История – это не то, что случилось на самом деле, а то, что нам об этом рассказали. Примером здесь служит возникновение торговой марки NAO – дочернего бренда компании Lladro, производящей стильные фарфоровые фигурки. Существуют две версии этого возникновения, и мы постараемся осветить обе.

История бренда NAO porcelain

Статуэтка "История любви"Статуэтка "История любви"

Как известно, статуэтки Lladro были ориентированы на богатую публику. С целью привлечь покупателей с более скромными финансами братья Ядро решили создать ещё одну линию статуэток, которые можно было бы предложить по более низким ценам. С этой целью братья в 1967 году купили маленькую мануфактуру неподалёку от города Валенсия, где и стартует выпуск новой линии, которой братья дали имя ROSAL. Более низкая цена обеспечивалась снижением себестоимости, так как фигурки собирали из меньшего числа элементов, проработанных не столь тщательно, как у основной линии. В 1975 году при расширении производства бренд ROSAL сменяется торговой маркой Zaphir. Смена бренда позиционируется для продвижения статуэток на американском рынке. В 1982 году направление получает третье имя – NAO. Слово «нао» на португальском обозначает большое парусное судно, распространённое в Европе в Средние века. Русскоязычным читателем оно больше знакомо под названием «каракка» («Caracca»), пришедшем из испанского языка. Компания выбрала этот бренд, вдохновлённая плаванием Колумба. Из трёх кораблей его первой экспедиции «Пинта» и «Нинья» были каравеллами, а флагманское судно «Санта-Мария» - караккой (или нао). Названием NAO и кораблём в составе клейма братья Ядро как бы символизировали собственное «плавание» в поисках Нового Света (т.е. новой целевой аудитории).

Статуэтка "Поцелуй Навсегда" (A Kiss Forever)

Иной версией в своих мемуарах поделился Хосе Ядро. По его словам, в 1960-е гг. компанию покинул ряд сотрудников, тут же объединившихся в собственную компанию. На тот момент статуэтки Lladro ещё не имели всемирного признания, поэтому появление конкурента могло доставить фирме большие проблемы. Для конкурентной борьбы и создали отдельный бренд ROSAL, на который и свалились бы все судебные дрязги, пока сама Lladro оставалась бы в стороне от драки в виде светлого рыцаря на белом коне. Результат оказался неожиданным. Фирма ROSAL выиграла суд, разорила и выкупила компанию-конкурента, впоследствии прекратив её деятельность. Но оказалось, что за этот период статуэтки под маркой ROSAL начали хорошо раскупаться, и отказываться от бренда, сыгравшего свою роль, было уже неразумно. Братья решили развивать ROSAL в полноценную линию (у первых фигурок не было даже клейма; его заменяла небольшая этикетка), впоследствии получившую название NAO.

Продукция NAO porcelain

Статуэтка "День рождения"

Процесс производства начинается с художников, рисующих эскиз. Они стараются вспомнить или подловить такие моменты жизни, которые выглядели бы в виде фигурки прелестным воспоминанием. После утверждения эскиз переходит к скульптурам, которые переводят плоскость в объём. Техники умело разделяют статуэтку на элементы, для каждого из которых создаётся своя форма. После отливки извлечённые фрагменты соединяются. Для укрепления стыков тоже применяют жидкий фарфор. Далее происходит первичная роспись статуэтки. И только потом её покрывают глазурью и обжигают в печи примерно сутки.

Чем же так привлекательны статуэтки NAO для коллекционеров? Во-первых, это просто красиво. А во-вторых, из отдельных фигурок постепенно комплектуется целая экспозиция. Три сотни статуэток, присутствующие в каталоге, ценители грубо разделяют на две группы: NAO Classic и NAO Collections.

Статуэтка "Прицесса Жасмин"

В первую уже входят не только зарекомендовавшие себя предметы, хорошо продающиеся десятилетиями, но и две отдельные подгруппы. В одной из них собраны персонажи Уолта Диснея (Вини Пух, Микки Маус, принцесса Жасмин и пр.). Заключённому контракту рады обе стороны: и всемирно известная мультипликационная студия, и создатели фигурок придуманных её сотрудниками персонажей. Вторая это личный персонаж бренда – девушка Наоми, соединившая в своём образе лучшие образцы, разработанные NAO за время существования линии. Можно сказать, что NAO создали Вселенную, которая постепенно заполняется жителями – Наоми во всех её воплощениях в компании со спутниками – милыми животными или неодушевлёнными предметами.

Статуэтка из коллекции «Hello Kitty»

Другую группу образуют статуэтки NAO Collections, впервые появившиеся в 2003 году. Они образуют самостоятельные наборы коллекций с фигурками определённого формата. Некоторые из них узнаваемы (например, «Hello Kitty»). Другие являются плодом фантазии сотрудников компании. Среди них ангелочки «Little angel» и «Cheeky Greetings», композиции «Treasured Memories» («Заветные воспоминания») и смешные «Where do babies from?» («Откуда берутся дети?»).

Статуэтка «Женщина с пшеницей» из коллекции «Gres». Скульптор Хосе Пуче (2016 г.)

По материалу изделия бренда делятся на три категории: глазурованный фарфор (глянцевая поверхность с блеском), неглазурованный фарфор (матовая поверхность) и Gres - керамогранит. Отдельные предметы могут встретиться как в глянцевом, так и в матовом виде. А у третьей категории есть собственная коллекция, которая так и называется – «Gres».

Клеймо NAO porcelain по годам

Официальные клейма NAO

С клеймами NAO творится та же история, что и с её биографией. Существует официально признанные клейма, распределяющиеся по чётко обозначенным периодам. На большинстве статуэток год создания присутствует в составе клейма.

Неофициальные клейма NAO

Однако ценители фарфора нашли ряд предметов, где тип клейма и дата в его составе не совпадают с каталогом, приведённом на официальном сайте. Кто-то считает эти предметы подделками. Другие говорят, что это оригиналы, так как полностью соответствуют аналогичным предметам с «правильными» клеймами. Но вызывает вопросы сама датировка. Например, клеймо кобальтово-синего цвета с «разрушенным» названием страны (SPAIN) относят к переходному периоду между тиснением 1960-х гг. и тёмно-коричневым штампом начала 1970-х гг. Но ведь по официальной версии бренд NAO возник лишь в 1982 году.

Пример тиснёного клейма NAO

Надо заметить, что статуэтки NAO ранних выпусков могут вообще не иметь клейма. Отсутствие клейма ещё не переводит их в ранг подделок. Просто для таких предметов требуется дополнительная экспертиза.