«Твое, о, Лампи, мастерство
В жене явило здесь вселенной
Ум, дух великий, божество –
Екатерины образ воплощенный»
Гавриил Романович Державин
Царствование Екатерины II оценивается историками противоречиво. Вокруг императрицы всегда царил сонм мифов и вымыслов. Тем не менее, за реформаторскую роль и усиление роли России на международной арене русская царица не зря получила прозвище «Великая», как и Пётр I, которому она всеми силами стремилась подражать. Первые российские бумажные деньги появились в период правления Екатерины II. Поэтому неудивительно, что со временем и Екатерина появилась на отечественных бумажных деньгах.
Портрет Екатерины II c аллегорическими фигурами
В истории российских банкнот большую роль сыграл австрийский мастер парадного портрета Иоганн Баптист Лампи Старший. Прибыв в ставку Г. А. Потёмкина-Таврическего (г. Яссы, Молдавия) художник создаёт портреты ряда должностных лиц и получает лестные отзывы. В январе 1792 года он получает приглашение от Екатерины II прибыть к её двору в столицу. Период жизни художника в Санкт-Петербурге продлился пять лет. Именно тогда создаётся натурное изображение царицы во весь рост, получившее название «Портрет императрицы Екатерины II c аллегорическими фигурами Крепости и Истины».
Фрагмент портрета императрицы Екатерины II (Иоганн Баптист Лампи Старший)
Императрица символизирует строгую античную богиню, сошедшую с Олимпа верховной власти. Внимательный взор отметит множество деталей, каждой из которых можно придать символическое значение. Незыблемость власти подчёркивает Бронзовый лев (олицетворение Силы и Мощи) у подножия трона. То же значение можно придать скульптуре женщины, удерживающей колонну. Преемственность начинаний Петра отражена в медальоне из лавровых листьев с его портретом. Курильница с дымящимся фимиамом – это иносказательное подчёркивание восторженной похвале правительнице. В отдалении мы видим грифона, который является частью герба Романовых, символизируя могущество царского рода. Ещё одну женскую фигуру мы разглядим в тени бархатного занавеса - это Истина. Указующий перст императрицы направлен на книги сводов российских законов. Это подчёркивает, что страной управляет просвещенная монархиня. Портрет настолько понравился императрице, что художнику даровано не только 12 000 рублей, но и ежегодное пособие в размере 1 000 рублей.
100 рублей образца 1866 года
Именно этот портрет появляется на государственных кредитных билетах образца 1866 года достоинством сто рублей. Их появлению предшествовала длительная командировка сотрудника Экспедиции заготовления государственных бумаг Ф.Ф. Винберга по Западной Европе, где тот изучал методы улучшения качества бумажных денег и защиты от подделок. Возглавив Экспедицию, Ф.Ф. Винберг полностью переоборудует её, введя в строй бумагоделательные машины и открыв гильоширную, гальванопластическую и фотографическую мастерские.
Возросшие возможности позволяют Экспедиции выпускать деньги, которые техническими средствами тех лет подделать было невероятно сложно. На оборотной стороне сторублёвой банкноты в глаза прежде всего бросается радужный фон, цвета которого меняются столь плавно, что границу между ними провести невозможно. Новинкой стали крупные гильоширные розетки с числами «100», а также повторяющийся по кругу микротекст «СТО 100». Портрет императрицы помещён в центре кредитного билета. Он обведён овальной рамкой, по низу которой старославянским шрифтом выполнена надпись: «ЕКАТЕРИНА II ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССIЙСКАЯ». Размер купюры 214×130 мм. Первые банкноты отправились в обращение 17 марта 1869 года. Кроме вензеля Александра II (выпуски 1866, 1872, 1874, 1876, 1878 гг.) на лицевой стороне печатался вензель Александра III (выпуски 1882, 1884, 1886, 1889, 1890, 1892, 1894 гг.) и Николая II (выпуск 1896 года). Оборотная сторона за исключением даты печаталась без изменений. Портрет императрицы впервые в истории выпуска отечественных денег выполнен металлографским способом.
100 рублей образца 1898 года
В 1898 году после проведённой денежной реформы меняется вид государственных кредитных билетов. На сторублёвой купюре портрет Екатерины II без каких-либо заметных трансформаций перебирается на лицевую сторону, но располагается уже не в центре, а смещён к левому верхнему углу. Из новшеств - сторублёвка обретает локальный водяной знак с изображением царицы на широком купоне, не заполненном оформлением. Лицевая сторона сторублёвки отпечатана металлографским способом по трёхкрасочной подложечной сетке, выполненной орловским способом. Размеры банкноты - 260×122 мм.
100 рублей образца 1910 года
100 рублей образца 1910 года
Способы изготовления ценных бумаг совершенствуются, в связи с чем проводится очередная модификация российских банкнот. Аверс новой сторублёвки - чёрно-белый рисунок по типу гравюры на светло-коричневом фоне. Портрет государыни снова на лицевой стороне, но перемещается ближе к центру – к вензелю Екатерины II под рогом изобилия. В компанию императрице гравёр добавил аллегорическую фигуру мужчины, вооружённого мечом. Светло-бежевое поле на четверть длины билета не имеет элементов оформления, но на просвет проступает ещё один портрет Екатерины II. Лицевая сторона выполнена металлографским способом по подложечной типографской сетке. Размеры банкноты - 260×122 мм. Вместе с банкнотой 500 рублей она по праву считается вершиной творчества Экспедиции заготовления государственных бумаг. Революция разрушает империю, но банкноты с портретом императрицы остаются в обращении до 1922 года, когда их законодательно обменяют на деньги советской республики, имеющие хождение.
Памятная банкнота 100 рублей 2015 года «Крым»
Водяной знак на памятной банкноте 2015 года
Но есть ещё одна российская сторублёвка, на которой размещён портрет императрицы. Напечатана она уже в 21-м столетии и посвящена возвращению Республики Крым в состав Российской Федерации. Правда, Екатерине II не нашлось места ни в оформлении лицевой стороны, ни оборотной. Зато государыня проявляется на просвет в виде водяного знака. Это уже не творчество Лампи Старшего. В период разработки банкноты для водяного знака рассматривали работы русского художника Дмитрия Левицкого и датского художника Эриксена. Специалисты Гознака посчитали портрет Эриксена более эффектным, поэтому за основу взяли именно его. Гордостью Гознака стала филигрань - контрастный светлый элемент, образующий ожерелье и диадему императрицы.
500 рублей 2004 года Приднестровье
500 рублей 2004 года (без модификации)
Впрочем, портрет Лампи Старшего присутствует на банковском билете, и сейчас являющемся легитимным расчётным знаком. Только эмитентом этих денег выступил не Банк России, а Банк Приднестровья. На купюре достоинством 500 рублей мы увидим портрет российской императрицы, выполненный в стиле ручной гравюры, с пояснительной надписью в левом нижнем углу портрета: «Екатерина II 1729-1796». С первого взгляда кажется, что на банкноте иной портрет. Но, внимательно изучая складки горностаевой отделки царской мантии и кружева воротника, видишь полное соответствие уже известному нам портрету. Просто гравёр, копируя черты императрицы, убрал излишнюю строгость и сделал их доброжелательнее. Существует два варианта этой банкноты. Денежные знаки 2004 года имеют ошибку в украинском написании эмитента («ПPИДНЕСТРОВСЬКИЙ» и «РЕСПУБЛИКАНСЬКИЙ»), а вот модификация 2012 года привела надпись к соответствию украинской грамматике («ПPИДНIСТРОВСЬКИЙ» и «РЕСПУБЛIКАНСЬКИЙ»). Этот же портрет использован для оформления лицевой стороны монеты достоинством 10 рублей, сделанной из композитных материалов.
Интересные факты о банкнотах с портретом Екатерины II
Сразу после выхода банкноты образца 1910 года в обращение её можно было обменять на десять золотых десяток с профилем Николая II. Учитывая, что в каждой из них 7,74 грамма чистого золота, прежний хозяин банкноты становился обладателем 77,4 грамма драгоценного металла. Только надо было успеть совершить обмен до начала Первой мировой войны.
Подпись Брута на сторублёвке
Самой дорогой банкнотой 100 рублей 1910 года является кредитный билет с подписями управляющего Коншина и кассира Брута. Во-первых, таких банкнот сохранилось очень мало, так как кассир с этой фамилией покончил жизнь самоубийством. Во-вторых, по одной из примет картёжников удачу в игре приносит вещь, ранее принадлежавшая повешенному. Поэтому богатые игроки иногда носили с собой сторублёвку с подписью Брута. Однако стоит отметить, что в качестве талисмана, приносящего удачу в игре, куда чаще использовали «Брутовский рубль» - банкноту рублёвого достоинства с нужной подписью.
Сторублёвки с портретом Екатерины в народе называли «катеринка», «катенька» или «катька». В начале 90-х в разговорном языке возникло множество жаргонных обозначений денежных единиц, среди которых была «пятихатка» - банкнота 500 рублей. Ряд филологов утверждают, что это слово изначально звучало «пятикатка» (пять банкнот с портретом Екатерины II), но постепенно утратило смысловую связь с императрицей и превратилось в «пятихатку».
Ещё в царское время Екатерина II могла предстать на бумажных деньгах не в анфас, а в профиль. В период острой нехватки медной и серебряной монеты во время Первой мировой войны правительство выпускает деньги-марки, номиналы которых соответствуют номиналам разменной монеты. Оформление скопировано с коммеморативной серии почтовых марок «300 лет дому Романовых». В составе серии присутствовала марка и с портретом Екатерины II. Но здесь императрица осталась не у дел, так как эта марка имела номинал 14 копеек. А монет такого достоинства в России никогда не выпускалось.