго Аувера, входивший в совет директоров такого фарфорового гиганта, как Hutschenreuther. Слияние привело к появлению товаров «Черный рыцарь» с указанием «Waldenburg Studios» (в 1910 году Альтвассер стал частью Вальденбурга), которые производила фабрика Тильша. Их успешно продавали в Америку при помощи компании Graham & Zenger. Мировой кризис и крах фондового рынка подкосил дела на фабрике, персонал которой в 1930 году сократился до 1300 человек. Эгмонт фон Тильш в том же году умер в возрасте 76 лет, а ему на смену пришёл его сын Герберт фон Тильш.
Porzellanfabrik Tielsch & Co как часть Hutschenreuther AG (1932-1945 гг.)
Набор из двух обеденных тарелок с фигурным бортом и золотым ободком (1950 гг.)
В 1932 году Хьюго Аувера советует сделать Tielsch частью Hutschenreuther. Это позволило не увольнять сотрудников с фабрики, а удерживать штат на уровне 1200 работников (достаточно крупное предприятие, на тот момент). В качестве подразделения фирмы CM Hutschenreuther мануфактура чувствовала себя более чем уверенно. Работе не помешало ни ужесточение политики во времена Третьего рейха, ни начавшаяся Вторая мировая война. Однако в 1945 году эти места заняла Красная армия. Так как контуры послевоенного мира были уже определены, власть передали польской администрации. Семейству Тильш пришлось срочно уехать на запад Германии, оставив родовой замок. А фирма Hutschenreuther утратила возможность управления мануфактурой. Немецкие специалисты принялись разъезжаться, ведь местное польское население требовало, чтобы они покинули переименованный в Валбжих Вальденбург как можно быстрее. Но фабрика продолжала работать, так как на место немцев приходили поляки. При этом на изделия продолжали ставить прежнее клеймо. Часть завода вскоре разобрали на армейские нужды, однако производство сохранилось благодаря тем немецким рабочим, которые решили остаться. Управляющим на фабрику назначили Яна Качневича, который сумел обеспечить все необходимые для выпуска фарфора процессы.
Zakłady Porcelany Stołowej Wałbrzych
Сервиз кофейный с цветочным декором на 4 персоны Walbrzych (1950-1970 гг.)
В 1952 году мануфактуру окончательно национализировали. Благодаря участию государства, здесь прошла существенная модернизация. После серьёзной инвентаризации определили, какие изделия больше не актуальны и что именно может прийти им на смену. Четыре десятилетия стабильности и планомерного развития превратило завод столового фарфора Walbrzych в одно из крупнейших производств по выпуску посуды. Фарфор пользовался большим спросом не только внутри Польши, но и за рубежом. Качество товара ничуть не уступало довоенным временам, а с внедрением новых технологий оно лишь улучшалось. Сервизы массово уходили за границу. В Советском Союзе достать польскую посуду было непросто, хотя поставлялась она туда в больших объёмах. Наибольшую популярность имели сервизы «Maria Teresa», «Cora», «Luna», «Wenus» и «Tytan». Волнения 1980-х гг. не затронули фарфоровое производство Валбжиха.
Но социалистический период подошёл к концу, и в 1992 году завод приватизировали с участием коллектива. Государство забрало 15 процентов акций, чтобы хоть как-то контролировать процессы на предприятии, но в 2007 году пакет был продан, и завод стал полностью частным. Несмотря на засилье китайского фарфора, компания Fabryka Porceany Wałbrzych продолжала выпускать посуду до 2012 года. После этого завод был продан на слом. Большая часть зданий к настоящему времени уже снесена.
Клейма фарфора Tielsch и Walbrzych по годам
То, что Тильш во многом ориентировался на Карла Кристера, подтверждают и его ранние клейма. Как и в линии Кристера, копирующей скипетр Königlich Preußische Porzellanmanufaktur, в сокращении «TPM» угадывается стремление сделать клеймо максимально схожим с «KPM» - аббревиатурой всё той же Королевской мануфактуры. Тильш пробовал применить и скипетр, представив его в виде кадуцея, но орёл показался ему предпочтительнее. На клеймо с орлом последовала жалоба от Королевской мануфактуры, и в 1850 году Тильш видоизменил орла. После этого жалобы Королевской мануфактуры в его адрес Министерство финансов отклоняло, так как посчитало орла достаточно непохожим на логотип Königlich Preußische Porzellanmanufaktur.