Маленькая немецкая принцесса Фике стремительно и ярко ворвалась в русскую историю, став одним из выдающихся персонажей на страницах её непростого романа.
Брак между наследником русского престола Петром Федоровичем (будущим императором Петром III) и принцессой из захолустного немецкого княжества Ангальт-Цербст Софьей Августой Фридерикой или как ее называли близкие – Фике, ставшей в православии Екатериной Алексеевной заключался сугубо из политических соображений. В брачном союзе Екатерине отводилась незавидная роль второго плана. Однако, преодолев все превратности судьбы, Екатерина не просто сыграла одну из главных ролей своей эпохи, но и в целом на русской исторической сцене. Заняв российский престол на треть XVIII столетия, Екатерина стала одним из символов «золотого века». Ее царствование наполняли яркие, масштабные и значимые события. С одной стороны - реформы в разных областях жизни, расширение границ империи практически по всем направлениям, расцвет русской культуры. С другой стороны - ужесточение крепостного права, угнетение податных сословий, мятеж Пугачева, убийство постылого мужа и императора-узника Иоанна VI. Всё это зафиксировано на страницах противоречивого, но яркого века маленькой Фике, вошедшей в историю как императрица Екатерина Великая.
В череде преобразований Екатерины была и денежная реформа, главным событием которой стало введение в 1769 году первых в России бумажных денег – ассигнаций и создание Ассигнационного банка. Главной денежной единицей империи оставался серебряный рубль, однако за полвека (со времени правления Петра I до Екатерины II) вес чистого металла в рублевой монете снизился с 20-23,3 г до 18-ти. Рубль с таким содержанием чистого металла выпускался вплоть до 1915 года. В начале правления Екатерины произошла перечеканка старой медной монеты, выпущенной из расчета 32 рубля из пуда меди, по новому расчету 16 рублей из пуда меди. Медная монета такого вида выпускалась вплоть до начала правления нового императора Павла I в 1796 году. На новую медь выменивали старую легковесную монету. При Екатерине II продолжилась практика чеканки медной монеты из старых артиллерийских орудий. Только в 1764-1767 гг. на монеты пущено 43 тысячи пудов орудийной меди.
Немалую роль в денежном обращении империи играло серебро. При Екатерине монеты чеканились из серебра 750-й пробы. В годы ее царствования сложился набор серебряной монеты в следующем составе: рубль, полтина, четвертак, 20, 15 копеек и гривенник. Серебряный пятак Екатерины II известен лишь в пробном варианте. В год на монетных дворах империи чеканилось около 1,8 млн рублей серебряной монеты. Следует отметить, что серебряная монета чеканилась преимущественно на столичных монетных дворах Москвы и Санкт-Петербурга (причем крупные номиналы изготавливались в северной столице), а медная – на провинциальных.
Рубли Екатерины – это подлинные шедевры русского монетного искусства, которые украсят любую нумизматическую коллекцию. Высокий рельеф, качественное высокохудожественное исполнение портрета императрицы делают эти монеты подлинными памятниками нумизматики. Даже широко распространенные типы екатерининских рублевиков привлекают коллекционеров красотой и незабываемым историческим шармом.
Рубль Екатерины одновременно скромен и очаровательно вычурен. На аверсе – портрет императрицы. На долгие годы монополистом по исполнению штемпелей аверса екатерининских рублевиков стал выдающийся мастер-медальер Тимофей Иванов. По портретам на рублевиках можно проследить своеобразное превращение молодой женщины в мудрую правительницу средних лет. 1762-1776, 1777-1783 – в эти годы можно наблюдать смену портретов Екатерины на серебряных рублях. Время беспощадно даже к сильным мира сего, но это не касается Екатерины. С 1783 года портрет императрицы был законсервирован на 13 лет, Для миллионов подданных Екатерина навсегда останется 54-летней. Вокруг портрета по часовой стрелке чеканилась надпись «Б•М•ЕКАТЕРИНА•II•IМП•IСАМОД•ВСЕРОС» (божьей милостью Екатерина II императрица и самодержица всероссийская). Под портретом располагалась аббревиатура монетного двора – СПБ. Первоначально обозначение монетного двора чеканилось внизу, несколько левее от центра. С 1766 года оно переместилось ближе к центру, а в 1777 окончательно закрепилось под портретом строго по центру. На реверсе изображался государственный герб Российской империи – двуглавый орел вокруг которого имелась надпись – «МОНЕТА•РУБЛЬ» и вверху, над коронованными головами орла – год чеканки монеты.
Выпуском серебряных рублевиков Екатерины, в основном, занимался Санкт-Петербургский монетный двор. Однако до 1775 года включительно они чеканились также и в Москве. За треть века царствования Екатерины Великой выпущено 4 типа рублевых монет. Разновидности отличаются некоторыми изменениями в изображениях портрета императрицы и государственного герба. Вес рубля – 24 грамма (18 г чистого металла), диаметр – 38 мм, гурт монеты шнуровидный с наклоном вправо, иногда влево и единожды (на новоделе) гурт гладкий.
В 1762 году (сразу после свержения нелюбимого супруга Петра III и восшествия на престол) начинается чеканка монеты с ее именем. Первая разновидность рубля выпускалась в 1762-1765 годах, это так называемый рубль «с шарфом на шее», который выпускался как на московском так и на петербургском монетных дворах. Этот тип рублей имел шнуровидный гурт, но с датой «1762» известен новодел с гладким гуртом
Екатерина внимательно относилась к своим портретам на монетах, ведь это был единственный способ показать себя многомилионной массе подданных, которые не имели возможности воочию увидеть царицу. В 1766 году Екатерина утверждает свой новый, как считается, чуть «состаренный» портрет на монете. Хотя увидеть разницу сложно. Разве что с профиля императрицы исчез шарфик. Но императрице и самодержице было виднее, нежели современному зрителю. Рубль этого типа чеканился на протяжении 10 лет – до 1776 года включительно. И вновь штемпели для монет резал уже знакомый нам мастер Иванов.
Третья разновидность екатерининского рубля появилась в 1777 году. Портрет Екатерины более утонченный и женственный. Волосы императрицы распущены, отсутствуют завитки и ленты. Пожалуй, это самый красивый портрет Екатерины на рублевой монете. Изменился рисунок государственного герба на реверсе. Линии перьев орла стали более тонкими, изменилась и форма хвоста. К слову «ВСЕРОС» добавилась буква «С». Изменилось написание титула на аверсе. Союз «и» между словами «ИМП» и «САМОД» отчеканен в виде буквы «И», а не «I», как на рублевых монетах предыдущих периодов.
В 1783 году появляется последний тип рублевика. На нем Екатерина навсегда останется 54-летней, с немного укороченной шеей (как на монете самого раннего, 1 типа, но с более объемным бюстом и без шарфика). Этот тип рубля будет выпускаться вплоть до смерти императрицы в 1796 году.
Стоимость серебряного рубля Екатерины II зависит от степени редкости и сохранности. Степень редкости может определяться даже незначительными признаками – мелкими особенностями портрета, написанием букв, названием монетного двора и именем медальерного мастера. За долгое правление Екатерины было выпущено много уникальных партий рублевиков, небольшого тиража, ставших, впоследствии, раритетами. Но, наверное, самой редкой монетой Екатерины Великой является золотой рубль 1762 года, выпущенный ограниченным тиражом по весовой норме и штемпелями серебряного рубля.
Эта донативная (подарочная) монета не предназначалась для регулярного обращения. По сведениям историков русской нумизматики, золотыми рублями были одарены все гвардейские офицеры – участники дворцового переворота 28 июня 1762 года, в результате которого был свергнут Петр III, и на престол взошла его жена. Немка по крови, Екатерина вернула старый русский обычай, известный еще с XVI века, когда вступивший на престол монарх одаривает гостей и сторонников специально отчеканенными золотыми монетами.
Серебряный рубль Екатерины Великой может стать украшением любой коллекции. Эта стильная монета, с особым историческим шармом – яркий образчик русского монетного искусства и своеобразный мост, связующий нас с золотым веком Екатерины.