Корниловский фарфор — повседневная посуда и предметы роскоши, классические сюжеты и народные мотивы. Современники ценили тонкостенную керамику братьев Корниловых за красоту, высокое качество, удобство в быту. Коллекционеры ценят за историческую ценность и эстетику.
История завода
В 1835 году в деревне Полюстрово под Петербургом купчиха Мария Васильевна Корнилова открыла фарфоровый завод. Место было выбрано удачно: удобное расположение транспортных путей позволяло снабжать производство сырьем, развозить готовую продукцию по ярмаркам и магазинам. Глину, кварц, полевой шпат везли из-за границы (Англии, Финляндии). Другие необходимые материалы добывали в Черниговской и Новгородской губерниях. Краски делали в основном собственными силами. Мария Васильевна привлекла к делу пятерых сыновей. Семейный бизнес был организован настолько удачно, что к середине 1840-х годов уже входил в четверку российских лидеров в сфере производства тонкостенной керамики. Изделия стали клеймить государственным гербом.
Корниловский фарфор продавали в Европе, Канаде, США. На заводе выполняли заказы императорского двора. Братья не боялись экспериментировать, внедрять передовые технологии. В середине 1880-х годов они запустили электромагнитный метод очистки массы, позднее перешли от ручной росписи образцов к механической. Высокое качество фарфорового черепка, оптимизация производственного процесса позволяли конкурировать с предприятием Кузнецова.
Корниловы приглашали лучших мастеров, которые набирались опыта на фабриках Кузнецова, Гарднера, Императорском фарфоровом заводе. Братья стали первопроходцами в использовании переводных картинок.
К началу 20 столетия выпуск фарфоровой посуды и предметов декора свели к минимуму, перешли на производство изоляторов, жаропрочной кухонной утвари — котлов, форм для выпечки, кастрюль. В 1918 году предприятие национализировали, переименовали в «Пролетарий», спустя 3 года переоснастили под изготовление электротехнических изделий из фарфора.
Художественное исполнение и ассортимент
Корниловский фарфор изготавливали для ресторанов, гостиниц и других заведений сферы обслуживания, выполняли частные элитарные заказы. Его можно было приобрести в магазинах. Бракованный товар и продукцию низкого сорта реализовывали по бросовой цене, устраивали ежегодные распродажи. Частные мастерские скупали глазурованный, но не расписанный фарфор, чтобы нанести собственный рисунок.
Для росписи использовали приемы картинной живописи. Стилистику прошлых столетий адаптировали под запросы современных покупателей. Вазам придавали форму амфор. Для декоративного оформления была характерна детализированная лепка. Изображали букеты, пейзажи, сценки из литературных произведений. В 1870-1980 гг. стали использовать византийские и древнерусские орнаменты, сюжеты русских сказок, зарисовки крестьянского быта, имитацию национальной вышивки, пословицы.
Далеко не каждый фарфоровый завод мог соперничать с корниловским по разнообразию ассортимента. Основной объем продукции был рассчитан на покупателей среднего достатка, ставка делалась на практичные и удобные вещи: сервизы, конфетницы, салатники, вазоны. Статуэтки изготавливали в период с 1840 по 1850 гг. Они в основном повторяли европейские мотивы. Позднее стали делать фигурки русских ремесленников, крестьян, торговцев.
Пользовались популярностью предметы декора: чернильницы и другие письменные принадлежности, флаконы для духов, подсвечники. Они стоили достаточно дорого, их не выпускали массово. Для повседневного использования производили относительно доступную посуду, декорированную печатными рисунками с деревенскими мотивами. Контур рисовали вручную, затем изображение воспроизводили на чашке или тарелке, чтобы сделать картинки более похожими на роспись. Борта украшали позолоченной каймой.
Сувениры появились в ассортименте с 1880-х гг., их выпуск был приурочен к государственным праздникам, значимым датам.
Клейма фарфорового завода братьев Корниловых по годам
Клейма изменялись с течением времени. С основания предприятия до 1839 года продукцию клеймили надписью «Фабрики Братьевъ Корниловыхъ в СПетербурге». Со следующего года клеймо приобрело округлую форму, с 1843 года на нем появилось изображение герба нашей страны. На некоторые изделия наносили надпись «Воспроизведение запрещается», что стало первым российским опытом защиты авторских прав на тонкостенную керамику.