Обычно изделия венгерских фарфористов не на слуху, проигрывая их немецким или чешским коллегам. Тем ценнее исключения из правил. Одним из них стал старейший в Венгрии (из числа постоянно действовавших предприятий) фарфоровый завод в местечке Холлохаза, откуда пешком, меньше чем за час, можно дойти до границы со Словакией.
Ранний период фарфоровой мануфактуры Hollohaza
Набор кофейный "Чемпионат мира по современному пятиборью" на пять персон, мануфактура «Hollohaza», 1969 г.
Корни холлохазского фарфора происходят от стекольного завода, созданного здесь в 1777 году на графских землях семейства Каройи. К концу первой четверти 19-го столетия оборудование порядком поизносилось. Вместо того, чтобы его обновить, граф Михай Каройи (Mihály Károlyi) решил перепрофилировать сам завод. И с 1831 года здесь начали выпуск различной керамики. Первые изделия были довольно незатейливы: миски и бутылки. Но через три десятилетия завод арендовал Ференц Иштвани (Ferenc Istvanyi). К началу 1860-х гг. фарфоровое производство в Венгрии переживало не лучшие времена. Однако Иштвани, благодаря множеству нововведений и модернизаций, удалось почти невозможное. Он не только насытил фарфором местный рынок, но и наладил его поставки в Болгарию и Сербию, а затем даже в Германскую империю. Полученную прибыль он инвестировал в развитие производства: приобрёл разорившуюся мануфактуру в соседней деревне Телкибанье, слив её с холлохазской, что позволило нарастить объём. Кроме организаторских способностей Иштвани проявил себя и в качестве керамиста. Посуда, по ярко-белой глазури которой, были разбросаны пышные розы, и яркие букеты полевых цветов, выделялась среди скромных фарфоровых изделий, которые конкуренты предлагали в округе. Позолота для оформления была заимствована от фабрики Zsolnay в Пече. В декоре стал преобладать орнаментальный фарфор. В продажу поступала не только посуда, но и светильники, статуэтки и настенные часы. Иштвани внимательно следил за работой других керамистов, удачно внедряя на фабрике подсмотренные формы. Мануфактуре он отдал более сорока лет, пока в 1902 году не умер.
Набор из пяти кофейных пар, мануфактура «Hollohaza», 1955-1983 гг.
Считается, что первый расцвет мануфактуры на этом закончился. Управление перешло Ференцу Иштвани-младшему. Дилетантом в производстве фарфора он не был, но кое-какими секретами, обеспечивающими качество холлохазской мануфактуре, всё же не владел. Это сказалось на ухудшение свойств фарфоровой массы, из-за чего качество посуды заметно снизилось. Сильно подкосил дела фабрики и наплыв фарфора из Австрии с цветной (красно-бело-зеленой) глазурью. Непритязательный взор он притягивал яркими красками, и его покупали охотнее. С началом Первой мировой войны производство остановили. Распад Австро-Венгрии и основание на части её обломков Чехословакии на время разделил деревню Холлохаза и холлохазскую мануфактуру, так как граница между Венгрией и Чехословакией прошла между ними. Положение спасло лишь вмешательство семьи Каройи, которым тогда принадлежал завод, поэтому Холлохазу вернули Венгрии. Вновь начали производить здесь фарфор лишь в 1923 году. У мануфактуры начали часто меняться хозяева, но улучшению дел это не помогало.
Наконец, в 1939 году фабрику возглавил Шакмари Каройи (Szakmáry Károly). Он вернул фарфору прежнее качество, вернув в оформление кроме завоевавших признание цветов ещё и различные венгерские орнаменты. Финансовое положение мануфактуры улучшилось, а фарфор даже начал уходить на экспорт. Но тут снова началась война, и Венгрия, оказавшись в лагере сторонников Германии, во-многом утратила выход на международные рынки.
Hollohaza после Второй мировой войны
Ваза декоративная "Budapesti Dozsa", мануфактура «Hollohaza», 1950-1970 гг.
Военные годы сказались на состоянии заводских цехов и оборудования крайне плачевно. Каройи предполагал восстановить выпуск фарфора, но ему помешала произошедшая в 1948 году национализация фабрика. Потеряв всё, Кароли эмигрировал в Бразилию, и планы возрождения здесь производства фарфоровой посуды тогда не сбылись. При новой власти основным продуктом фабрики стали фарфоровые изоляторы. Прочий фарфор оказался в статусе факультатива. Тем не менее, сохранились старые наработки, что позволило в 1957 году вернуться к предметам прикладного искусства. Когда завод передали тресту Finomkerámia Művek, среди объединения восьми предприятий Hollohazi Porcelain Mfg оказалось самым маленьким. Положение завода спас лишь тот факт, что его штат включал шестьсот сотрудников, и если бы предприятие закрыли, то многие из уволенных просто не нашли бы другую работу.
Поэтому с 1967 по 1971 год всё оборудование Hollohazi Porcelain Mfg полностью заменили, художественной мастерской добавили прав и самостоятельности. Этот ход имел большой успех, превратив Hólloháza в главное для Венгрии предприятие по выпуску дизайнерского и декоративного фарфора. Сюда пригласили уже зарекомендовавших себя оформителей, в число которых вошли Виктор Вазарели и Эндре Сас. Это было рождение новой Hollohaza. Яркие и в то же время изящные сервизы, выпущенные здесь в 1970-х гг., быстро завоевали любовь покупателей не только в Венгрии, но и в странах социалистического содружества. В 1992 году завод приватизировали. Однако из-за неудачного управления, приведшего к закрытию предприятия, часть акций впоследствии вернули государству, чтобы оно сохраняло контроль и не позволило обанкротить завод. Фарфор Hollohaza вновь вышел на международный рынок. Его можно увидеть у бывшего президента США Джорджа Буша. Ряд изделий для своей коллекции закупил Ватикан. Изделия фабрики на американском рынке продавались импортёром Raven Relix Inc. Продукцию мануфактуры Hollohaza в 2017 году включили в коллекцию Hungaricum, что практически соответствует уровню национального достояния. В 2020 году компания вновь сменила владельца, однако новые хозяева намерены сохранять традиции фарфоровой мануфактуры Hollohaza.
Каталог клейм Hollohaza по годам
Считается, что самое раннее клеймо появилось с приходом Ференца Иштвани. Уже тогда для маркировки использовали рисунок хвойного дерева (в честь местных сосновых лесов), совмещённый с указанием «Hollóháza 1831». Однако в каталогах ранние клейма (с 1860 года) имеют иной вид, а данную версию согласно им стали массово применять лишь с 1949 года.
С 1992 года, когда торговой маркой стал коронованный ворон, окруженный лавровым венком, дату основания «1831» перенесли к моменту создания стекольного завода – на 1771 год, что отразилось на клейме.
В настоящее время в связи со сменой владельца товары последних лет можно встретить в сопровождении как ворона, так и хвойного дерева. Для более точной идентификации продукции Hollohaza следует свериться с нумерацией по формам и декорам.