Доллар…. Как много значит это слово в современном мире! Это безусловно символ богатства и могущества, успеха и личного процветания, но одновременно символ крови, ведь в борьбе за доллары начинают войны и убивают людей, символ угнетения и отчуждения личности, ведь часто человек забывает сам себя, стремясь получить как можно больше зеленых бумажек, символ разврата и предательства, ведь за доллары в современном мире покупается и продается (во всяком случае, так может показаться) любовь, дружба, преданность, уважение…

Именно такие мысли навевают картины известного американского художника авангардиста Энди Уорхола. Его имя и художественное направление, носящее имя поп-арт, лучше известно на Западе, чем в нашей стране, но в последнее время интерес к его творчеству наблюдается и в России.

Фотография Энди Уорхола

Кем же был этот эпатажный художник? Кратко остановимся на его биографии. Родился наш герой летом 1928 года в Питсбурге в религиозной бедной иммигрантской семье из Словакии, входившей в ту пору в состав Австро-Венгерской империи. В детстве Уорхол тяжело болел, долгие дни и часы проводил в одиночестве, будучи прикованным к постели. Именно в тогда у мальчика зародилась страсть к рисованию и коллекционированию. Но отправной точкой его творческого пути можно считать 1949 год, когда после присуждения степени бакалавра изящных наук он переехал в Нью-Йорк, где стал подрабатывать оформителем и иллюстратором. Работы молодого художника были ярки, выразительны и необычны, чем и привлекли внимание сначала крупных работодателей (обувная компания «И. Миллер», по заказу которой Уорхол рисовал рекламные плакаты, или концерн «Кока-кола», для которого он разрабатывал дизайн жестяных банок), а затем и ценителей авангардного искусства.

Новаторство Уорхола заключалось в применении трафаретной печати для создания картин. Способ заключался в транслировании на холст изображений и их последующим обрисовыванием. Уже в 1962 году художник провел первую крупную выставку, принесшую ему популярность и славу.

На волне успеха Уорхол в следующем году покупает здание на Манхэттене и устраивает в нем творческую мастерскую (так называемая «Фабрика»), где продолжает создавать картины в стиле поп-арт. Свое название студия Уорхола вполне оправдывала, ведь в год на ней производилось более тысячи репродукций.

Помимо картин наш герой пробовал себя и в киноискусстве. В шестидесятых годах он создал сотни фильмов. Некоторые из них имели полноценный сюжет, но большая часть представляла, по сути, кинопробы и художественной ценности не имела.

В 1968 году Энди Уорхол пережил покушение и перенёс клиническую смерть, после чего творчество его стало все больше тяготеть к темам насилия и смерти, но оставалось все таким же ярким и экстравагантным. Умер художник в 1987 году от остановки сердца.

Остановимся подробнее на некоторых его работах и обратимся, например, к картине «Знак доллара». Как видим, на ней просто изображен символ американского доллара - «$», который, как всем нам известно, является разновидностью прописной буквы латинского алфавита «S» с наложением одной вертикали или двух, расположенных параллельно. Интересно, что количество линий определяется используемым для вывода символа шрифтом.

Картина Уорхола «Знак доллара»

А что мы, собственно, знаем об этом знаке?

Общепризнанной версии о его происхождении не существует. Но самой популярной является версия, что символ «$» возник из условного обозначения Соединенных Штатов Америки - US (United States) при взаимоналожении больших букв «U» и «S». Исторических источников, подтверждающих данную версию, не имеется. Скорее всего, она является просто красивым предположением, далеким от реальности.

Еще одной красивой, чуть более обоснованной чем предыдущая, является версия о связи происхождения символа американской валюты с древнеримской монетой - сестерцием (слово можно перевести с латыни как половина третьего или два с половиной). В Римском государстве такая монета обозначалась символами «LLS», «IIS», «HS». Условное сокращение можно расшифровать как: «Libra-Libra-Semis» (в переводе - «Фунт-Фунт-Половина»). При написании аббревиатуры буквы «L» с усечённой нижней чертой, могли накладываться на букву «S» и получался знак похожий на символ доллара.

Римский сестерций времен императора Траяна

Но скорее всего ближе к реальности версия о том, что символ «$» — это сокращенное обозначение испанской монеты «песо» (peso, pesos), которое фиксировалось, как «Ps», так и «Ps». С течением времени, строчная буква «s» накладывалась на заглавную «p», при этом она сокращалась до двух или одной вертикальной линии и возникал знак, изображенный на полотне Уорхола.

Поражала современников и картина «200 однодолларовых купюр» на которой, собственно, и изображено две сотни купюр номиналом в один доллар. Никогда еще до Уорхола деньги не занимали центрального места в художественном творчестве. Как уже говорилось, целью Уорхола было тиражирование изображений простых вещей, а что может быть проще банкноты в один доллар!?

Картина Энди Уорхола «200 однодолларовых купюр»

И действительно, рядовой американец каждый день имеет дело именно с этой незамысловатой купюрой, впервые выпущенной в 1862 году во время Гражданской войны. Её аверс представляет портрет первого президента США Джорджа Вашингтона, слева от которого находится печать банка-члена Федеральной резервной системы, буквы на печати (могут использоваться буквы от А до L) как раз и обозначают банк, выпустивший банкноту. Буквы непосредственно связаны с цифрами, расположенными сверху и снизу от них. Эти цифры обозначают алфавитный порядок букв (соответственно для буквы А используется цифра 1 и т.д.).

Справа от портрета Вашингтона находится изображение печати министерства финансов США, на котором можно разглядеть, символизирующие правосудие, весы, а также ключ и поле с 13 звёздами (по числу первых американских штатов). Цифровое значение «1789» внизу печати обозначает год основания ведомства.

Факсимиле подписей руководителей Федеральной резервной системы и Министерства финансов расположены снизу от печатей.

Аверс однодолларовой купюры

На реверсе справа и слева изображены две стороны Большой печати США. В центре помещено слово «ONE» («один»), над которым меньшим шрифтом обозначена надпись «IN GOD WE TRUST» (в переводе «Уповаем на Бога»). По углам размещены цифры номинала банкноты так же с надписью «ONE». Венчает реверс банкноты надпись THE UNITED STATES OF AMERICA.

На самой Большой печати изображен белоголовый орлан - символ США, в одной лапе держащий 13 стрел, в другой символ мира - оливковую ветвь (интересно, что голова орлана повернута именно к ней) с тринадцатью листьями и оливками. Эти два символа неразрывно связаны между собой и символизируют как стремление американского государства к миру, так и готовность защищать свои ценности вооруженным путем.

Кроме того, орлан держит в клюве свиток, на котором по латыни прописано «E Pluribus Unum» («из многих — единое»), а над его головой находится шестиконечная звезда Давида, составленная из 13 звёзд; на груди у орла щит с 13 красными и белыми полосами.

Обратная сторона печати представляет собой недостроенную пирамиду на вершине которой изображен человеческий глаз, так называемое «Око Провидения», заключенный в треугольную форму. Пирамида также состоит из тринадцати уровней на первом из которых нанесены римские цифры MDCCLXXVI (1776) - обозначение года подписания декларации о независимости США. Латинские надписи сверху и снизу от пирамиды «Annuit Cœptis» и «Novus Ordo Seclorum» переводятся как «наши начинания благословенны» и «новый порядок веков» соответственно.

Реверс однодолларовой купюры

Уорхол картинами безусловно воспевал доллары. Известно, что на вопрос «что Вы любите больше всего?» он, не задумываясь, отвечал: «деньги». И они отвечали ему взаимностью! Уже в начале шестидесятых годов его доходы превышали сто тысяч долларов в год, а в последующем только росли. После же смерти его картины продаются на аукционах за баснословные суммы. Та самая картина «200 однодолларовых купюр» была продана более чем за сорок миллионов долларов.

Несмотря на мнения многих критиков, считающих его картины бездуховными и написанными на потребу дня, Уорхол в истории искусства останется новатором и экспериментатором, привлекшим внимание зрителей к проблемам западной цивилизации и той роли, которую в ее развитии играют деньги. В заключении предлагаем полюбоваться ещё одной картиной, где использована описанная нами купюра. Полотно «Один доллар» реализовано на аукционе в Лондоне за баснословные 20,9 млн фунтов стерлингов (32,8 млн долларов).

Картина Энди Уорхола «Один доллар»