В 1883 году самый популярный в Российской империи детский журнал «Задушевное слово» публикует святочный рассказ Николая Семеновича Лескова «Неразменный рубль». Мораль рассказа заключается в том, что полное счастье достигается лишь тогда, когда ты живешь не для себя, а для других.
Впервые народное поверье, даже суеверие, легло в основу серьезного размышления о смысле человеческой жизни. Также впервые простоватая сказка о «неразменном рубле» была мастерски облечена в искусную литературную форму.
Так что же такое «неразменный рубль»? Это монета, обладающая волшебным, необъяснимым свойством всегда возвращаться в карман владельца в нерастраченном виде, после того как с его помощью совершена покупка. По большому счету, «неразменный рубль» - это выражение вечной идеи легкого приобретения неисчерпаемого и бессрочного богатства.
Итак, каковы же волшебные свойства «неразменного рубля»? И, самое важное, как его можно получить?
В славянском мире на эти вопросы отвечают народные легенды, поверья и сказки, записанные в разное время на пространстве от Закарпатья до Байкала. Замечательный этнографический обзор о волшебной неразменной монете, дающей хозяину возможности распоряжаться безграничными суммами денег, в свое время дала известный антрополог, доктор наук О.В. Белова.
Но наибольшую известность легенда о волшебной монете получила с помощью рассказа Лескова.
Итак, идём за рублём. Берём черную кошку. И в ночь перед Рождеством будем продавать ее на перекрестке, одна из дорог которого обязательно уходит к кладбищу. За несколько мгновений до двенадцати сжимаем кошку посильнее, чтобы замяукала. И ровно в полночь нам явится нечистая сила, чтобы торговаться за животное.
Черт будет предлагать любые деньги, огромные суммы и всё, что пожелаешь. Но мы просим только серебряный рубль. И как бы ни был настойчив нечистый, как бы ни соблазнял нас несметными сокровищами, продолжаем требовать рубль. Получив желаемую монету, тут же прячем ее в карман, зажимая рукой, и немедленно уходим. Нечистая сила будет всяческим образом звать и пугать, а мы не обернёмся. Лишь обернись, не успев зайти домой, потеряешь волшебную монету, а иногда и жизнь.
Монета, полученная за черную кошку, и будет тем самым «неразменным» или «безрасходным» рублем, который, всегда вернётся в карман. В сказочном фольклоре образ «неразменного рубля» схож с образами скатерти-самобранки и горшочка, где никогда не кончается каша.
Конечно сейчас, глядя из нашего XXI века, кажется смешным и наивным желание получить бесконечное богатство. Но разве психология человека так сильно изменилась? Разве немало среди нас любителей дармовщинки?
А почему именно рубль стал той чудесной монетой, открывающей дорогу к безграничному богатству?
В силу времени и экономических изменений, рубль сейчас практически ничего не стоит. И вряд ли кто-то сегодня пойдет в рождественскую ночь выполнять ритуал с черной кошкой в надежде получить «неразменный рубль» образца 2020 года. Но еще во времена Лескова на серебряный целковый на рынке в Санкт-Петербурге можно было купить 2 курицы, или 8 кг отборной пшеничной муки, или 5 кг свинины, или 10 литров парного молока. Стоимость продуктов в провинциальных городах, а тем более в деревне были в несколько раз меньше. А если заглянуть вглубь истории, то мы увидим, что ценность рублевой монеты была еще выше.
А что же такое рубль?
В Древней Руси так назывался отрубленый кусок серебряной гривны. После реформы Елены Глинской 1535 года рубль стал денежно-счетной единицей, состоящей из 100 копеек. Первая же монета номиналом рубль появилась в России в 1654 году в ходе денежной реформы царя Алексея Михайловича.
Это была серебряная монета в весовой норме европейского талера – 28 г. Правительством был установлен номинал рубля в 100 копеек. И это при том, что реально в рубле 1654 года содержалось серебра лишь на 64 копейки. Население быстро разгадало уловку правительства и реформа провалилась. Рубль 1654 года является нумизматическим раритетом.
В статье читатель может увидеть рисунки редчайших рублевых монет, которые для большинства коллекционеров являются недостижимой мечтой, своеобразной погоней за «неразменным рублем».
Регулярная чеканка монет рублевого номинала начинается лишь в 1704 году в ходе масштабной денежной реформы Петра Великого. Это была первая массовая монета крупного номинала, вызывавшая изумление и интерес у современников уже тем, что на ней все подданные московского царя и всея России повелителя могли впервые узреть его портрет во всей красе.
Глобальные преобразования, проводившиеся в России в начале XVIII века, не могли не породить слухов, сплетен, поверий и суеверий. Многие инициативы Петра были непонятны для подданных, и, соответственно вызывали иногда неприятие, иногда удивление, а иногда и страх. Так было, например, с бритьем бород и установлением пошлины за их сохранение. В Тамбовской губернии, например, существовало поверье, что «неразменные рубли» - это только серебряные рубли, чекана Петра Великого, которые он изготавливал для выплаты пошлины за ношение бороды. Тут уместно вспомнить и о бородовых знаках – специальных жетонах-квитанциях, выдаваемых после уплаты денег за ношение бороды.
Ряд нумизматов считают, что бородовые знаки с особым надчеканом могли также использоваться как средство платежа.
Поверий и легенд о «неразменном рубле» или другой чудесной безрасходной монете немало. Со временем они обрастали деталями и подробностями. Так, считалось, что нельзя тратить волшебный рубль без остатка. Непременно нужно получить хотя бы копейку сдачи. Попав в карман владельца, мелочь превращается в волшебный рубль. Если же рубль истратить полностью, то он вновь возвратится нечистой силе.
По поверьям славян Прикарпатья получить «неразменный рубль» можно и без черной кошки. Наделить волшебными неразменными свойствами монету можно было, положив ее в гнездо ласточки. Монета должна пролежать там пока не выведется третье поколение птенцов. Был и еще один магический способ – зарезать монетой летучую мышь, после чего носить ее (монету) под мышкой девять дней, не посещая церковь, не крестясь и не произнося молитвы, после этих манипуляций монета приобретала магические свойства.
Но, как правило, главным посредником в получении неразменного рубля была именно черная кошка. У русских крестьян в Западной Сибири в XIX веке считалось, что всех черных кошек сатана сразу же забирает себе, кроме тех, которые сразу же после рождения побывали в человеческих руках. Нужно взять такого котенка, воспитать его и на Пасху, когда в церкви священник возгласит «Христос воскресе», сказать в ответ «У меня черная кошка есть». Именно этот неправильный и кощунственный возглас вызовет нечистого, который и придёт торговаться за кошку. Тогда и можно получить от черта «неразменный рубль».
Суеверия о «неразменном рубле» удивительно живучи. Стоит только заглянуть сегодня на страницы всемирной паутины, как читателя захлестнет волна предлагаемых многочисленных магических практик, с помощью которых, якобы, можно увеличить свое благосостояние, а то и вовсе достичь нескончаемого богатства. Но, как сказал автору этой статьи его сын, достичь бесконечного благосостояния, надеясь на халяву, ласточкины гнезда и черных кошек, не получится, для этого нужно бесконечно «пахать, пахать и пахать».