Royal Copenhagen — лучший производитель тонкостенной керамики в Дании. Его продукция узнаваема по сочетанию белого и синего цветов и узорам, напоминающим гжель. Качество изделий контролируется на каждом этапе производства: от обработки глины до глазурования. Копенгагенский фарфор ценится коллекционерами во всем мире.
Блюдо глубокое, украшенное изображением пейзажа с дольменом и деревом, фарфор, роспись, 1974-1978 гг.
История
В 18 веке тонкостенную керамику привозили в Европу из Поднебесной. Прозрачный, легкий, искусно расписанный фарфор из Китая будоражил воображение датских мастеров, они мечтали раскрыть секрет «белого золота». Это удалось аптекарю Франтцу Хенриху Мюллеру. Он разработал технологию производства твердого фарфора. Мюллера поддержала королева Юлиана-Мария, в 1775 году он открыл фарфоровую мануфактуру Royal Copenhagen на окраине Копенгагена.
Первый столовый сервиз украсили росписью с цветочными мотивами, вдохновившись китайскими образцами. Изделия декорировали рифлением, синий кобальт наносили кистями из природных материалов. Спокойная цветовая гамма отлично подходила для изображения скандинавских пейзажей. Ценители фарфора приобретали изящные соусники, тарелки, чашки в подарок, для домашних коллекций, для сервировки стола по особо торжественным случаям.
Мюллер руководил фабрикой до 1802 года. Этот период считается лучшим в истории предприятия. Среди художников были мастера из Берлина, что наложило отпечаток на общую стилистику изделий — они напоминают берлинские образцы. Выпускали эффектные декоративные вазы яйцевидной формы с фигуркой упитанного малыша на крышке, роскошные столовые сервизы для королевского двора и более демократичную посуду для повседневного использования.
Flora Danica — самый дорогой сервиз фабрики. На посуду нанесены изображения растений из одноименного ботанического атласа. Блюда, тарелки, чашки украсили 2600 представителей местной флоры. Этот сервиз на 800 персон должны были преподнести в подарок Екатерине Великой, но работа над ним завершилась уже после ее кончины. Натуралистичность росписи контролировал ученик Линнея — ботаник Теодор Хомтельд. Сейчас набор посуды Flora Danica используют на приемах в замке Кристиансборг.
После ухода Мюллера директора несколько раз менялись, фабрика переживала взлеты и падения. В 1868 году предприятие сменило форму собственности с государственной на частную. Новый расцвет оно пережило при владельце Ф. Шоу. Новый художественный руководитель Арнольд Крог отошел от традиционного стиля, стал обжигать заготовки при более низкой температуре. Это позволило использовать в подглазурной росписи новые красители, которые не выдерживали высокую температуру. В качестве образцов Крог использовал работы японских мастеров, для которых была характерна умеренность в декорировании поверхности заготовок. Также к заслугам художника относится использование цветных глазурей при производстве посуды.
Статуэтка «Такса, играющая с хвостом», фарфор, роспись, 1960-1970 гг.
Помимо посуды, на фабрике выпускали малую пластику, изображающую животных, народные типажи, сюжеты сказок Андерсена.
Клейма Royal Copenhagen по годам
Как поясняет сама фабрика: «С 1775 года каждый предмет фарфора, покидающий Royal Copenhagen, имеет фабричные клейма; три волны, королевская корона и клеймо художника. Это символы подлинности, королевской связи и знак мастерства».
Три волнистых полосы — клеймо завода, они символизируют датские проливы.
Корона символизирует основание Royal Copenhagen по воле и в руках предприимчивой монархии.
Еще одна обязательная деталь — подпись автора. Исследовали расшифровали многие из найденных подписей, но некоторое число всё ещё остаётся загадкой.
С 1935 года точную дату выпуска можно узнать по метке, представляющей чёрточку (или две) над или под определённой буквой.