Герб города Херенд на одном из верхних участков содержит изображение фарфоровой вазы. Это дань предприятию, сыгравшему основополагающую роль в судьбе этого небольшого населённого пункта. Даже трудно поверить, что в этом маленьком городке делают фарфор, который Венгрия считает одним из своих национальных достояний.
История фарфоровой мануфактуры Herend
Датой своего основания Herend Porcelánmanufaktúra Zrt считает 1826 год, но это ещё не то славное предприятие, чей фарфор завоевал всемирное признание, а лишь его предшественник или прототип. В 1826 году Винце Штингл (Vince Stingl) открывает небольшую фабрику. В планах Штингла заполнить рынок фарфором, которого никто и никогда ещё не видел, поэтому любая откуда-нибудь пришедшая сумма вкладывалась им в непрестанные эксперименты с глазурью и составом фарфоровой массы. В 1839 году финансы иссякли окончательно, и фабрика перешла в руки Мора Фишера. Того крайне заинтересовали опыты предшественника. В отличие от Штингла Мор Фишер средствами располагал, поэтому не скупился ни на эксперименты, ни на специалистов, ни на модернизацию фабрики. Товар продавался хорошо, а качество его было настолько высоким, что предприятие в 1842 году получает почётный статус «Императорская и королевская привилегированная фарфоровая фабрика». Это даёт право изображать на изделиях герб страны, как знак качества. В том же году предметы от Herend произвели фурор на Первой Венгерской выставке, а через год удостоились на Второй промышленной выставке золотой медали.
Конфетница круглой формы с плетенным бортом, выполненная в дизайне “Victoria avec Bord en Or” (VBO)
Произошедший на фабрике пожар поставил владельца перед выбором, что восстанавливать в первую очередь. Успех на выставках склонил выбор в пользу фарфора с богатой отделкой, а массовую продукцию решили больше не производить. Взяв за образцы предметы Мейсенской, Венской, Севрской мануфактур, а также изделия Каподимонте, которые уже прекратили делать, Фишер начал продажу их полных копий. Оказалось, что этот ход был выбран удачно. В богатых семьях хранились фамильные сервизы, в которых зачастую не хватало несколько разбившихся предметов. Herend восполнял утрату, а обрадованные владельцы теперь уже полного комплекта щедро вознаграждали Фишера. Самому Фишеру это тоже несло большую выгоду, так как он получал на изучение великолепные образцы, которые постепенно расширяли ассортимент и его собственной мануфактуры.
Розетка в форме листа с декором в виде бабочек и цветов
Середина Викторианской эпохи считается золотым веком фарфора Herend. В 1851 году издалия выходят на международный рынок, а в качестве витрины используется экспозиция Всемирной Выставке в Лондоне. Удивительную посуду оценила и сама королева Виктория, сделав заказ на фарфоровый сервиз, украшенный бабочками и цветами в китайском стиле. Herend тут же называет эту роспись «Queen Victoria» и на десятилетия вперёд обретает массу покупателей, являющихся поклонниками королевы Виктории и её вкусов. Надо заметить, что Фишер не целиком скопировал восточную роспись, а преобразовал её в соответствии с европейской модой. Поэтому его предметы и занесли в историю фарфора 19-го столетия.
Ваза с крышкой, декорированная в стиле "Victoria avec Bord en Or" (VBO)
Испытывая огромные проблемы с внутренним сбытом, руководство Herend с изумлением увидело, как на второй день Международной промышленной выставки (1853 г.) привезённые ими запасы фарфора закончились из-за ажиотажного спроса. Поэтому решено уделить внимание зарубежным поставкам и рекламе продукции в других странах. Лучшие образцы вывезли на Вторую Всемирную выставку в Париже (1855 г.). Успех на ней заложил основу для стилей оформления «Минг», «Гёдёллё», «Эстергази», «Кубаш» и «Poissons». Кроме того, используя опыт с «Queen Victoria», Фишер давал имена знаменитых заказчиков и другим разработкам Herend. Показательным примером служит серия узоров «Rotschild oiseaux» («Птицы Ротшильдов») – дюжина различных по оперению птиц в многочисленных живописных вариациях. Выставка в Париже, прошедшая в 1867 году, многократно увеличили экспортные поставки Herend. Сам Фишер превратился в национального героя, а император Австро-Венгрии сделал его дворянином. Впрочем, не меньший ореол славы сопровождал фарфор и самого Фишера во Франции, сделавшей его кавалером ордена Почетного Легиона. На Всемирной выставке в Вене (1873 г.) экспозиция фабрики произвела не меньший ажиотаж, чем в Париже.
В 1876 году делами на мануфактуре занялись сыновья Фишера. Решив, что теперь любой фарфор под маркой Herend будет иметь повышенный спрос, они занялись массовым выпуском дешёвых предметов. Тут их поджидало большое разочарование и грандиозные убытки. Несмотря на то, что они вернулись на отцовскую стезю, а изысканный фарфор, отлитый по прежним формам, закрепил своё высокое положение на выставках 1879 и 1883 гг., фабрика была в 1884 году продана государству. Форма собственности сменилась на акционерное общество Herendi Porcelángyár Rt. Однако государство, желая сохранить художественные навыки и мастерство рабочих, освободило предприятие от налогов на 12 лет.
Новое руководство отправилось по пути не Мора Фишера, а его сыновей, наладив производство дешёвого фарфора. Выпуск изысканных изделий, которые принесли известность Herend, прекратился. Результаты сказались как раз к окончанию срока налоговых льгот. Без производство стало убыточным, и Herend решили остановить. Впрочем, в 1896 году предложении о покупке направили внуку Мора Фишера, и это спасло прославленный бренд. Йенё Фаркашхази Фишер (Jeno Farkashazi Fischer) был в деле керамики далеко не новичком, успев поработать на Ужгородской фарфоровой фабрике. Получив Herend, он составил экономический план, по результатам которого выяснил, что подходящей для качественного фарфора глины поблизости нет. То есть спасти фабрику может только небольшое производство изысканного фарфора, сделанного в соответствии с модой того времени. Средства на разработку нового стиля были потрачены не напрасно, и на Всемирной выставке в Париже (1900 г.) фарфор Herend блистал не хуже, чем во времена Мора Фишера.
Новинкой стала подглазурная роспись, которую на тот момент в Венгрии никто не делал. Совершив прорыв со стилем «сецессия», Фишер помнил об изменчивости моды и пристально отслеживал её веяния. Появление кристальной глазури «pate sur pate» помогло стать законодателем в деле оформления фарфора. На Международной выставке керамики в Санкт-Петербурге, состоявшейся зимой 1901 года, Herend удостоился золотой медали, а сам Фишер – ордена Святого Станислава третьей степени. Специалисты по фарфору воспитывались Фишером на месте, так как он организовал ученичество, получая ежегодную государственную субсидию в размере 4000 австро-венгерских крон.
Первая мировая война свела производство фарфора и его поставки к минимуму. Большинство трудового коллектива мобилизовали, что практически привело завод к остановке. Распад Австро-Венгрии тоже негативно повлиял на выпуск. Кроме того, легко получив политическую независимость, Венгрия мучительно обретала независимость финансовую. Денежное обращение в стране лихорадило, и большинстве населения было не до фарфора. Поэтому в 1923 году Herend снова становится акционерным обществом. Йенё Фаркашхази Фишер получает там пост художественного директора, а управлением теперь занимался Дьюла Гулден.
Приход на фабрику Эде Телч (Ede Telcs) в качестве художественного консультанта сильно изменил работу предприятия. Главным направлением становится малая пластика. Участие во Всемирной выставке в Чикаго (1933 г.) предоставило Herend возможность наладить экспортные поставки в США. После смерти Эмиля Фишера в 1937 году мануфактура окончательно вышла из-под контроля преемников Фишера. Ведя летопись фабрики от момента, когда она досталась Мору Фишеру, трудовой коллектив торжественно отметил её столетие. Но тут началась Вторая мировая война. Дьюла Гулден через португальское консульство обеспечивал через нейтральную Португалию поставки на мировой рынок. Фарфор Herend продолжали покупать Германия, Швейцария, Португалия, Словакия, Италия и Бельгия.
Социалистический период Herend начался с национализации фабрики в 1948 году. Но для мануфактуры, разорённой войной, это виделось чудесным спасением. Кроме того, что государство наладило поставки сюда качественного сырья, трудовому коллективу построили стадион, дом культуры и музей. В 1950-е гг. была предпринята попытка пойти по стопам сыновей Мора Фишера, наладив здесь выпуск массового фарфора для внутреннего рынка, но её вовремя пресекли. С начала 1960-х гг. Herend – это добытчик валюты для страны, так как изделия, выполненные по индивидуальным заказам или малыми сериями, отправляются на экспорт. Несмотря на народное хозяйство, тем, кто обеспечивал государству солидные финансовые поступления, разрешались всяческие послабления (пример – создатель знаменитого кубика Эрнё Рубик, ставший миллионером ещё при социализме). Поэтому в 1981 году Herend покидает большой государственный комбинат, а в 1985 году получает право на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности. Художники-дизайнеры мануфактуры в этом же году создают творческую студию.
Ориентированный на стабильный рынок элитных предметов фарфор Herend практически не ощутил переход от социализма к капитализму. В 1996 году открыт фирменный магазин в Сингапуре, в 1997 году – в Берлине, в 2000 году – в Мюнхене. В честь 175-летия со дня основания мануфактура Herend получила награду «Премия Венгерского Наследия». В 2018 году открыт Фарфоровый дворец в Будапеште, одновременно являющийся самым большим фирменным магазином Herend.
Клейма фарфора Herend
Число «5869» - это номер формы, далее указан код шаблона и дата изготовления в кодировке, используемой с 1990 года. Число – это последние две цифры даты, а литера – месяц изготовления («А» - январь, «В» - февраль, «С» - март и т.д.). Таким образом дата на клейме – это август 1996 года.