Массовая чеканка монет в русских княжествах начинается в последней четверти XIV века. Образцом для русских монет – серебряной денги и медного пуло (пула) стали соответствующие ордынские монеты - данг (дирхем) и пул. У Орды были заимствованы как основные технические характеристики монет, так и их названия. Русские пулы и денги, выпускаемые многочисленными удельными княжествами, а также Новгородом и Псковом, к середине XV века фактически вытеснили из денежного обращения платежные слитки (рубли и полтины) и стали основным средством платежа в русских землях вплоть до денежной реформы середины 1530-х годов, когда были заменены общерусскими номиналами монет – копейкой, денгой и полушкой (четверетцой).

На монетах удельного периода чеканились разнообразные изображения: «лютые звери», птицы, сцены оммажа и инвеституры, стилизованные портреты князей, фигуры монетных мастеров, «ездецы» (безоружные и вооруженные всадники), воины, «Чудо Георгия о Змие», «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и ряд других сюжетов. Среди монет указанного периода выделяется группа с изображениями фантастических существ-чудовищ – василиска, дракона, кентавра\Китовраса, сирены\Сирина и химеры.

Кентавр изображен на монетах московской, серпуховской, дмитровской, можайской, тверской, и городнянской чеканки. Сирена\Сирин и химера встречаются исключительно на монетах московской великокняжеской и удельной чеканки периода правления Василия Темного (1425-1462 гг.). Дракон и василиск изображены на некоторых типах денег Москвы и Твери. «Лебединой песнью» фантастических существ на русских монетах стало изображение сирены на московских медных пулах XVI века.

Полагаем, что главным источником фантазии русских мастеров денежного дела были переводные бестиарии – Физиологи и Шестодневы – средневековые иллюстрированные трактаты, восходящие к античным и ранневизантийским текстам и содержащие просветительские и нравоучительные рассказы о реальных и фантастических животных, растениях и т.п. Одним из самых распространенных и известных на Руси был так называемый «Александрийский Физиолог», дошедший до нас в списках XV-XVI вв. О невиданных чудовищах рассказывал трактат об фантастических приключениях Александра Македонского – «Александрия», а также сочинения Псевдо-Аристотеля, под именем которого скрывались многочисленные средневековые авторы. Все эти книги были хорошо известны образованным людям Древней Руси.

Василиск

В нумизматике удельного периода часто встречается изображение существа, очень похожего на петуха. Однако полагаем, что за петуха ошибочно вот уже довольно продолжительное время принимается фантастический василиск. В средневековых рукописях василиск имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей или перьями, и часто (но не всегда) со змеевидным хвостом. Петушиный образ василиска связан с легендой о его рождении. Василиск появляется из яйца, снесенного чёрным петухом (!) и высиженного жабой. Он выполняет роль мрачной, хтонической силы и царя змей, способного погубить зловонным запахом, шипением и взглядом.

Василиск и ласка на денге Дмитрия Донского (1359-1389 гг.), Великое княжество Московское, серебро, 0,83 г

Впервые изображение василиска появляется на монетах Дмитрия Донского, а затем широко используется в чеканке Москвы, Твери, Нижнего Новгорода и некоторых уделов (в частности Микулинского княжества).

Из массы фантастических существ, изображенных на русских монетах удельного периода, петух определенно выпадает в силу своей банальности. Принять василиска за петуха несложно по причине схематичности изображений. Тем более совершенно непонятно изображение над «петухом» маленького четвероного животного хищного вида с длинным хвостом. Сомнительно, что так мастер-монетчик изобразил на монете Дмитрия Донского хорька, проникшего в сарай за курицей. Такой сюжет для монеты великого князя Московского был бы весьма и весьма необычен. Но всё встает на свои места если мы обратимся к энциклопедическому трактату Плиния Старшего «Естественная история», написанному в I в. н.э. и широко известному в средневековой Европе в многочисленных переводных тестах Физиологов и Шестодневов. Посредством византийской и южнославянской литературы трактат Плиния был хорошо известен и в средневековой Руси. Согласно труду римского историка, только маленькая ласка может своим запахом убить страшного василиска.

Василиск и ласка на миниатюре средневекового бестиария, Англия, XIII-XIV вв.

На средневековых миниатюрах, иллюстрирующих рассказ о василиске, очень часто изображалась ласка, схватившая монстра за горло или атакующая его. Вот, что пишет Плиний Старший о василиске и ласке: «…для него смертельно опасен яд ласок. Ведь закон природы незыблем… силе противопоставлена сила. Ласки бросают василисков в свои норы, которые легко заметить по размокшей от их испражнений земле, убивают их своим запахом и тут же умирают сами - и задуманная природой борьба завершается».

Ласка атакует василиска, миниатюра бестиария, 1200-1210 гг., Англия

Дракон (змий)

Изображение дракона впервые появляется на монетах великого московского князя Василия Дмитриевича (1389-1425 гг.).

Дракон на миниатюре средневекового бестиария, Англия, XIII-XIV вв.

Также оно встречается на монетах великих тверских князей – Бориса Александровича (1425-1461 гг.) и Михаила Борисовича (1461-1485 гг.). Дракон на монетах изображается в полном соответствии с европейской художественной традицией: крылатым, двулапым, с раскрытой пастью и иногда с высунутым языком, который также можно интерпретировать как пламя огня.

Дракон на русских монетах удельного периода: 1 - денга Василия Дмитриевича Московского, 2-3 - денги Бориса Александровича и Михаила Борисовича Тверских

Дракон – это одно из самых популярных фантастических животных. Мифы о крылатом змее встречаются у многих народов в разных частях света. Сюжеты с участием дракона были широко распространены в культуре европейского Средневековья. Дракон – непременный герой практически всех средневековых энциклопедий. В русской былинной традиции образ дракона тесно связан с таким персонажем как Змей Горыныч. Однако на удельных монетах дракон – это не трехглавый змей. Существо изображено в полном соответствии именно с европейской традицией: одноглавый крылатый огнедышащий дракон на двух лапах и с длинным хвостом. Это наталкивает на мысль о том, что к чеканке монет мог быть привлечен иностранный мастер.

Кентавр (Китоврас)

Получеловек полуконь, конь с мужским торсом – одно из фантастических существ античной мифологии, символ безудержной животной силы и пьянства. В средневековых бестиариях – кентавр или онокентавр (получеловек-полуосёл) однозначно связывался с нечистой силой. Кентавр – это еще и зодиакальный Стрелец, что позволило сохранится его образу и в христианском Средневековье. Кентавр – популярный образ на античных и средневековых европейских и даже исламских монетах. На Руси кентавр получил имя Китоврас. В древнерусских апокрифических сказаниях Китоврас предстает как вещее существо, сподвижник царя Соломона.

Кентавры на монетах: 1 - фрако-македонский обол (500-480 гг. до. н.э), 2 - пфенниг Регенсбургского герцогства (1130-1140 гг.), 3 - дирхем Артукидов (1200-1239 гг.)

Легендарный крылатый Китоврас изображен на клейме Васильевских врат Софии Новгородской, созданных в 1330-х годах, и на миниатюре Кирилло-Белозерского сборника XV века, написанного писцом Ефросином. Оба памятника практически синхронны русским монетам удельного периода (последняя четверть XIV-XV вв.) с изображением Кентавра-Китовраса.

Кентавр-Китоврас на Васильевских вратах и в Кирилло-Белозерском сборнике

Образ Китовраса на русских монетах весьма разнообразен. Кентавра, вооруженного мечом, изобразил резчик на монетах Владимира Андреевича Серпуховского (1358-1410 гг.). Крылатый кентавр с мечом встречается на медных пулах удельного князя Городенского Ивана Михайловича (1399-1425 гг.), а без меча – на серебряной денге Андрея Дмитриевича князя Можайского (1389-1432 гг.). Кентавра без лишних атрибутов мы видим на денгах великого князя Тверского Михаила Борисовича (1461-1485 гг.).

Кентавр-Китоврас на русских монетах удельного периода: 1 – денга Владимира Серпуховского, 2 – пуло Ивана Городенского, 3 – денга Андрея Можайского, 4 – денга Михаила Тверского

Сирена

Впервые сирены упоминаются в XII главе «Одиссеи». Это некие существа, которые мелодичным пением заманивают мореходов на свой остров и убивают. В греческих мифах сирены – это крылатые существа из темного мира, музы Аида, у которых верхняя часть тела миловидная женская, а нижняя – птичья.

Одиссей и сирены на краснофигурном стамносе V в. до н.э.; 2 – сирена на миниатюре средневекового английского бестиария XIII-XIV вв.

В эпоху Средневековья под влиянием кельтской, германской и славянской мифологии, а также христианской демонологии античный облик сирен трансформируется. Это уже не женщина-птица, а крылатая женщина-рыба, у которой верхняя часть тела женская, а нижняя представляет собой рыбий хвост. Образ сирен тем самым слился как с образом змея-искусителя, так и с германскими морскими девами и славянскими русалками. В позднесредневековой Руси классический образ сирены как женщины-птицы перевоплотился в райских птиц (Сирин и Алконост).

Птица Сирин на старообрядческой лубочной картинке 1750-х годов и на серебряной полуденге Василия Темного (1425-1462 гг.)

Сирена или Сирин в их классическом античном понимании, но с трехзубчатой короной на голове, изображены только на монетах великого московского князя Василия II Темного (1425-1462 гг.). Сирена в виде крылатой женщины с обнаженным бюстом и рыбьим хвостом, держащей в руках лук и некий предмет (возможно морскую раковину), изображена на монетах того же Василия Темного и его вассала - удельного можайского князя Ивана Андреевича (1432-1454 гг.).

Сирена на денге Василия Темного и полуденге Ивана Можайского, серебро
Сирена на пуле московском, XVI век, медь, 0,43 г

В XVI веке образ сирены встречается лишь на одном типе монет - на реверсе медных московских пул. Сирена на пулах представлена в виде крылатого существа с закрученным рыбьим (или змеиным) хвостом, крыльями и женской кудрявой головой в зубчатой короне.

Химера

Список фантастических существ русского нумизматического бестиария продолжает химера. Впервые она упомянута в VI песне гомеровской «Илиады». Это чудовище – своеобразный Франкенштейн древнего мира, соединяющий в себе львиную голову, козлиное тело и змеиный (драконий) хвост. В некоторых случаях комбинация частей тела химеры иная.

Бронзовая химера, V век

Она может выглядеть и как сфинкс, и как средневековая горгулья, и как любое другое существо с нескладным, неправдоподобным видом монстра. Химера встречается только на денгах Василия II Темного (1462-1462 гг.) в двух видах: в классическом трехчастном виде (лев, козел, змея) и как крылатое четвероногое животное с человеческой головой и змеевидным хвостом.

Химера на монетах Василия Темного

Итак, мы ознакомились с уникальным русским нумизматическим бестиарием – миром фантастических существ на монетах удельного периода отечественной истории. В русский сказочный нумизматический «зоопарк» вошли практически все фантастические чудовища древности: дурно пахнущий василиск, огнедышащий дракон, безудержный пьяница и насильник кентавр, сладкоголосая и смертоносная сирена и монструозный мутант химера. К сожалению скудная информация в исторических источниках не позволяет дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что же подвигло монетных мастеров и русских князей разместить на своих монетах таких, мягко говоря, странных персонажей. Все эти существа, как правило, в античной мифологии и в средневековой литературе, а также демонологии связаны с потусторонним миром и хтоническими силами, олицетворявшими дикую мощь природной стихи. Возможно, что изображение чудовищ на монетах носило охранительный, запретный характер. Монстры должны были предостерегать и останавливать подданных русских князей от изготовления фальшивых монет и грозить им ужасающими карами не только от княжеской власти, но и от сил неведомых и страшных.