В 1722 году в оформлении реверса российских рублевых монет произошли серьезные изменения. На аверсе был впервые отчеканен императорский титул Петра Первого, преподнесенный ему Сенатом 22 октября 1721 года. А вместо изображения двуглавого орла на реверсе появилась монограмма императора. Последнее нововведение русских денежных мастеров почти на два столетия закрепилось на многих номиналах отечественных монет вплоть до падения самодержавия в феврале 1917 года. В 1722 году монограмма также была использована в оформлении пробных двухрублевых серебряных монет, которые так и не были выпущены в оборот.
Монограммы Петра I на рублевых монетах 1722-1725 гг
С императорским титулом все более-менее понятно. Петр получил его после триумфального окончания Северной войны и заключения 30 августа 1721 года Ништадтского мирного договора со Швецией. И это оперативно было отражено на монетах. А вот что подвигло художников-медальеров Московского денежного двора изменить дизайн оборотной стороны основной монеты России? Какую роль в этом сыграл сам император, который несомненно принимал участие как минимум в окончательном утверждении проекта рублевой монеты, а как максимум – был инициатором и контролером процесса внедрения монограммы. Что из себя представляет императорская монограмма образца 1722 года? Это талантливый плагиат или самостоятельное изобретение российских геральдистов и монетчиков? Автор предлагает читателю свои ответы на поставленные вопросы, подкрепленные анализом имеющихся отечественных и иностранных исторических источников: письменных, изобразительных, нумизматических, геральдических.
Во время российского Великого посольства по странам Европы в 1697-1698 годах десятник Петр Михайлов, а именно так «великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец» именовался в путевых документах, посетил немыслимое количество верфей, мануфактур, музеев, обсерваторий, лабораторий, памятников архитектуры и истории. Осмотрел он и десятки частных коллекций.
Многие из них увлекающийся и необычайно азартный до всего нового и необычного царь посещал по нескольку раз. Его интересовало абсолютно всё: от барельефов на античных саркофагах и производства гобеленов до отливки зеркал, устройства микроскопа и нюансов выращивания лекарственных растений. Особое внимание Петр Алексеевич уделял монетному производству. Королевский монетный двор в лондонском Тауэре царь посетил не менее трех-четырех раз. В Походном журнале Петра Великого за 1695-1703 годы сообщается:
- 27 января 7206 года (6 февраля 1698 года по григорианскому календарю). «Был на дворе, на котором всякия денежныя вещи; а тот двор Роял-Соцнет»;
- 13 апреля (23 апреля). «Был Десятник с Яковом Брюсом в туре (Тауэре – Р.Н.), где деньги делают»;
- 21 апреля (1 мая). «После обеда ездил Десятник в город и был в туре, смотрел где деньги делают».
6\16 апреля 1698 года русский царь встретился с главным смотрителем Лондонского монетного двора – Исааком Ньютоном. Подробности этой встречи не сохранились, но то, что встреча была, косвенно зафиксировано в документах того времени.
В Голландии и Англии десятник Петр Михайлов ознакомился с коллекциями монет, в частности осмотрел кабинетные собрания Якоба де Вильде и Симона Схейнфута в Амстердаме, Петра Калфа в Саардаме, коллекцию Лондонского монетного двора в Тауэре.
Опыт, который Петр I получил, посещая монетные дворы европейских государств, будет реализован в России уже в 1699 году, когда стартовала денежная реформа.
В 1716-1717 годах Петр Алексеевич предпринимает вторую большую поездку по Европе, которая значительно обогатила его нумизматический опыт. Особое значение Петр придавал посещению Франции, которая не вошла в маршрут Великого посольства двадцатилетней давности. В Париже русский царь находился с 26 апреля (4 мая) по 9\20 июня 1717 года. Кроме протокольных и неофициальных встреч с семилетним королём Людовиком XV, регентом Филиппом Орлеанским и французскими аристократами Петр I посещал различные предприятия, научные лаборатории, музеи. В Париже русского царя повсюду инкогнито сопровождал французский медальер Жан Дювивье. Художник тайком делал портретные зарисовки, скрываясь среди многочисленной царской свиты. Побывал царь и на Парижском монетном дворе. 1\12 июня Петра Великого на своем предприятии встречал директор монетного двора Николя де Лонэ. В присутствии русского царя была отчеканена памятная медаль в его честь. Портрет царя на медали был отчеканен по эскизам и штемпелям, выполненным тем самым медальером Дювивье.
И хотя политические результаты поездки в Париж были невелики (Петру так и не удалось устроить брак своей дочери Елизаветы и юного короля Людовика XV), культурное влияние Франции на Россию после визита русского царя в Париж заметно усилилось.
В 1721 году по поручению царя библиотекарь Петербургской библиотеки Иван Шумахер приобрел некоторые нумизматические собрания из числа известных Петру и посещенных им в прошлом. Например в Гамбурге Шумахер купил золотые и серебряные монеты из продававшегося наследниками собрания И. Людерса.
К началу 1720-х годов у мастеров Кадашевского денежного двора, располагавшегося в замоскворецкой Кадашевской слободе, и Красного денежного двора в Китай-городе был накоплен большой опыт по разработке оформления и чеканке монет европейского образца. Денежная реформа к тому времени уже закончилась.
Шла рутинная работа больших предприятий. На денежных дворах в течение первой четверти XVIII века трудились как русские, так и иностранные мастера-резчики, такие как Василий Андреев, Федор Алексеев, француз Соломон Гуэн, саксонец Готфрид Гаупт, нидерландец Юрий Фробус и другие. С 1718 года резчиком штемпелей был Осип Калашников. Тот самый Калашников, который в 1727 году попался на продаже чеканов с монетного двора, за что был приговорен к смертной казни, но в итоге, отсидев в кандалах 15 лет, был помилован и возвращен «к денежному делу» уже при Елизавете Петровне. В ряде нумизматических каталогов именно Калашникову приписывают инициалы «ОК», выбитые на некоторых типах рублевых монет 1723-1725 гг. Вполне вероятно, что тип рублевика с императорской монограммой и новым титулом – его рук дело. Однако все первые рубли с монограммой, отчеканенные в 1722 году – безымянные. На них отсутствуют знаки монетного мастера. А вот на рублевых монетах московской чеканки, последующих 1723-1725 годов, инициалы минцмейстера имеются, и это - «ОК».
Рубль 1723 года, инициалы минцмейстера ОК на аверсе
Но действительно ли это инициалы Калашникова? В том, что «ОК» - это Осип Калашников была убеждена историк-нумизмат Е.С. Щукина (1929-2012 гг.). Однако, к примеру, нумизмат и фалерист второй половины XIX века, главный хранитель мюнц-кабинета Эрмитажа Ю.Б. Иверсен предполагал, что под инициалами «ОК» мог скрываться некто Оттфрид Кёниг (Ottfried König), принятый в Москве на должность медальера в 1717 году. По мнению Иверсена Кёниг был резчиком штемпелей московских рублевиков 1718-1724 гг. Этого же мнения придерживался и П. фон Винклер в своем сочинении «Из истории монетного дела в России» 1897 года и нумизмат Х.Х. Гиль (1837-1908 гг.).
В 1724 - начале 1725 года рубли с монограммой выпускал открывшийся в Санкт-Петербурге новый монетный двор. Кто резал штемпели для рублей петербургской чеканки - неизвестно. Эвакуированный в Рыбинск архив Санкт-Петербургского монетного двора был утрачен во время пожара в декабре 1917 года.
Но вернемся в начало 1720-х годов. Осенью 1721 года Россия становится империей, а царь Петр – Петром Великим, императором и Отцом Отечества. Изменения статуса страны и ее государя были немедленно продекларированы на основной денежной единице в ее серебряном варианте – рублевой монете. Оформление прочих номиналов российских монет в целом осталось прежним. Когда был отдан приказ о чеканке рублевых монет нового образца неясно. Например Сенатский указ об изготовлении новой Государственной печати последовал 6 декабря 1721 года. Аналогичного указа о выпуске рублей с императорским титулом и монограммой в Полном собрании законов Российской империи (ПСЗРИ) нет. Нет его и в «Сборнике указов по монетному и медальному делу в России, помещенных в Полном собрании законов с 1649 по 1881 гг.», составленном М.Г Деммени и изданном вел. кн. Георгием Михайловичем в 1887 году. Отсутствует такой указ и в «Бумагах Петра I», изданных академиком А.Ф. Бычковым в 1873 году. Возможно искомые документы имеются в материалах архива Конторы монетного правления, которая с 1720 года была структурным подразделением Берг-коллегии и ведала всем монетным производством России. Поиск правовых актов, санкционировавших выпуск в 1722 году рублей нового образца с монограммой императора – это отдельная большая работа.
Чеканка монеты нового образца не могла быть реализована без высочайшей санкции. Это противоречило процедуре принятия государственно важных решений того времени. Для выпуска любой без исключения монеты требовался именной указ, объявлявшийся «во всенародное известие». Монеты получали название «указных». Это подтверждалось гуртовой надписью на рублях и полтинах 1718-1722 гг.: «УКАЗНЫЙ РУБЛЕВИКЪ» или «УКАЗНАЯ ПОЛТIНА». Печатные листы с текстом подобных указов рассылались по губерниям и расклеивались в общественных местах – на площадях, рынках, церквях, городских воротах.
Нам удалось найти в ПСЗРИ лишь именной указ от 6 марта 1723 года, «объявленный из Берг-коллегии» - то есть подготовленный в этом учреждении: «О делании на Монетном дворе по новому рисунку рублевиков такой же пробы и весу как и прежде», в котором, в частности, говорится, что «понеже (так как – Р.Н.) Его Императорского Величества Именным указом на Монетном дворе велено делать рублевики по новому рисунку, которые таковой же пробы и весу, как прежние рублевики. И для того в Коллегии и Канцелярии и в каждую губернию разослано тех новых рублевиков по два оловянных, а по прежнему маниру тех рублевиков делать не велено, токмо ходить им властно так, как и новыя монеты». Что же следует из этого указа?
Нумизматы знают, что в 1723 году в России появились рублевые монеты работы мастера «ОК» с новым портретом государя императора, на котором он изображен в горностаевой мантии и со знаком Ордена Андрея Первозванного на цепи. Вот об этом изменении аверса и говорится в указе. Реверс с крестообразной монограммой остался в 1723 году неизменным. В связи с этим на листе с указом приведен рисунок лицевой стороны рубля с новым портретом Петра, а реверс монеты на рисунке прежний - образца 1722 года.
Рубль 1722 года
Российский рубль 1722 года предстает перед нами с новым титулом монарха на аверсе: «ПЕТРЪ•А•ИМПЕРАТОРЪ• IСАМОДЕРЖЕЦЪ• ВСЕРОССИIКИI». Петр Великий изображен в лавровом венке, рыцарских латах и плаще с застежкой на правом плече. На реверсе крестообразная монограмма, составленная из четырех переплетенных букв «П» (покой). Причем буква имеет начертания, лично утвержденные Петром в январе 1710 года.
Подножия букв, они же - четыре конца креста, увенчаны императорскими коронами. В каждом из четырех углов монограммы расположено по одной римской цифре «I», которую за счет маленькой рельефной точки сверху можно считать также и буквой «i». Цифра обозначает «порядковый номер» Петра, как первого монарха с соответствующим именем, а i – это начальная буква в слове iмператоръ. Среди рублей 1723-1725 гг. редко, но встречаются экземпляры, где над I точки нет. То, что I на петровских рублях – это все-таки скорее цифра, подтверждает ее изображение в таком качестве на рублях Петра II и Петра III. При том, что точки над I там также имеются и очень ярко выражены.
Забегая вперед скажем, что крестообразные монограммы Петра II (1727-1730 гг.) и Петра III (1761-1762 гг.) практически аналогичны монограмме Петра I, который, как оказалось, стал законодателем моды в этой сфере. Типологически близка к петровской и монограмма Павла I (1796-1801 гг.). Заимствование петровской монограммы его преемниками было далеко не случайным. Каждый из них считал себя продолжателем дел «вечного работника на троне».
До 1722 года мы не встречаем монограмм на российских монетах. Этот год действительно стал рубежным в оформлении многих отечественных монет в последующие 195 лет. Не вызывает сомнения, что на дизайн и аверса и реверса рублей Петра I сильнейшее влияние оказала европейская монетная традиция. Об этом свидетельствует общая композиция, стиль рисунков и монетных легенд, античные и средневековые рыцарские мотивы на монетах – профильные портреты, лавровые венки, доспехи, горностаевые мантии, плащи-накидки. Поэтому искать прообраз петровской монограммы нужно также искать в европейской нумизматике того времени. Мы уже знаем, что Петр Великий был очень хорошо осведомлен о европейских монетах – французских, немецких, голландских, датских, английских, шведских, польских. Не прошло даром знакомство с Лондонским и Парижским монетными дворами и многочисленными нумизматическими коллекциями. Изучив корпус европейских монет XVII-первой четверти XVIII века, полагаем, что образцом для монограммы Петра I образца 1722 года стали крестообразные монограммы его французских коллег – Людовика XIII (1610-1643 гг.), Людовика XIV (1643-1715 гг.) и Людовика XV (1715-1774 гг.). Франция в начале XVIII века была не только самым могущественным государством Европы, но и законодательницей мод в прямом и переносном смысле в политике, экономике, культуре, искусстве, науке, технологии, военном деле. В Европе не считалось чем-то зазорным подражать Франции. А Парижский монетный двор был одним из самых передовых предприятий своего времени. Впервые крестообразная монограмма, составленная из восьми коронованных букв L, появилась на французских золотых луидорах в конце правления Людовика XIII. Только вместо «порядкового номера» короля в углах монограммы расположены геральдические fleur de lys.
Автором оформления луидоров, впервые отчеканенных с помощью винтового пресса в 1640 году, был гравер, а затем и директор Парижского монетного двора Жан Варин (1604-1672 гг.). Традиция размещения королевской крестообразной монограммы на монетах продолжили преемники Людовика XIII, современники Петра I – Людовик XIV и Людовик XV. С монограммой чеканились серебряные 1/4, 1/3, 1/2 и 1 экю, золотые луидоры и двойные луидоры.
В некоторых случаях в центр королевской монограммы помещалось солнце (звезда). Этот же элемент можно увидеть и на петровских монограммах на российских рублях 1724-1725 годов, так называемых «солнечниках».
Рубль 1722 года – это первый артефакт, на котором изображена монограмма императора, составленная из четырёх букв П. По всей видимости крестообразная форма создавалась именно для оптимального размещения на монетном кружке. В 1723 году придворный живописец Луи Каравак написал портрет Петра I в церемониальном одеянии с регалиями власти. Оригинал портрета не сохранился, но известен по гравюрной копии 1743 года, выполненной Пьером Субейраном.
На императоре мы видим знак Ордена Андрея Первозванного на цепи, состоящей из трех типов звеньев: овальных лучистых медальонов, двуглавых орлов и монограммы. Последняя состоит из двух букв П, наложенных на кольцо. По мнению историка-геральдиста Г.В. Вилинбахова, цепь среди орденских принадлежностей появилась позже всего, вероятно не ранее 1720 года, когда был разработан проект Статута Ордена Андрея Первозванного. Первый портрет с цепью – это как раз портрет Каравака. До него все андреевские кавалеры изображались с лентой, звездой и знаком. Полагаем, что появление монограммы, составленной из букв П, двух или четырех, можно отнести к началу 1720-х годов, не ранее 1720 и не позднее 1722. По всей видимости монограмма появилась в период с 22 октября 1721 года, когда Петр был провозглашен императором, и до начала 1722 года, когда, по всей видимости начался выпуск рублевиков нового типа.
Производство рублевых монет с монограммой Петра Великого было прекращено после смерти императора 29 января 1725 года.
Кто приложил руку к созданию монограммы и ее размещении на реверсе главной российской монеты? Кто взял за образец королевские монограммы с французских монет? Определенно, что это один из мастеров-резчиков Московского денежного двора. Об участии в этом процессе императора Петра Великого или президента Берг-коллегии Якова Брюса известные исторические источники умалчивают. Но, учитывая богатый нумизматический опыт Петра, и не меньшую осведомлённость в нумизматике Брюса, обладавшего значительным мюнц-кабинетом, исключать этого нельзя. Возможно, что дальнейшее тщательное изучение источников, в первую очередь материалов архива Берг-коллегии, порадует нумизматов новыми открытиями.
Ну и напоследок. Зачем вообще понадобилось менять дизайн рублевой монеты? Чем не устраивал двуглавый орел на реверсе?
А не устраивал он тем, что легко имитировался фальшивомонетчиками, которые, несмотря на суровые наказания, поставили на широкую ногу производство подделок новых русских монет.
Особый монарший знак на российской монете, это не первый опыт русских монетчиков. В 1719 и в 1721 году московские денежные дворы уже предпринимали попытку выпуска копеек и полушек с вензелем. Именно вензелем, а не монограммой, так как знак имел более изящную композицию, нарочито усиленную декоративность латинских букв Р (Petrus, Primus), А (Alekseevich) и С (Сaesar), которые как бы завязывались в узел. Откуда, кстати, и пошло русское «вензель», взятое из польского «węzeł» / «узел».
Причиной появления вензеля на монетах была борьба с фальшивомонетчиками. Предполагалось, что сложная композиция затруднит их работу и подделок станет меньше. Но в итоге эксперимент свелся лишь к выпуску нескольких пробных монет. Оказалось, что изготовление штемпелей для полушек и копеек – дело затратное и сложное, значительно повышающее себестоимость монет и снижающее, соответственно, казенный гешефт. Полагаем, что появление крестообразной монограммы на рубле 1722 года было вызвано той же причиной – борьбой с «воровскими деньгами». В случае с рублем эксперимент с монограммой удался, так как номинал был высокий и затраты на изготовление сложного штемпеля оказывали незначительное влияние на себестоимость монеты.