Что взрослые, что дети почти всегда поднимут глаза, услышав звук летящего самолёта, и, хоть несколько секунд, да проводят его мечтательным взглядом.

На вопрос «Кем ты хочешь стать?» многие в детстве уверенно отвечали «лётчиком». Как может не привлекать небо? Человек всегда хотел летать. Практически в любом эпосе есть сказания о летающих как птицы людях. Мифический Икар смог покорить небо. Вслед за ним человечество смогло взмыть в воздух, используя накопленные знания, опыт и интеллект. Сначала люди смогли покорить воздушную стихию с помощью воздушных шаров, затем – более совершенных, но использующих тот же принцип – дирижаблей, а после и с помощью использования аэродинамической силы, сконструировав и подняв в воздух первый аэроплан.

Первый полёт самолёта братьев Райт – Флайера-1Первый полёт самолёта братьев Райт – Флайера-1

Авиация развивалась стремительно. Ещё бы! Появилась возможность перемещаться в воздушном пространстве с невиданной доселе скоростью! Первые аэропланы были допотопны и опасны в эксплуатации, но прогресс не стоял на месте, и авиация совершенствовалась с каждой новой моделью летательного аппарата.

Очень скоро самолёты начали использоваться не только в гражданских, но и в военных целях, породив своего рода рыцарей той эпохи – воздушных асов.

Удачные изобретения очень быстро начинают развиваться и внедряться в жизнь. Так стало и с авиацией. С того момента, как человек покорил воздушное пространство, авиация прочно заняла своё место среди наиболее ценных изобретений человечества.

Предметы коллекционирования на тему авиации

Для одних авиация – это просто способ перемещения в пространстве, для других – дело всей жизни, для третьих – предмет несбывшихся мечтаний. Увлечённые авиацией люди читают литературу на эту тему, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры, позволяющие покорить небо хотя бы на экране монитора, собирают модели авиационной техники, коллекционируют предметы на эту тему. Одни собирают значки и знаки различия на авиационную тематику, другие печатную продукцию – банкноты, билеты, старинные ценные бумаги авиационных компаний. Кто-то увлечён элементами экипировки лётчиков. Ну и конечно особое место занимают коллекционеры монет с изображением самолётов различных классов, стран и эпох.

5000 франков Бурунди 2015 года «Кавасаки КИ-100»

В 2015 году восточноафриканское государство Бурунди в составе серии памятных монет «История авиации» выпустило монету номиналом 5000 франков, посвящённую японскому истребителю времён Второй мировой войны – Кавасаки КИ-100.

5000 франков, 2015 год, Бурунди. Кавасаки КИ-1005000 франков, 2015 год, Бурунди. Кавасаки КИ-100

Этот одноместный истребитель был выпущен в Японии на завершающем этапе войны. Самолёт имел неплохие лётные характеристики и довольно мощное по тем временам вооружение: две 20-миллиметровых пушки и два пулемёта калибра 12,7 мм. Однако военно-стратегическое и экономическое положение Японии к моменту его выпуска было уже таково, что серьёзного влияния на ход боевых действий он уже не оказал. Да и опытных лётчиков в Японии с каждым днём становилось всё меньше.

Одноместный японский истребитель Кавасаки КИ-100Одноместный японский истребитель Кавасаки КИ-100

Памятная монета 5000 франков с изображением этого истребителя изготовлена из серебра 999-й пробы. На одной стороне размещено цветное изображение Кавасаки КИ-100, на другой – голова льва – символа Бурунди.

Монета имеет рубчатый гурт, вес 20 г и диаметр 38,6 мм. Тираж этой памятной монеты составляет 1945 шт. В комплект к монете идёт футляр и сертификат.

5000 франков «Кавасаки КИ-100» в футляре5000 франков «Кавасаки КИ-100» в футляре

2 фунта Великобритании 2018 года «Вертолёт Sea King»

В 2018 году Великобритания в честь столетия образования королевских военно-воздушных сил (RAF) в составе серии монет, посвящённых этому событию, выпустила монету номиналом 2 фунта, посвящённую военно-транспортному многоцелевому вертолёту Sea King.

2 фунта, 2018 год, Великобритания. Вертолёт Sea King2 фунта, 2018 год, Великобритания. Вертолёт Sea King

Вертолёт британских ВВС Sea King («Морской король») представляет из себя модификацию транспортного вертолёта, производившегося в США - Sikorsky SH-3. Модернизированная версия вертолёта используется как в спасательных целях, так и для транспортировки военных грузов.

Вертолёт британских ВВС Sea King (Морской король)Вертолёт британских ВВС Sea King (Морской король)

Памятная монета выпущена в двух вариантах: из медно-никелевого сплава и серебра. На фото выше показана серебряная монета 925-й пробы. Окантовка серебряной монеты имеет золотое покрытие. На одной стороне изображён вертолет Sea King и указан период существования Королевских ВВС (1918-2018), ну другой – профиль королевы Великобритании Елизаветы Второй. Монета имеет рубчатый гурт, вес 12 г и диаметр 28,4 мм. Тираж этой памятной монеты составляет 10 000 шт. В комплект к монете идёт футляр и сертификат.

2 фунта «Вертолёт Sea King» в футляре2 фунта «Вертолёт Sea King» в футляре

5 гривен Украины 2005 года «АН-124 Руслан»

В 2005 году Украина в составе серии «Самолёты Украины» выпустила монету номиналом 5 гривен, посвящённая самолёту АН-124.

5 гривен, 2005 год, Украина. АН-124 «Руслан»5 гривен, 2005 год, Украина. АН-124 «Руслан»

Тяжёлый транспортный самолёт АН-124 – «Руслан» разработан конструкторским бюро имени Антонова и выпущен Советским Союзом в 1982 году. АН-124 является самым грузоподъёмным серийным самолётом в мире («Руслан» может принять к себе на борт до 120 тонн груза!) и до 1988 был также самым крупным в мире по габаритам (размах крыла 73,3 м, длина 69,1 м, высота 21,08 м, масса без груза и экипажа 178,4 тонны). Всего произведено 55 таких самолётов. Большая часть из произведённых самолётов АН-124 эксплуатируется в России, 7 – на Украине, 1 в ОАЭ, 1 в Азербайджане. Производство продолжалось до 2004 года. До недавних пор существовали российско-украинские планы по возобновлению производства на мощностях КБ им. Антонова, но они не были воплощены в жизнь. В настоящее время планируется возобновить производство АН-124 на территории России.

Тяжёлый транспортный самолёт АН-124 «Руслан»

Памятная монета 5 гривен с изображением самолёта АН-124 «Руслан» изготовлена из мельхиора. На одной стороне размещено изображение этого самолёта, его название, герб КБ им.Антонова и наименование серии монет «Лiтаки Украiни». На другой стороне – герб Украины на фоне орнамента и летящих журавлей.

Монета имеет рубчатый гурт, вес 16,54 г, диаметр 35 мм и толщину 2,4 мм. Тираж этой памятной монеты составляет 60 000 шт.

25 долларов Соломоновых островов 2003 года «Me.262»

В 2003 году, в государстве Соломоновы острова, в составе серии «Самолёты мира», была выпущена монета номиналом 25 долларов, посвящённая немецкому турбореактивному самолету Ме.262.

25 долларов, 2003 год, Соломоновы острова. Me.26225 долларов, 2003 год, Соломоновы острова. Me.262

Messerschmitt Ме.262 стал первым в мире серийным турбореактивным самолётом, который участвовал в воздушных боях. Первый свой полёт турбореактивный Ме.262 совершил ещё в 1942 году, а в действующие ВВС Германии поступил в апреле 1944 года, в общей сложности провоевав один год вплоть до капитуляции Германии. Самолёт мог использоваться в качестве истребителя, разведчика и лёгкого бомбардировщика. Вопреки ожиданиям и своим инновационным на тот момент характеристикам Ме.262 не оказал существенного влияния на воздушном фронте. Несмотря на довольно внушительное количество произведённых экземпляров (почти 1500 шт.), Ме.262 не смог в полной мере использовать свои преимущества. По настоянию Гитлера длительное время этот самолёт использовался в самом неэффективном для себя воплощении – в качестве бомбардировщика. Только в конце войны он стал активно применяться в качестве истребителя.

Турбореактивный самолёт Messerschmitt Me.262Турбореактивный самолёт Messerschmitt Me.262

Памятная монета 25 долларов с изображением самолёта Ме.262 изготовлена из серебра 999 пробы. На одной стороне размещено изображение этого самолёта, летящего на фоне вражеского бомбардировщика «Летающая крепость» на дальнем плане, наименование «Ме.262» и номинал монеты. На другой стороне – профиль королевы Великобритании Елизаветы Второй, являющейся номинальным монархом Соломоновых островов. Монета имеет рубчатый гурт, вес 31,1 г и диаметр 38,61 мм.

10 евро Франции 2018 года «Военно-транспортный самолёт Transall»

В 2018 году Франция в составе серии «Авиация и история» выпустила монету номиналом 10 евро, посвящённую военно-транспортному самолёту Transall.

10 евро, 2018 год, Франция. Военно-транспортный самолёт Transall10 евро, 2018 год, Франция. Военно-транспортный самолёт Transall

Средний военно-транспортный самолёт, разработанный совместными усилиями Франции и Германии, совершил первый полёт в 1963 году. Этот самолёт может взять на борт груз весом до 16 тонн и на сегодняшний день состоит на службе в трёх странах – во Франции, Германии и ЮАР. Всего за время производства выпущено 214 шт. самолётов Transall.

Средний военно-транспортный самолёт TransallСредний военно-транспортный самолёт Transall

Памятная монета 10 евро с изображением этого самолёта изготовлена из серебра 900-й пробы. На одной стороне размещено изображение самолёта Transall, на другой – два лётчика, наблюдающих за полётом в небе самолётов разных классов и эпох. Монета имеет вес 22,2 г и диаметр 37 мм. Тираж этой памятной монеты составляет 3000 шт. В комплекте к монете идёт футляр и сертификат.

10 евро «Военно-транспортный самолёт Transall» в футляре10 евро «Военно-транспортный самолёт Transall» в футляре

Автор статьи – Михаил Колесов