Из множества небольших заводов по производству фарфора особый след в сервировке столов советского послевоенного периода оставила посуда, сделанная на мануфактуре, которую в конце 19-го столетия основал Оскар Шлегельмильх. Именно сервизы с парой сцен древнегреческой мифологии были предметом постоянного поиска в магазинах и обязательной строкой в списке заказов для того, кто по делам или в туристическую поездку отправлялся в Германскую Демократическую Республику.
История фарфорового завода Oscar Schlegelmilch
Когда в семье известного производителя фарфора Леонхарда Шлегельмильха, проживавшего в городе Зуль (Suhl), родился сын Оскар, счастливый отец, наверное, не сомневался, что его ребёнок обязательно пойдёт по отцовским стопам. Предположения оправдались, но, как это часто бывает у отцов и детей, не совсем в том плане, как хотелось Леонхарду. Оскар желал самостоятельности, поэтому решил строить свой завод, для чего приобрёл ряд зданий в городе Лангевизен (Langewiesen), расположенном под боком Ильменау, где уже действовало несколько фарфоровых мануфактур. Зарегистрировав предприятие в 1891 году, Оскар уже через год держал в руках фарфор собственной фабрики, где работало две сотни человек.
Важной вехой в судьбе мануфактуры стал 1905 год, когда единоличное владение Оскара завершилось: его полноправным партнёром стал Теодор Конрад Хинрихс (Theodor Conrad Hinrichs). Компаньоны с удвоенными усилиями начали продвигать общее дело, и успех им сопутствовал. К 1914 году их фарфор поставлялся в страны Северной Европы и на Балканы, а также уходил за океан в обе Америки – Северную и Южную. Штат мануфактуры пришлось увеличить в полтора раза. Первая мировая война и последующая экономическая депрессия сильно подкосили дела производства. Экспорт прервался, а продажи на внутреннем рынке оказались столь мизерными, что поддерживать мануфактуру на плаву год от года становилось всё сложнее. Разочаровавшись окончательно в перспективах, Оскар Шлегельмильх выходит из управления и переезжает из Тюрингии в Кёльн, передав все дела племяннику – Гансу Шлегельмильху.
После Второй мировой войны Тюрингия осталась в советской зоне, и здесь стали строить социализм. Вдова Оскара Шлегельмильха из западной части Германии выразила претензии на владение фабрикой, но народным правительством они учтены не были. В 1953 году мануфактура становится государственной, подпадая под плановое развитие народного хозяйства. Близость к Ильменау сыграла с ней злую шутку, так как лангевизенская фабрика, где работало 225 человек, оказалась в зоне влияния более крупной компании VEB Porzellanwerk «Граф фон Хеннеберг». В преддверии строительства «Нового фарфорового завода Ильменау» (Neuen Porzellanwerk Ilmenau или NPI) было решено ликвидировать все небольшие фарфоровые заводы, а их рабочих влить в крупный коллектив нового предприятия. Решение о закрытии завода Оскара Шлегельмильха было принято в 1971 году, а производство фарфора здесь остановили через год.
Предметы из сервиза "Мадонна" (Oscar Schlegelmilch)
Для граждан Советского Союза мануфактура Oscar Schlegelmilch тесно ассоциируется с красочным сервизом, получившим в народе имя «Мадонна». Несмотря на имя, в оформлении не использованы сюжеты христианской религии. Напротив, для него выбраны полотна швейцарской художницы Анжелики Кауфман (Maria Anna Angelica Katharina Kauffmann), известной тем, что она стала одним из основателей Королевской академии искусств в Лондоне (1768 год), а звание члена Флорентийской Академии художеств получила чуть позже своего двадцатилетия (1762 г.). Немецкие фарфористы взяли за основу её картины «Соблазнение нимфы Каллисто Юпитером» и «Наказание Купидона», упростив изображения и зеркально их перевернув.
Декоративное блюдо с китайским сюжетом (Oscar Schlegelmilch)
Так как фарфоровый завод Oscar Schlegelmilch был градообразующим для Лангевизена, память о нём навечно осталась в городских хрониках. Заводские корпуса сохранили, а в июне 2010 года на их площадях открылся музей фарфора. Богатой экспозицией высокохудожественных изделий Oscar Schlegelmilch располагает и местный краеведческий музей. Однако город повторил судьбу фарфоровой мануфактуры, так как в 2018 году слился с Ильменау, став одним из его районов.
Клейма фарфорового завода Oscar Schlegelmilch по годам
Маркировка изделий этой мануфактуры – яркий пример того, что всемирная история фарфора ещё ожидает своих тщательных исследователей. Мы приводим версии различных каталогов, где схожие клейма датируются несовпадающими периодами. Положение осложняется ещё и тем, что на некоторых предметах могут оказать два клейма, относящиеся (по мнению авторов некоторых каталогов) к разным эпохам. Самый последний образец как раз показывает стоящие рядом клеймо со Святым Килианом и щитообразный знак стиля Венской мануфактуры, которые любители антиквариата называют «улей».