В холодный и ветреный апрельский день 1867 года, посещая Дрезденскую художественную галерею, Федор Михайлович Достоевский остановился возле одной из картин и долго пристально всматривался в нее, словно пораженный богатством красок и философским смыслом её сюжета.

А ведь на первый взгляд картина, привлекшая внимание писателя, незамысловата. На плоскости сопоставлены две фигуры: Христос (его изображение доминирует) и выходящий из тьмы фарисей (так называли представителей религиозного течения древней Иудеи, выступавших за защиту иудаизма от чужеземных влияний), протягивающий Спасителю серебряную монету.

Картина «Динарий Кесаря»Картина «Динарий Кесаря»

С детских лет, прекрасно знавший земную жизнь Христа, Достоевский не мог не вспомнить евангельский эпизод, показанный на картине.

Фарисей, задающий коварный вопрос «Позволительно ли платить подать кесарю?», искушает Христа. Ведь утвердительный ответ непременно отвратил бы от учения Христа многих иудеев. Отрицательный же ответ давал повод для доноса римским властям, который повлек бы жестокое и несправедливое наказание. Посмотрев на монету Христос попросил фарисея сказать, что на ней изображено. Получив ответ, что на одной стороне изображен кесарь, а на другой бог (более подробно об изображениях на римских динариях расскажем чуть ниже), он произнес всем нам известную фразу: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», чем привел фарисеев в недоумение и смятение.

Монета на картине будто на миг связала мир реальный с миром идеальным. Фарисей воплощает всю суету и грехи земного мира: жадность, зависть, тщеславие отпечатались в его лице. В противоположность ему изображен Христос. Его образ благороден, возвышен, спокоен и насыщен поистине божественным светом!

Как наверно многие из Вас догадались, произведением искусства, столь впечатлившим великого писателя, была картина Тициана Вече́ллио «Динарий Кесаря» (также известная как «Христос с монетой»).

Кратко напомним читателю биографию Тициана и историю создания картины. История не сохранила точной даты рождения Тициана. Известно только, что художник появился на свет в конце 15 столетия в хорошо образованной и не бедной семье захолустного городка Пьеве ди Кадоре, что неподалеку от Венеции, в которую Тициан переехал ещё в раннем детстве. Именно в городе «мостов и каналов» художник начинает вырабатывать свой неповторимый стиль, впитывая в себя лучшие традиции Венецианской живописной школы. Старания художника не пропали даром: в 1517 году он получает титул первого художника Венецианской республики.

Именно в этот период он пишет интересующую нас картину по заказу герцога Феррары Альфонсо д’Эсте, пытавшегося вернуть давно уже утраченную реальную власть над этим итальянским городом, формально входившим в число папских владений. Видимо для герцога слова Христа о воздаянии, положенного правителю и богу, имели политическое значение в борьбе с папским престолом.

Конный портрет Карла VКонный портрет Карла V

Со временем Тициан достигает потрясающего современников умения написания портретов. Среди наиболее известных портретов художника: портрет испанского императора Карла V, папы Римского Павла III, известного писателя эпохи Возрождения Пьетро Аретино. Каждый из портретов несёт в себе глубочайший психологизм, эмоциональность и точнейшую передачу особенностей личности модели.

Творчество художника в конце жизни - вершина мастерства. С помощью композиционных и колористических решений Тициан умел передать на полотне самый сложный характер, движение души, трагизм ситуации, воспеть волю к жизни или красоту человеческого тела.

Портрет Папы Римского Павла IIIПортрет Папы Римского Павла III

Дни Тициана прекратились в 1576 году во время эпидемии чумы. Слава его была столь велика, что, нарушив запреты на захоронение тел (тела, умерших от чумы полагалось сжигать), пораженных «черной смертью» (так в Европе называли чуму), было принято решение о погребении художника в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Портрет Пьетро АретиноПортрет Пьетро Аретино

Но вернемся к динарию, изображенному на картине. Допустимо два варианта написания этого слова — «динарий» и «денарий». Оба варианта происходят от латинского слова «denarius» — «состоящий из десяти». Как мы уже знаем, на римских монетах зачастую на одной стороне чеканили портрет императора, а на другой - символическое изображение божества. Эта серебряная монета, изначально появившаяся в денежном обороте Рима еще в республиканский период в 268 году до нашей эры. Масса динария составляла 4,5 грамма серебра. На протяжении долгого времени его вес не изменялся, что позволило ему получить широкое распространение по всей Римской Республике, а в дальнейшем и Империи. Однако, в течение первого столетия нашей эры вес динария снизился на четверть (до 3,2 грамма).

Приведем примеры динариев, имевших хождение в Римском государстве.

Динарий 110-109 г. до н.э.

Эта серебряная монета была отчеканена в 110-109 г. до н.э. Диаметр -18-19 мм. Вес составляет 3,96 г. На аверсе изображен профиль головы в шлеме. Слева латинская надпись LAECA. Символ Х – знак динария. На реверсе изображены фигуры людей, в центре один человек одет в военный плащ, он положил правую руку на голову гражданина, одетого в тогу, а за ним стоит ликтор (один из особых видов госслужащих в Риме); под ними расположена легенда PROVOCO (пер. вызов, апелляция).

Если сравнивать с этой монетой динарии, ходившие во времена правления императора Тиберия, то вес динария составлял уже 3,8 г, диаметр также уменьшился.

Динарий 16 г. н.э.

Скорее всего именно монету с изображением Тиберия, отчеканенную в 16 году нашей эры, показывает фарисей Христу на картине Тициана. На аверсе монеты – профиль Тиберия и надпись TI CAESAR DIVI AVG AVGVSTVS (пер. Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа). На реверсе возможно изображена мать Тиберия Ливия Друзилла, в образе богини мира – Пакс и надпись PONTIF MAXIM.

Однако, как видим, на картине изображена монета большая по диаметру, что заставляет предположить, что монетой, которой искушали Христа являлась антиохийская тетрадрахма - древнегреческая серебряная монета в 4 (четыре) драхмы, находившаяся в денежном обороте Древнего Рима и Иудеи, равнявшаяся трём римским денариям.

Тетрадрахма

На аверсе тетрадрахмы находилось изображение Августа, на реверсе - изображение древнегреческой богини удачи и счастливого случая Тюхе с пальмовой ветвью в руке, у ног которой плывущий вправо от нее бог реки Оронт. Данный сюжет был очень популярен в Малой Азии и Палестине и часто размещался на монетах.

Или, что также возможно, этой монетой являлся динарий Гая Юлия Цезаря с его изображением на аверсе и богини Венеры, держащей в руках Победу и скипетр, на реверсе.

Динарий Гая Юлия Цезаря

Вопрос о том, видел ли в жизни Тициан реальные римские монеты времен Христа, остается открытым и по сей день. Не интересовали нумизматические тонкости и Ф.М. Достоевского. Ведь главное, что увидел Достоевский на картине Тициана – это противоборство светлой и темной стороны в человеке.

Позже именно эту проблему, со всем присущем его стилю драматизмом и психологизмом, он поднял во второй части романа «Братья Карамазовы» в знаменитой легенде о великом Инквизиторе. И хотя напрямую в ней не упоминается картина Тициана, но, перечитывая диалог Христа с Инквизитором, перед нами предстают вечные образы, созданные венецианским художником. Образы, воплощающие в себе добро и зло, спокойствие и суету, искренность и лицемерие, метафизической границей между которыми и является серебряная монета, названная динарием…