Несмотря на то, что в Советском Союзе существовали огромные предприятия по выпуску фаянса и фарфора, чей объём производства мог обеспечить всю страну, правительство старалось, чтобы подобные заводы и фабрики, пусть и небольшие, имела каждая советская республика. Одним из таких примеров, оставивших яркий след в истории советского фарфора стал Ереванский фаянсовый завод (ЕФЗ).
История Ереванского фаянсового завода
Старт производству был дан в первые послевоенные годы, когда Советский Союз в числе репараций получил и немецкие формы-шаблоны. Часть из них передали в столицу Армении, где в 1947 году открыли фаянсовый завод. Так как глины нужного состава на месте не оказалось, её доставляли с территории Украины и РСФСР.
Однако простое копирование представляло творческий тупик, поэтому уже в 1948 году в художественную мастерскую ЕФЗ приглашены Ваган Семенович Теруни и Рипсиме Левоновна Симонян. Последняя не только имела опыт создания скульптур и работы с керамикой (например, созданное в 1945 году блюдо «Армянская миниатюра»), но и только что вернулась из поездки по Армении, где изучала народные промыслы. Поэтому в течение двух первых лет Симонян работала главным художником и скульптором завода.
С этого момента художественная миниатюра ЕФЗ обретает национальный колорит. Её расцвет приходится на 1960-е и начало 1970-х гг. На завод приходят художник Акоп Налбандян и скульптор Давид Бабаян. Привлекаются и молодые кадры. Например, Артавазд Чакмахчян создал статуэтку «Танцующий парень» ещё во время обучения в Ереванском художественном институте.
Фарфоровая статуэтка «Балерина» Терезы Мирзоян высоко оценивается искусствоведами. Фигурки ЕФЗ красочно показывают культурное прошлое республики (например, «Девушка с кувшином» авторства Хачатура Мириджаняна). Сюда же можно записать серию «Народные танцы», созданную Рипсиме Симонян и включающие такие авторские скульптуры как «Танец "Келе келе"» (1952 г.), «Танец "Узундара"» (1953 г.) и «Танец "Назели"». Однако очарование сегодняшних дней тоже стороной не обошли. Фигурки «Девочка с мишкой», «Теннисист» или «Девочка с курами» красочно демонстрируют детей советской Армении.
Однако в 1976 году цех по производству фарфоровых статуэток закрывают, а ещё через двенадцать лет здесь остановили и выпуск фаянса. Тем не менее, продукция Ереванского фаянсового завода широко распространилась по огромной на тот момент стране, и тарелки с клеймом ЕФЗ можно было увидеть далеко от столицы социалистической Армении.
Изделия завода
Сервиз кофейный на 5 персон (13 пр.), ЕФЗ (1960-1980 гг.)
Несмотря на то, что среди любителей фарфора изделия ЕФЗ известны по малым художественным формам, основной деятельностью завода было изготовление столовой посуды. Даже спустя более полувека сервизы и чайные пары остались во многих ереванских семьях. Фаянс ничуть не утратил своего очарования, хотя его роспись неуловимо отправляет к ушедшей эпохе. За это её и ценят любители советского антиквариата.
Примеры работ ЕФЗ
Невозможно в маленьком обзоре показать все статуэтки, которые успели появиться на ЕФЗ. Поэтому мы решили показать лишь три. Слева – рыбак, справа – джигит, а в центре – Анаит, более известная как царица Тамара. По этим трём примерам можно оценить изящество малой скульптурной формы, которая культивировалась на Ереванском фаянсовом заводе.
Олимпийский Мишка, ЕФЗ
Армения не оставалась в стороне от подготовки к Олимпиаде-80, охватившей всю страну. В разношёрстную, но дружную команду Олимпийских Мишек, которые, пожалуй, тогда старался выпустить любой завод, работавший с фаянсом, влился и представитель Еревана.
Клейма Ереванского фаянсового завода
Исследователи разделяют клейма ЕФЗ на два типа. Первый включал надпись красного цвета на армянском языке с обозначением места изготовления «ԵՐևԱՆ» («Ереван»). Такие фигурки и фаянсовые изделия распространялись в торговых точках внутри Армянской ССР. Их можно повстречать на статуэтках «Девочка с книгой и собакой» и «Школьница». Известно также овальное клеймо, в верхней части которого написано «Ереван» на русском языке, а в нижней - на армянском. Оно характерно для фарфора второй половины 60-х гг.
Изделия, уходившие на общесоюзный рынок и продававшиеся за пределами Армении, имели надписи на русском языке. Чаще всего это зелёная надпись на русском языке в две строки «ФЗ Ереван» или зелёный овал, внутри которого обозначено на русском языке «Фаянсовый завод Ереван». Самое известно клеймо Ереванского фаянсового завода – фигурно обрамлённый с трёх сторон символ, который антиквары часто именуют «свечка».