Для начала попробуем разделить термины «Фальшивая монета» и «Поддельная монета». Фальшивая монета представляет собой подобие оригинального расчётного знака, созданное для получения незаконной прибыли после запуска данных изделий в оборот. Чаще всего происходит замена драгоценного металла на недрагоценный или заметное снижение пробы драгоценного метала, характерного для подлинника. Например, чеканка медных монет с их последующим посеребрением или позолотой. Способ изготовления фальшивых монет («фальшаков для обращения») может представлять собой как чеканку самодельным штемпелем, так и результат литейного процесса.
Подделкой именуют изделие, созданное для продажи в качестве коллекционного или антикварного экземпляра. То есть речь идёт не о номинальной стоимости предмета, а о рыночной. Подделка может быть созданной с нуля копией. Материал подделки может быть сходным с оригинальным, а может кардинально отличаться. Для создания подделки могут быть использованы и подлинные монеты, в которые вносится некоторая модификация, имитируя редкий год или редкую разновидность. Подделками являются копии оригинальных монет, выведенных из оборота (утративших статус расчётного знака), если на них отсутствует специальный знак, обозначающий копию (реплику). В категорию подделки иногда включают и «фантастические» монеты, оригиналов которых никогда не существовало. Такие экземпляры выдаются за пробные монеты.
Фальшивые монеты, созданные для обращения, нередко находят в кладах, наряду с подлинными. Существуют коллекционеры, создающие экспозиции из таких «монет». Поэтому фальшивые монеты порой вызывают куда больший интерес, чем рядовые подлинники.
Иначе обстоит дело с подделками, которые продают коллекционерам под видом дорогих подлинников. Часто разыгрывается целый спектакль («Вот, старый дом разбирали…»), в результате которого покупатель приобретает кусок металла, гордясь, что отхватил раритет по цене вдвое ниже рынка. Актёрская игра присутствует и на Интернет-барахолках, где подделки выставляют от лица новичков-простаков (наиболее встречаемые варианты «Сам в монетах не шарю, но вот из дедовой коллекции» или «Знаю, что стоит дорого, но срочно нужны деньги»). Что делать, чтобы не кормить всё возрастающую армию мошенников, предлагающих копии у входа практически любого торгового центра?
Самое главное правило: никогда не покупайте предметы категории, в которой не разбираетесь. Наслышавшись о дороговизне увиденных картинок из Интернета, многие хватают копии, даже не задумываясь, что ценная монета, выпущенная в количестве нескольких десятков экземпляров, просто физически не может оказаться под половицей какой-нибудь развалюхи на окраине Челябинска. Стоит ли удивляться ловкости цыган, успешно реализующих даже жетоны с символикой биткойна под видом криптовалюты, у которой не существует физического носителя?
Любая монета царской эпохи имеет свои характеристики: диаметр, толщину, вес. Эти параметры – первое, подлежащее обязательной проверке при покупке монет с профилями императоров или императриц. Подмена дорогостоящего серебра на медно-никель или латунь с последующей покраской обеспечит заметное несовпадение веса с подлинником. Иногда наслышанные о весе умельцы ловко подгоняют «изделие» под нужный вес, но тогда станет наблюдаться отличие от оригинала по толщине или диаметру. В некоторых случаях спасает даже простенький магнит, к которому начинают липнуть «серебряные монеты» чумазого дорожного рабочего. Опытные коллекционеры легко отличат оригинал по характерному звону, осторожно роняя подозрительную монету на плоскость. Подделку могут выдать и жёлтые залысины на рельефе «серебра», когда подделку искусственно состаривали.
Если технические характеристики вписываются в интервал допустимых отклонений, начинайте пристальное визуальное обследование. Особенно уделяйте внимание гурту. Гладкий гурт сразу подаёт сигнал тревоги (исключение - случаи, когда тираж, действительно, имеет гурт без оформления). Конечно, есть шанс, что перед вами оригинальная монета, избежавшая встречи с гуртильным кольцом, но он крайне невелик. Первая волна современных подделок ныне легко отсеивается по этому признаку. Обязательно надо убедиться, что оформление гурта соответствует данному периоду. Здесь вам в помощь каталоги. Выпуклый гурт или гурт со сложным рисунком пока сымитировать сложно, поэтому изготовители копий заменяют его вдавленным или рифлёным. При наличии у оригиналов вдавленного гурта следует сличить его с гуртом подозрительной монеты: обычно всегда отыщутся несовпадения в форме букв или даже грамматические ошибки.
Если раньше производство подделок представляло столь трудоёмкий процесс, что за него рисковал браться далеко не всякий, то сейчас изготовить нужный штемпель и приступить к собственной чеканке не так уж сложно. Поэтому при покупке раритета следует тщательно сличать детали его изображения с заведомо подлинным экземпляром. Избавиться от несовпадений в рисунке мастера подделок пробуют методом высокоточного литья. Но в этом случае теряется чёткость элементов, сообщённая ударом штемпеля. Под большим увеличением элементы рисунка выглядят расплывчатыми. Переход букв в монетное поле вместо прямого угла образует покатистую горку. Предстают взгляду остатки миниатюрных пузырьков, получившихся при отливке копии. Тонкие элементы несколько утолщаются. Для сокрытия следов такие экземпляры искусственно состаривают и даже стирают рельеф.
И напоследок повторим, что следует разбираться в теме, монеты которой хотите приобрести. Порой знания вовремя избавляют от необдуманных поступков. Так на одном аукционе была выставлена золотая десятка с портретом Николая Второго, датированная 1895 годом. Любой, кто в курсе вопросов чеканки царского золота, знает, что эта линейка монет берёт своё начало в 1898 году. Поэтому пытаться приобрести подобную монету может лишь новичок, ведомый жаждой призрачной наживы.