Немецкий фарфор «Kaestner Saxonia» - характерный пример типовой мануфактуры, прошедший цикл развития, расцвета и постепенного затухания производства. Однако ей удалось оставить яркий след в истории фарфоровой отрасли Германии, благодаря сотрудничеству с ведущими дизайнерами межвоенного периода. Именно тогда появились удивительные предметы, которые и сейчас притягивают взор даже искушённого всяческими новинками и отклонениями от нормы зрителя.

Сервиз обеденный на 47 предметов (1929-1935 гг.)

Ранние годы мануфактуры «Kaestner Saxonia»

Хроники фарфоровой фабрики тесно связаны с именем Фридриха Кестнера (Friedrich Kästner), который решил не идти по семейной дорожке, а открыть новое направление. К началу заключительной четверти 19-го столетия семейство Кестнер входило в число крупнейших промышленников Саксонии, наращивая угольные разработки в районе Оберхондорфа. Семейный бизнес уходит корнями к середине 16-го столетия, когда бывший фермер Якоб Кестнер 17 марта 1551 года в этих местах приобретает свою первую угольную шахту. К моменту создания фарфоровой мануфактуры делами по добыче угля заправляет Флорентин Кестнер. Фридрих – его сын, а мечта Фридриха – фарфоровая фабрика.

Сервиз кофейный с геометрическим декором на 3 персоны (9 предметов), фарфор (1960-1980 гг.)Сервиз кофейный с геометрическим декором на 3 персоны (9 предметов), фарфор (1960-1980 гг.)

Чтобы осуществить мечту сына Флорентин в 1882 году строит мануфактуру, которая через год переходит в полное владение Фридриха (в ратуше Цвиккау официальная регистрация компании состоялась 19 января 1883 года). В его распоряжение поступила сотня рабочих и художественная мастерская, где расписывают готовые изделия. В благодарность семье за то, что она позволила заниматься любимым делом, Фридрих в клейме использовал изображение инструментов горнодобытчиков. Сначала это были два скрещённых горных топора (Bergbarten), а затем молоток и долото на длинных ручках. Трансформация написания в «Kaestner» произошла из-за ориентации на языки, в которых нет буквы «ä» (по правилам её заменяет сочетание «ае»).

Блюдо с декором в виде цветка розы (1950-1980 гг.)Блюдо с декором в виде цветка розы (1950-1980 гг.)

В первые годы ассортимент посуды был достаточно прост, но затем упор сделали на столовые и кофейные сервизы, которые быстро стали популярны. Полученная прибыль пошла на развитие фабрики и увеличения её штата к 1886 году до 180 человек. По всей Германской империи открывались торговые точки Кестнера, а вскоре появились и зарубежные представительства. Развитие туризма повлекло за собой рост числа гостиниц и спрос на гостиничную посуду, которой тут же занялась фабрика Кестнера.

Набор обеденный на 5 персон (28 предметов), декорированный розовыми полосами (1950-1980 гг.)Набор обеденный на 5 персон (28 предметов), декорированный розовыми полосами (1950-1980 гг.)

Фарфор в стиле модерн мануфактура начала выпускать в 1905 году, а вершиной этого периода по праву считается внедрение технологии копенгагенской подглазурной росписи, которую можно было назвать писком для моды той эпохи. Поначалу просто копируя удачные предметы Копенгагенской фарфоровой мануфактуры, художественная мастерская Кестнера добавляет к ним композиции из цветов, животных, пейзажей и сцен охоты собственной разработки.

Ваза декоративная оригинальной формы (1929-1935 гг.)

Прорыв в творчестве начался по окончании Первой мировой войны, когда стараниями Фридриха Кестнера создаётся колледж декоративно-прикладного искусства, где большое внимание отводится росписи по фарфору. Кроме Кестнера большой вклад в деятельность колледжа внесли фарфоровые фабрики Fraureuther и Zwickauer, а также художественная мастерская Карла Штайблера (Karl Steubler). Большой удачей для стиля изделий стало приглашение к сотрудничеству профессора Артура Хеннига, славившегося созданием оригинальных форм для предметов из керамики.

Поздние годы мануфактуры «Kaestner Saxonia»

Кофейный сервиз

Поздний период начинают отсчитывать от смерти Фридриха Кестнера, случившейся в 1924 году. К этому моменту фабрика находилась на пике расцвета, благодаря деятельность Хеннига. Предметы необычной формы экспонировались по всей планете, что обеспечило взрывной рост заказов. Можно сказать, что какой-то период немецкая фарфоровая мода рождалась именно здесь, в Цвиккау, на фабрике «Kaestner Saxonia».

Набор из блюда, горчичницы и 6 розеток, декорированных розовыми полосами (1950-1980 гг.)Набор из блюда, горчичницы и 6 розеток, декорированных розовыми полосами (1950-1980 гг.)

Период Третьего рейха заметно сократил число международных связей, но не привёл к глобальному ухудшению положения мануфактуры. Накопленный задел был настолько огромен, что 1930-е гг. считаются исследователями фарфора лучшим периодом деятельности фабрики. Её известность привела к тому, что здесь начали размещать крупные государственные и военные заказы. Так рядом с типовым клеймом Кестнера появилось и дополнительное со свастикой. Пример клейма, выпущенного для люфтваффе, приведён в каталоге ниже.

Кофейный сервиз

Саксония при послевоенном разделе Германии оказалась в восточной части, власти которой начали строить социализм. При этом отношение к частным фарфоровым фабрикам, хорошо себя зарекомендовавшим, было бережным и щадящим. Поэтому, невзирая на переход ГДР к социалистической собственности, Kaestner Saxonia осталась под управлением Артура Хеннига, хотя и превратилась в компанию с государственным участием. Фарфору «Kaestner Saxonia» в рамках СЭВ был открыт доступ на рынок большинства стран социалистического блока. Наиболее масштабные поставки осуществлялись в Советский Союз и Венгрию. Из западных государств фарфор стабильно закупали Греция и Канада. Но в 1960-е гг. объём выпуска начал сокращаться, и постепенно работа фабрики стала нерентабельной. 14 июля 1971 года руководство компании подало заявление о ликвидации, которое было удовлетворено государством. На этом история фабрики завершилась, но надо отметить, что из фарфоровых мануфактур, расположенных в округе города Цвиккау, Kaestner Saxonia продержалась дольше всех. Работы дизайнеров Ханса Мерца и Рудольфа Ляйхсенринга, а также люстру-ангел, созданную художником по фарфору Альбертом Шварцем ныне можно увидеть на выставке в бывшей ратуше Оберхондорфа. Неплохой экспозицией фарфора «Kaestner Saxonia» располагает Муниципальном музей Цвиккау.

Каталог клейм Kaestner Saxonia по годам

Ранние клейма Kaestner Saxonia

Исследователи отмечают, что буквы «O / Z» обозначали местоположение фабрики - «Oberhohndorf bei Zwickau» («Оберхондорф возле Цвиккау»). Из клейма они исчезли примерно в 1935 году, когда в результате административной реформы Оберхондорф превратился в район города Цвиккау.

Поздние клейма Kaestner Saxonia