В Советском Союзе юмор был на вес золота. Редкие юмористы, эпизодически появлявшиеся на телевизионном экране, мигом становились всенародно известными. В газетах, где дозволялся юмор, последнему отводился крохотный блок на последней странице, как бы подчёркивая его несерьёзность. Однако вдоволь посмеяться советский человек всегда мог, развернув номер журнала «Крокодил». Правда, главной задачей и этого журнала было не смешить, а искоренять недостатки. Его оружием стал не столько юмор, сколько сатира.

История журнала «Крокодил»

Первый номер с названием «Крокодил»

Главный рупор сатиры огромной страны начинал свой путь неприметным и безымянным приложением, словно тот, кому довелось пройти дорогу от рабочего у станка до руководителя громадного завода. Сравнение неслучайно, так как будущий журнал первоначально исполнял роль приложения к «Рабочей газете». Впервые появившись в 1922 году, он выходил еженедельно. Громкое название, по воспоминаниям карикатуриста Бориса Ефимова, появилось случайно. Когда при переборе вариантов закончились «колюще-режущие» версии (заноза, колючка, шило, клещи, тиски, жало, перец, репейник, крапива) перешли к миру животных: оса, еж, шмель, ерш, ястреб, волкодав, скорпион, крокодил… Крокодила предложил член редколлегии «Рабочей газеты» Сергей Гессен и жарко отстаивал его под смех собравшихся. Когда новый номер, у которого уже было название, готовили в печать, место для заголовка осталось пустым, и тогда редактор Константин Еремеев внезапно согласился. Народ заспорил, апеллируя, что крокодил несимпатичен, безобразен, неприятен. «Зато зубаст, - оборвал спор редактор. – От вас, художников и поэтов, зависит сделать журнал симпатичным, привлекательным, дорогим. От вас зависит, чтобы читатель оценил и полюбил нашего “Крокодила”».

«Терентий Кузьмич, дай газетку» «Эва! Тебе дай газету, а ты её, пожалуй, того… прочтёшь»

На тот момент внимание публики куда больше привлекал крестьянский сатирический журнал «Лапоть», но тот попал под разгромную критику цензоров и был в январе 1933 года закрыт. Все его задачи и функции негласно перешли «Крокодилу», как единственному средству сатиры всесоюзного уровня. Критику старались привязывать к месту, поэтому какой-то период издавалось целых пять версий «Крокодила»: основная, московская, урало-сибирская, ленинградская и украинская. «Крокодила» пережил «Рабочую газету», после закрытия которой его передали издательству «Правда». Редакция журнала являла собой клуб, где собирались яркие и незаурядные личности. Из литературных светил здесь бывали Михаил Зощенко, Аркадий Бухов, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров. Иллюстрации рисовали Кукрыниксы, Михаил Черемных, Борис Ефимов и другие известные художники того времени.

«Разрез головы немецкого солдата»

С 1934 года «Крокодил» превращается в один из главных журналов, где освещается общественно-политическая жизнь страны. На его страницах не только сатирические статьи, но и материалы о главных государственных событиях, а также обо всех значимых успехах Советского Союза. В период Великой Отечественной войны журнал становится чем-то вроде творческого коллектива «Боевой карандаш». Пусть на события он реагирует и не мгновенно (требовалось время на подготовку номера), но столь же едко и яростно.

«А Дёмин всё увивается за мной. Я – сто тридцать процентов, и он – сто тридцать. Я – двести сорок, и он – двести сорок. Просто ходу нет от парня!»

После войны страна восстанавливает народное хозяйство, а вместе с тем перестраивается на мирные рельсы и «Крокодил». Но это ничуть не умаляет высокий уровень качества его материалов. Стать героем обличительной публикации в «Крокодиле» означало опозориться на всю страну даже больше, чем если бы событие освещал иной официальный печатный орган. Критика шла по всем уровням: от неприглядного быта и производственных нарушений до обличения воинствующей западной политики и капиталистического строя. В процессе подготовки номера до 1980-х гг. приходилось проявлять чудеса сообразительности, ведь журналу отвели печатную машину, которая одну сторону листа печатала полноцветно (в четыре краски), а другую лишь с использованием чёрного и какого-нибудь одного цвета. Но читатели эту особенность почти не замечали.

Обложка журнала (1962 г.)

Рубрика «Крокодил помог» показывала обратную связь на критическую публикацию и освещала её результаты. Блок «Улыбки разных широт» представлял анекдоты от жителей других стран. С его помощью читатели узнавали, что такое габровские уловки и чем они отличаются от шотландских. Какую-то колонку отдавали под творческое интервью с известной личностью, подбирая нарочито смешные вопросы, чтобы собеседник мог проявить себя нешаблонно. Большим успехом пользовалась рубрика «Нарочно не придумаешь», где собирались смешные и странно выглядящие ценники, вывески, газетные объявления.

Обложка журнала (1989 г.)

Жёсткий каркас политики журнала начал распадаться в перестроечные времена. Страна шла к краху, и было непонятно, что именно актуально критиковать сейчас. Высмеивалась реальность ткущего дня, больше внимания стали уделять юмору, иным материалам, которые также пытались подавать в юмористическом ключе. С исчезновением СССР ушла и платформа, на которой стояло само существование всесоюзного политического журнала. Тем не менее, «Крокодил» смог как-то протянуть до 2000 года, сетуя на нищенское существование и мизерный тираж, которому было далеко до прежних времён.

Обложка журнала (1997 г.)

Реинкарнации «Крокодила»

Утратив суть, журнал продолжал оставаться «раскрученным» брендом. Поэтому практически сразу после его закрытия начались попытки выехать на его старой славе. С сентября 2001 года появился журнал «Новый Крокодил», позиционировавший себя прямым наследником старого «Крокодила», обещая придерживаться и привычного формата, и прежних принципов. Но самоокупаемость жестоко разбила все планы на возрождение, и уже в 2004 году он перестал выходить в свет.

Обложка журнала «Новый Крокодил» (2004 г.)

Вернуть бренд под прежним названием попытались в августе 2005 года. Однако если изначальный «Крокодил» предназначался каждому жителю страны (любой советский человек мог там отыскать цепляющий его материал), то реинкарнация искала целевую аудиторию в обществе эстетов, чьё количество было мизерно по сравнению с прежним кругом читателей. В результате мало кто знал, что журнал продолжает выходить. Материалы были не на слуху, прибыли он не приносил, поэтому решение о его закрытии в 2008 году вряд ли кого удивило.

80-летие «Норильского никеля» компания отмечала масштабно, сумев возродить «Крокодил» в виде единственного номера, посвящённого внутренним делам крупнейшего в мире производителя никеля и палладия. Под эгидой Союза журналистов России и Российской академии художеств предприняли ещё попытку вернуть журнал к жизни, назвав его «Тот самый „Крокодил“». Но «Крокодилу» видимо так и суждено оставаться немеркнущим ностальгическим символом советского времени.

Обложка журнала (1970 г.)