Благодаря немецким фарфоровым мануфактурам в конце 18-го столетия тайна изготовления фарфора проникает и в земли, населённые чехами. Впервые чешский фарфор появился в Клаштерце (1794 г.). Развитию производства способствуют обнаруженные под Карловыми Варами залежи высококачественной глины. Керамикой начинают заниматься в Теплице, так как здесь массово добывают уголь, который используют в печах для обжига. После того, как в эти края протянули железнодорожные пути, продукция мануфактур получила новый рынок сбыта. В начале ХХ века тут уже насчитывалось почти три десятка фабрик, занятых фарфором или керамикой.
История фарфора Royal Dux Bohemia
Статуэтка "Тюлень" (1990-2010 гг.)
Завод в Духцове, начавший работу в 1853 году, входит в число ранних. Первые годы тут выпускали небольшой ассортимент керамики, но в 1860 году прибывший сюда Эдуард Эйхлер, имевший опыт создания форм для фарфора, меняет всё. В его владение переходит и мануфактура в Шельтах под Чешской Липой. Производство фаянса, майолики и терракоты резко возрастает. Качество продукции подтверждает серебряная медаль, полученная компанией Эйхлера на парижской выставке 1878 года. Одной из заметных фигур «эйхлеровского» периода стал дизайнер-оформитель Отто Ярл. Эйхлер умирает в 1887 году, и фирмой сначала руководит его жена, а затем его зять Вильгельм Ганс. Приняв руководство, он видит, что для перехода на новый уровень его личного капитала уже недостаточно, поэтому компания преобразуется в акционерное общество Duxer Porzellanmanufaktur AG, штаб квартиру которого размещают в Берлине. Старая фабрика в Шельтах оказывается убыточной, и производство на ней останавливают. Взамен приобретён мощный завод в Бланкенхайне. Это способствует запуску производства фарфора.
Ваза лаконичной формы с изображением полевых цветов (1970-1990 гг.)
В компанию на должность главного моделиста приглашают Алоиса Гампела, сумевшего разработать формы, не утратившие актуальности и сейчас. Прорыв в фарфоровом деле знаменуется наградами на выставках в Милане и Сант-Луисе. Полтысячи рабочих обслуживают пять кольцевых и семнадцать муфельных печей. Производство получило собственную электростанцию и паровой генератор. И чешский, и близлежащий немецкий рынок насыщен фарфором, поэтому руководство прилагает немало усилий для организации экспортных поставок в дальнее зарубежье. За несколько лет в Европе организуется целая сеть представительств и складских помещений для бесперебойных продаж. Разразившаяся в Европе война, где большинство стран-партнёров оказались противниками, подрывает успешный бизнес. В 1918 году фирма расстаётся с заводом в Бланкенхайне, который приобретает семейство Карстенсов. Эта потеря нанесла существенный урон объёму выпуска, который становится гораздо меньше довоенного. Образованную из обломков Австро-Венгерской империи Чехословакию нельзя назвать богатой страной. Спрос на фарфор здесь гораздо ниже, чем в той же Франции или Италии. Компания переживает многочисленные трудности, едва держась на плаву. Помогают получить прибыль довоенные формы, уже завоевавшие признательность покупателей. Поэтому главным направлением в межвоенный период становится декоративный фарфор.
Статуэтка "Бегемот" (1990-2010 гг.)
Историческая близость к Германии служила причиной тому, что в этих местах проживало большое количество немцев. После крушения Третьего рейха и восстановления Чехословакии начался отток немецкого населения. Уехали немецкие специалисты и с духцовского завода, ставшего государственным. Производство остановилось бы, но сюда пригласили выпускников керамического училища, располагавшегося в Теплице. Для сохранения производства сюда командировали специалистов Пражского высшего художественно-промышленного училища. Это помогло не зацикливаться на прежних образцах, а разработать новые. Появившиеся изделия встретили с теплом на международном рынке фарфора. Особое внимание духцовскому фарфору уделили на всемирной выставке EXPO, которую в 1958 году принимал Брюссель.
Статуэтка "Кавалер" (2000-2010 гг.)
В дополнение к классическому фарфору в Духцове начинают выпуск изделий, у которых искусствоведы отмечают плавные стилизованные формы в стиле модерн. Появляются сюжетные статуэтки, анималистические фигурки и большой выбор декоративного фарфора. Государственное управление не мешает компании развиваться. Можно сказать, что многие изделия, которые производятся и сейчас, были придуманы и освоены именно в те годы. Отказ от социализма привёл к смене формы собственности. В 1992 году предприятие снова становится акционерным обществом и переименовывается в Porcelánova Manufaktura Royal Dux Bohemia. Под маркой «Royal Dux Bohemia» её продукция продолжает выпускаться, хотя в 1997 году фабрика стала частью Czech Porcelain Group.
Клейма Royal Dux Bohemia
Изделия духцовского завода выделяет рельефное треугольное клеймо контрастного (кирпичного или розового) цвета. Зарегистрировали его лишь в апреле 1912 года, однако на предметах из фарфора применять это клеймо начали либо с 1898, либо с 1900 года. Майолика того периода с данной маркировкой пока неизвестна. Жёлудь с буквой и надпись «Royal Dux Bohemia», обрамлённые треугольником, считаются типовым клеймом мануфактуры, хотя набор её маркировок гораздо разнообразнее.