В VII веке на Аравийском полуострове произошли события, навсегда перевернувшие ход мировой истории. Согласно теории пассионарности Льва Гумилева мировую историю двигают пассионарии – личности, заряженные особой жизненной энергией. Этой энергией они «заряжают» и «заражают» других. Именно эта энергия двигает пассионариев на казалось бы безумные поступки – открывать новые земли, основывать новые государства и религиозные системы, завоевывать новые территории даже ценой собственной жизни. В начале VII века такой пассионарий появился и в арабских племенах. Звали его Мухаммед. Он стал не только основателем новой религии – ислама, но и основателем супертеократического государства – Арабского Халифата. Начавшись с маленькой мусульманской общины – уммы, в последующие века, благодаря широкомасштабным завоеваниям арабов, Халифат раскинулся от границ Китая и Индии на востоке до Атлантического океана на западе и от Прикаспийских земель на севере до пределов черной Африки на юге.
Государство возглавляли халифы, что переводится с арабского как «наследники» (наследники пророка Мухаммеда), резиденцией которых была первоначально аравийская Медина, затем при Омейядах - сирийский город Дамаск, а при абассидских халифах – Багдад.
История Арабского Халифата делится на три этапа:
- Халифат праведных халифов – 632-661 гг.
- Халифат Омейядов – 661-750 гг.
- Халифат Абассидов – 750-1258 гг.
Закончилась история Халифата после монгольского завоевания в середине XIII века.
Ранняя история Халифата Мухаммеда и его первых «праведных» преемников – Абу Бакра, Омара, Османа и Али проходила в жесточайшем противостоянии с двумя могущественными империями – Византией и Сасанидским Ираном. Противостояние закончилось полным уничтожением империи огнепоклонников (Ирана) и разгромом Восточно-Римской империи, потерявшей огромные территории – Ближний восток и Северную Африку. Завоевания арабов в Европе были остановлены в VIII веке лишь благодаря королю франков Карлу Мартеллу и византийскому императору Льву III Исавру, разбившим арабов и остановившим их продвижение по Европе.
Однако, противостояние дало свои плоды. Арабы приобщались в высокоразвитой культуре своих противников. Усваивали научные знания, перенимали технологии и другие достижения византийской и иранской культуры. Денежная система Арабского Халифата также складывалась под влиянием Византии и Ирана.
Еще до Мухаммеда в Аравии имели хождение серебряная иранская драхма (вес – около 4 граммов) и золотая византийская номисма (вес – около 4,45 грамма). Первая стала прообразом арабского серебряного дирхема, вторая – арабского золотого динара.
Одним из первых исследователей ранних арабских денег был выдающийся русский востоковед, археолог и нумизмат Владимир Тизенгаузен (1825-1902 гг.).
До настоящего времени не потерял своей актуальности его фундаментальный академический труд по истории средневековой арабской денежной системы – «Монеты восточного Халифата», вышедший в свет в 1873 году. Книга дает практически полное представление о монетах Арабского Халифата на всем протяжении его истории и является ценнейшим источником информации и каталогом-определителем средневековых арабских монет, в том числе и золотого динара.
Как утверждает Тизенгаузен, а также другие исследователи арабской нумизматики, в первый век своего существования Халифат не имел собственной монеты. В обращении находились уже известные нам византийские номисмы и иранские драхмы.
Чеканку монеты в Арабском Халифате начал пятый Омейядский халиф и амир аль-муминин (эмир правоверных) Абд аль-Малик ибн Мерван (685-705 гг.) около 696 года (77 год хиджры). По мнению Тизенгаузена чеканка собственной мусульманской монеты была вызвана желанием укрепить за халифом одно из существенных привилегий суверенного правителя – «право бить монету», а также необходимостью сплотить обширные и разнородные азиатские и африканские владения Халифата посредством единой национальной денежной системы. Чеканка собственной монеты не только облегчала торговые отношения и связи между территориями халифата, но и унифицировала сбор государственных налогов и податей.
Весьма интересным был повод для начала чеканки арабской монеты, в том числе и золотого динара. В переписке с византийским императорам Юстинианом II Абд аль-Малик постоянно использовал выражение «Скажи, что Аллах един», упоминая при этом имя пророка Мухаммеда и год хиджры. Юстиниан требовал, чтобы халиф прекратил употреблять эту фразу в переписке, угрожая тем, что прикажет выбивать на номисмах унижающие Мухаммеда выражения. В результате, чтобы освободится от византийской монетной зависимости в халифате началась собственная чеканка монеты. При этом названия арабских монет сохранили восточно-римские и греческие корни – золотой динар/денарий, серебряный дирхем/драхма, медный фельс/фоллис.
Дизайн первых золотых динаров Арабского Халифата и их весовая норма соответствовали византийской номисме. Первые золотые динары отличаются наличием изображения халифа с мечом на аверсе. И это несмотря на жесткий запрет изображения живых существ в исламе. Золотой динар Абд аль-Малика - это еще и пример средневекового религиозного и политического троллинга. На реверсе монеты вместо креста на Голгофе изображена одинокая колонна, увенчанная шаром.
Рисунок должен был утверждать, что Аллах един, а не троичен, как в христианстве. Для непонятливых, вокруг колонны выбили пояснение «Во имя Бога, нет божества, кроме Аллаха, Бог един, Мухаммед - пророк Бога».
Позднее халиф Абд аль Малик установил стандарт золотого динара, сохранявшийся на протяжении последующих столетий практически без изменений. На одной из сторон выбиты строчная надпись «Нет божества, кроме Аллаха, нет ему равного» и надпись по кругу «Во имя Аллаха выбит этот динар…», где далее следует название города, в котором отчеканена монета. Год хиджры на омеядских динарах не чеканился.
На обороте размещена трехстрочная сокращенная цитата из 112-й суры Корана - «Аллах един, Аллах вечен, не рождает, не рожден и нет ему равного никого», вокруг которой размещена легенда из 33-го аята 9-й суры и 9-го аята 61-й суры Корана также в сокращенном виде: «Мухаммед посланник Аллаха, который послал его с руководством и верой истинной, чтобы возвеличить ее над всеми религиями, несмотря на сопротивление многобожников».
Аббассидские динары вначале полностью копировали динары предыдущей династии Омейядов, а позднее их дизайн стал соответствовать дизайну серебряного дирхема. Таковым золотой динар Халифата оставался вплоть до гибели арабской империи от монгольских сабель хана Хулагу в 1258 году. Первым халифом, кто стал чеканить свое имя на динарах стал именно аль-Махди, динар которого изображен на фото выше. Часто имя халифа заменялось возвеличивающим эпитетом – лакабом, таким, например, как «Уповающий на Аллаха».
Золотой динар пережил гибель Арабского Халифата. Он чеканился ильханами в монгольском улусе Хулагу-хана и его наследников, правивших на Ближнем и Среднем Востоке во второй половине XIII-XIV веков. На одной из сторон золотого динара ильхана Абу-Саида Бахадурхана в фигурном квадрате отчеканена калима – исламская декларация веры, а по сторонам квадрата выбиты имена четырех праведных халифов. На другой стороне в треугольном щитке отчеканено имя халифа.
Продолжилась чеканка золотых динаров и в Османской империи. Позднее это стало причиной того, что динаром назовут денежные единицы стран, возникших на обломках государства стамбульских султанов. Правда есть одно «но», в ХХ веке динар перестал быть золотым.
В настоящее время динаром называются национальные валюты десяти государств: в Европе – Сербия и Северная Македония; в Азии – Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иордания, Иран (в той стране динар это разменная монета - иранский риал состоит из 100 динаров); в Африке – Тунис, Алжир, Ливия.
5 динаров 2018 год. Алжир. Нержавеющая сталь
1 денар. Северная Македония. Латунь
Подводя итог, следует отметить, что возникший на фундаменте античной и византийской культуры золотой арабский динар стал яркой страницей в истории нумизматики. Эта монета не только пережила гибель государства, основанного Мухаммедом, но и дожила до наших дней в названиях национальных валют многих государств мира.