Денежная реформа в Российском государстве, проведенная в середине 1530-х годов, не только унифицировала денежную систему в общерусском масштабе и закрепила монетную регалию исключительно за государством, но и дала импульс дальнейшему развитию денежного дела в России. В частности, уже при Иване Грозном на копейках появляются знаки в виде 1-3 букв. Точное их предназначение остается неизвестным. Возможно, что они указывали на тот или иной денежный двор, или служили своеобразными логотипами бригад (станиц) мастеров-монетчиков, либо обозначали инициалы резчиков маточников для чеканов монет.
Ведущим денежным двором в XVI веке первоначально стал Московский двор. На протяжении более чем полувека на нем чеканили в основном денги-московки (1/2 копейки) и полушки- четверетцы (1/4 копейки). Уже на московских денгах 1535-1547 гг. появляется литера «М», которую можно весьма осторожно интерпретировать как знак Московского двора.
Денга, 1535-1547 гг., Московский денежный двор
Почему осторожно? По той причине, что буквы на монетах Ивана Грозного почти никогда не соответствовали начальным буквам названий городов, где они чеканились. Так на псковских копейках можно встретить литеру «А», на новгородских «ФС» или К\ВА, на московских денгах «ДЕ», на денгах тверских «IВ» и т.д. Возможно, как уже было сказано выше, буквы обозначали совсем не монетный двор, а например имя одного мастера или название артели мастеров. Без обнаружения достоверных сведений в письменных источниках, ответ на данный вопрос будет оставаться гипотетическим.
Во второй половине XVI века Московский денежный двор приходит в упадок. Монетное производство на нем сокращается. Это связано как с мощными пожарами 1547 года, так, в большей степени, с тем, что денежный двор в Москве в период опричнины отошел в ведение земских властей. Соответственно, резко снизилось количество казенных, царских заказов на чеканку монеты. Опричное правительство царя Ивана размещало их на подведомственных денежных дворах. Нельзя не учитывать и тот немаловажный факт, что с развитием товарно-денежных отношений статус копейки как основной денежной единицы резко вырос, а денга и полушка все больше переходили на роль мелкой разменной монеты. Так как Московский двор был настроен на чеканку именно этих двух номиналов, то неудивительно снижение его роли в монетном производстве.
Переломным для Московского денежного двора стал 1595 год. Именно тогда между Россией и Швецией был заключен «вечный мир» (Тявзинский мирный договор), который положительно повлиял на внешнюю торговлю с европейскими странами. Значительно увеличился приток западноевропейского серебра в ефимках (иоахимсталерах). Это привело к увеличению монетного производства на всех русских монетных дворах, в том числе и на захиревшем было Московском. В этот период в Москве, после долгого почти полувекового перерыва, возобновляется чеканка копеек. Именно в середине-второй половине 1590-х годов три русских монетных двора обзаводятся собственными идентификационными знаками. На монетах псковского чекана окончательно закрепились литеры «ПС» - Псков, на новгородских монетах «в/НО» - Великий Новгород. На московских копейках впервые появились знаки «с\М», «МО» и та монограмма, ради которой и писалась данная статья – «о\М» - Москва.
Итак, «о\М» - монограмма в виде маленькой строчной буквы «о» над большой прописной буквой «М». Согласно исследованиям выдающегося советского историка и нумизмата А.С. Мельниковой этот знак-монограмма впервые появился на копейках царя Федора Ивановича 1596 года (№124 по каталогу Гришина И.В., Клещинова В.Н.). Его выбивали и на московских копейках Бориса Годунова.
Знак-монограмма «о\М» на аверсе копеек Бориса Федоровича Годунова, Московский денежный двор
После шестилетнего перерыва, в 1612 году монограмма «о\М» появляется на копейках, выпускавшихся Вторым земским ополчением на Временном денежном дворе в Москве. А в 1613 году этот же знак появился вместе с именем нового царя – Михаила Романова. В годы правления Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) копейки московского чекана отмечались разными знаками – «с\МО», «МОС\КВА», «МО\СКВА», «МОСК\ВА», «ОС\МК», «МО», «М».
Знак-монограмма Московского денежного двора на копейках царей слева направо: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича
Но с 1618 года самым популярным знаком, обозначавшим московский чекан стала монограмма «о\М». На копейках Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) и в период совместного правления царей Ивана и Петра Алексеевичей (1682-1696 гг.) монограмма «о\М» стала единственным знаком Московского денежного двора.
Таким образом, мы видим, что на протяжении столетия, с 1596 по 1696 год знаком Московского денежного двора была монограмма «о\М», которая, расшифровывается как «Москва», а с середины и почти до конца XVII столетия исключительно этой монограммой маркировались копейки, выходившие из-под чеканов московских мастеров денежного дела.
* * *
А теперь, уважаемый читатель, давайте перенесемся из Москвы 1596 года в Мехико, столицу Новой Испании – колониального владения испанской короны в Новом Свете. Там на монетном дворе в столице вице-королевства - городе Мехико вот уже шесть десятков лет чеканятся монеты со знаком, который полностью идентичен монограмме Московского денежного двора.
11 мая 1535 года в Мадриде был издан королевский указ о создании монетного двора в Новой Испании - Casa de Moneda de Mеxico, который стал первым монетным двором в Америке.
Организация монетного двора была возложена на вице-короля Антонио де Мендосу. В указе были подробно расписаны принципы работы денежного предприятия. Также были даны указания по маркировке монет специальным знаком – «и поместите… латинскую букву «М», чтобы было известно, что монета сделана в Мехико. Согласно указу Карла и Хуаны знак монетного двора должен был чеканиться на реверсе монет рядом с Геркулесовыми столбами. Однако уже с первых лет чеканки эмблема монетного двора изображалась на аверсе вместе с гербовым щитом или королевской монограммой (на малых номиналах). В течение XVI века знак монетного двора Мехико изображался в разных вариантах: «М», о\М, о\М\о, и только к началу XVII столетия на испано-мексиканских монетах окончательно закрепилась монограмма «о\М», которой и сегодня маркируется продукция монетного двора Мехико.
В XVI веке монетный двор в Мехико чеканил медные монеты номиналом 2 и 4 мараведи и серебряные достоинством в 1/4, 1/2, 1, 2, 3, 4 и 8 реалов. Если первоначально монеты чеканились правильной формы с хорошей прочеканкой изображения, то позднее на монетном дворе в Мехико намеренно перешли к выпуску монет грубой чеканки – так называемых макукинов (возможно от араб. «Makuk» - «неправильный»). Монеты получили название из-за своей уродливой угловатой формы и грубой прочеканки рисунка. По одной из гипотез выпуск макукинов в Новой Испании был налажен с целью затруднения идентификации и отождествления монет с конкретным правителем и государством-эмитентом, так как власти часто расплачивались монетами мексиканской чеканки с пиратами, находившимися на службе испанской короны.
В 1980 году А.С. Мельникова в работе «Систематизация монет Ивана IV и Федора Ивановича (1533-1598)» впервые выдвинула гипотезу о совпадении знака Московского денежного двора и знака монетного двора Мехико, изображавшегося на серебряных макукинах из Новой Испании. Известно, что испано-американские монеты поступали в Россию через Европу в качестве сырья для чеканки русских денег. По мнению Мельниковой: «Вполне возможно, что непосредственное знакомство русских денежников с монетным сырьем – мексиканскими макукинами, на которых знак монетного двора о\М изображался, как правило, в крупном масштабе, и обусловило выбор этого сочетания как эмблемы Московского денежного двора». Гипотеза Мельниковой была воспринята уже как аксиома в Википедии, в частности в статье о макукинах. Безапелляционно отождествил знак Московского денежного двора с его мексиканским «собратом» белорусский Музей денег «Grochi». Это необычное совпадение символов периодически вызывает дискуссию на нумизматических форумах.
Действительно ли есть все причины утверждать как непреложный факт то, что московские денежники в 1596 году скопировали знак монетного двора Мехико ради размещения его на копейках своего чекана?
Познакомится с продукцией монетного двора Мехико русские денежных дел матера могли только при поступлении соответствующих монет в качестве сырья для чеканки русских копеек, денег и полушек. Так как с Испанией и Новой Испанией у Московского государства на тот момент отсутствовали прямые торговые связи, то попасть в Россию испано-американские монеты могли только через посредство Голландской Республики Соединенных провинций или через Южные Нидерланды, которые находились под властью испанской короны. То, что голландские купцы через нарвский порт, а также при посредничестве Любека, ввозили в 1560-1570-х годах во время Ливонской войны в Россию большое количество монеты свидетельствуют письменные источники. Но какие монеты экспортировали голландцы – талеры собственной чеканки или привезенные из Мексики макукины, а может быть испанские реалы, этот вопрос остается открытым. Массовый ввоз испано-американской монеты но уже в 1620-1630 годах подтверждается составом двух огромных кладов, найденных в 1970 и 1972 годах в Москве и Коломенском. Так в московском кладе было 74 кг - 3398 серебряных монет номиналом от двух до восьми реалов. Подавляющее большинство монет было отчеканено в испанских американских колониях – Мексике, Боливии, Колумбии. Похож по составу клад из Коломенского, где были обнаружены 1200 монет.
Первым названным в документах голландцем, появившимся в Архангельске, был Оливир Брюнел, который в 1578 году пытался наладить торговые связи с Россией и искать путь через ее земли в Китай и Индию. То, что голландцы были главными посредниками в торговле Испании с другими странами свидетельствовали и русские посланники в Мадриде во второй половине XVII века. Такая ситуация вполне могла сложиться еще в XVI веке (после 1581 года), когда Северные Нидерланды (Республика Соединенных Провинций) получили независимость, а южные провинции Нидерландов остались под властью Испании.
Так или иначе денежные мастера, работавшие на Московском денежном дворе в 1590-х годах, определенно были знакомы с продукцией монетного двора Мехико. В каком-то, полагаем, что весьма небольшом количестве испано-американские монеты поступали на денежный двор Москвы в качестве сырья. И действительно мексиканская монограмма на монетах была довольно крупной и бросавшейся в глаза. Но вот насколько убедителен факт заимствования знака? Или все-таки это нумизматический курьез, случайное совпадение? Если в случае с эмблемой монетного двора Мехико у исследователей имеется точная информация о его происхождении из непосредственного источника – королевского указа 1535 года, то в русских исторических документах, касающихся деятельности Московского денежного двора, аналогичная информация отсутствует или пока не обнаружена.
Монограмма «с\М» на копейке Федора Ивановича московского чекана
Московские копейки в последние годы правления царя Федора Ивановича маркировались не только и не столько монограммой «о\М», но в большей степени похожим знаком «с\М», который также можно гипотетически расшифровать как «Москва». Этот знак позднее был вытеснен монограммой «о\М» и скорее всего по той причине, что литеру «о» было проще резать мастеру-изготовителю маточников и она меньше повреждалась и стиралась в процессе чеканки, а также более выразительна и симметрична по рисунку. Графически монограмма «с\М» мало отличается от знака на монетах из Мехико. Тогда придется признать, что и этот знак является плагиатом. А это уже абсолютно нелогично. Зачем параллельно использовать два знака – с литерами «с» и «о» если было достаточно сразу начать чеканку с «заимствованной» мексиканской монограммой.
Монограмма «с\МН» на копейке Ивана Грозного псковского чекана 1547-1584 гг.
Тем более похожая монограмма в виде «с\МН» размещалась еще на псковских копейках Ивана Грозного, чеканившихся в 1547-1584 гг.
Полагаем, что факт прямого заимствования знака «о\М» с испано-американских монет остается открытым. По мнению автора, это все-таки не плагиат, а постепенное развитие эмблемы Московского денежного двора через использование и трансформацию ряда монограмм до достижения оптимального варианта логотипа, который в XVII веке станет главной отличительной особенностью монет московского чекана.