Чехословацкий фарфор, быть может, и не достиг столь высокого уровня мировой известности, как фарфоровые фабрики Германии или Франции. Но на рынке социалистического блока чехословацкую посуду всегда встречали с теплом и радушием. Хорошим примером вспомнить чехословацкий фарфор будет рассказ о бренде Pirkenhammer. Из-за разделения рисунком клейма названия деревни на две части часто встречается написание Pirken-Hammer (Пиркен-Хаммер).
История фарфоровой фабрики Pirkenhammer (Březová)
Деревня Březová (Бржезова), расположенная в четырёх километрах от Карловых Вар, ранее называлась Пиркенхаммер. Благодаря залежам высококачественной глины в округе открывались фарфоровые мануфактуры. За первопроходцами отрасли последовал землевладелец Фридрих Хёке, основавший здесь свою фабрику в 1803 году при помощи Иоганна Готтлоба Листа. Всё производство представляло две небольших печи, которые обслуживали опытные рабочие, выписанные из Тюрингии. Первые изделия фабрики - это недорогие блюда и миски. Сам Хёке вскоре понял, что не справляется с управлением, и дело идёт к банкротству. Желая избежать трудностей, он в 1806 году сдаёт производство в аренду предпринимателям из Тюрингии Фердинанду Кранцу и Фридриху Бротхойзеру. До 1811 года фабрика носила имя Фридриха Хёке, но затем её перекупили Иоганн Мартин Фишер и Кристоф Райхенбах, из-за чего название мануфактуры поменялось на «Fischer & Reichenbach».
Новые владельцы взялись за дело со всей серьёзностью. Вместо маленького здания были выыстроены три корпуса. Преимуществом фабрики стала близость сырья: и глину, и полевой шпат добывали из шахты, которая располагалась впритык к копусам. Райхенбах отвечал за техническое производство, а Фишер – за продажу фарфора. В 1822 году они получили лицензию на производство фарфора, и уже вскоре их изделия стали славиться, как лучший фарфор Богемии. Доказательством становятся награды выставка ремесленных изделий в Праге (1829 г.) и на Всемирных выставках в Вене (1839 г.), Лондоне (1857 г.) и Париже (1855, 1867 и 1878 гг.). Признанием мастерства можно считать и то, что представителей фабрики пригласили в жюри на Всемирных выставках в Вене (1873 г.) и Париже (1900 г.).
Основным направлением компании становится выпуск столовой посуды. Фирменным изделием считаются чашечки в стиле ампир. На ранних изделиях примечателен цветочный узор, скопированный от конкурентов из Ильменау. Регистрация в 1835 году метода нанесения позолоты, безопасной для продуктов, привела к тому, что посуда вышла на мировой рынок и начала успешно продаваться. В ассортимент также вошли подсвечники и лампы, а затем и малая пластика. Большой популярностью пользовались литофаны – картины на тонком полупрозрачном фарфоре, которые видны при подсветке с обратной стороны. Из художников, работавших на фабрике в этот период (1840-1858 гг.), выделялся А. Корб. В 1852 году Христиан Фишер (на тот момент – единственный владелец фабрики) выдаёт дочь за Людвига фон Мига, и тот становится компаньоном, из-за чего фабрика меняет название на «Fischer & Mieg». Впрочем, Христиан с 1853 года больше занимается делами завода в Саксонии, а на местной фабрике управляющим становится Рудольф Фишер.
Хорошая прибыль позволила пригласить к сотрудничеству Андре Каррьера, который предложил ряд удачных оформительских решений и с 1868 года занял должность главного дизайнера. При этом мануфактура спонсировала с 1874 года его парижскую студию. Совместная работа продолжалась вплоть до конца 19-го столетия. В 1908 году мануфактуру приобрели Вильгельм и Виктор Майеры. Накопленный опыт помог ряду изделий фарфора Pirkenhammer в течение первой половины ХХ века получить золотые медали на всевозможных выставках. Когда распалась Австро-Венгрия и образовалась Чехословакия, фарфор компании заказали для президентского дворца. Тем не менее, самостоятельный период в жизни мануфактуры заканчивается. После Первой мировой войны перед угрозой разорения многие из небольших фабрик принимают предложения австрийского концерна ÖPIAG (Österreichische Porzellan-Industrie AG) стать его частью (позднее название концерна сменилось на EPIAG). Несмотря на послевоенные трудности, фабрика растёт и развивается благодаря грамотному управлению Лео Бенедикта. На фабрике организована передача опыта от старейших специалистов молодым кадрам. Мануфактура торжественно отмечает своё 125-летие. А в октябре 1938 года из-за аннексии Судет Карловы Вары стали частью Третьего рейха.
Следующий виток деятельности фабрики начался в 1945 году, когда воссоединённая Чехословакия встала на путь социализма. Все фабрики в округе Карловых Вар были национализированы. Кроме того, был местными властями был инициирован исход немецкого населения, что сказалось на составе рабочих мануфактуры. Однако у Чехословакии были большие планы на развитие фарфоровой отрасли. В 1958 году фабрика становится частью большого государственного предприятия «Карловарский фарфор». Ей отводится особое место среди прочих. Задачей становится выпуск эксклюзивного фарфора, украшенного ручной росписью.
В 1992 году на смену социализму приходит капитализм, и ставится вопрос о приватизации фабрики. Но переход в частные руки сказался на фабрике пагубно. Очередной этап развития здесь начинается в 2002 году, когда регистрируется общество с ограниченной ответственностью Manufaktura Pirkenhammer IS Original Porcelan Fabrik Březová s.r.o. При этом клеймо на изделиях сохраняется прежним. Руководство решает пойти по стопам предшественников, в 2006 году пригласив российского дизайнера Алексея Наровлянского для кардинального обновления линейки продуктов. Активно вёлся поиск инвесторов. Для инвестиций привлекли Барановский фарфоровый завод, который начал модернизацию местного производства. Однако все старания на этот раз успехом не увенчались. В 2019 году производство остановили, а предприятие, судя по записям торгового реестра Чехии, находится в стадии ликвидации. О каких-то планах возобновления выпуска фарфора пока ничего не слышно.