Их называли в России «дуплонами», «квадруплями», «платинниками», «платниками». Их ценили, за то, что не плавятся и не горят при частых пожарах в России. Они были изготовлены из материала, еще недавно считавшегося непригодным, вредным, досадной помехой благородному золоту и вдруг неожиданно получившего титул «белого золота» – благороднейшего из известных металлов. Они стали нумизматическим раритетом и до сих пор вызывают неподдельный интерес у историков и коллекционеров.
Платиновая монета – явление в истории денежного обращения – уникальное. Начало платинового обращения в России пришлось на период, который принято характеризовать как разруха (в финансово-денежных отношениях) и предтеча необходимой и вынужденной денежной реформы. Как получилось, что в столь сложный в финансовом отношении период Россия запустила в обращение звонкую монету из редкого металла, о котором в мире еще совсем недавно ничего не знали? Как вообще в России и Европе при тогдашнем развитии технологий научились эффективно обрабатывать тяжелый металл и создавать пригодное для чеканки монет – сырье?
О благородном «белом золоте» и об уникальных платиновых монетах – в данной статье.
«Вредный» ингредиент
ПЛАТИНА. Драгоценный металл, тяжелый, инактивный, трудный в обработке и крайне редкий. Содержание в коре Земли – 5⋅10−7 % по массе, даже самородная платина сама по себе является сплавом.
Известность платина получила в эпоху позднего средневековья и нового времени. Хотя древние индейцы уже добывали её и находили ей применение. К примеру, ацтеки умели из платины делать зеркала, которые в качестве подарка испанскому королю отправлял император ацтеков Монтесума.
В Европе платиной заинтересовались довольно поздно. Практически ничего о ней не знали до середины XVI в. Три века назад конкистадоры обнаружили в Южной Америке россыпное золото с частицами неизвестного белого металла, крупинки которого оказались почти равными по весу золоту. Пренебрежительно обозвав эти крупинки «серебришко» или «серебрецо» («platina» по-испански), испанцы с таким же пренебрежением отнеслись и к самому металлу, оценив его втрое дешевле серебра и впятеро - золота и первоначально не найдя им достойного применения из-за сложности в обработке. Тогдашних алхимиков неприятно поражало, что «серебришко» не поддается обработке и тяжелее золота – «светоча, придающего душу материи», что ставило под сомнение многие алхимические постулаты, основанные на исключительных качествах золота, считавшегося к тому же самым тяжелым элементом.
Испания ввозила золото прежде всего из Колумбии и Перу. С ростом добычи стало ясно, что «платиной заражены все золотые россыпи в долинах рек Каука, Богота, Пинто и других». Предприимчивые дельцы, узнав, что платина легко соединяется с золотом, стали чеканить из сплава фальшивые монеты в 2 золотых экскудо (с добавлением либо полностью платиновые). Такая добавка к золоту давала изменение цвета. Золотые монеты теряли благородный блеск, приобретали сероватый, тусклый оттенок.
Дурная слава испанских платиново-золотых монет быстро распространилась по Европе. Золото с добавлением платины стали презрительно называть «гнилым», «испанским», «лягушачьим». Деньги испанского государства начали падать в цене, в некоторых странах их отказывались принимать. В результате король Испании Фердинанд VI принял вынужденное решение о запрете на ввоз платины и уничтожении всего платинного запаса в стране. Только по истечении 40-летнего запрета платину стали вновь доставлять в Испанию. Платина появляется в Европе, на нее вновь обращают внимание алхимики, выяснив, что благородный металл, несмотря на свою «зловредность», является прекрасным катализатором химических процессов. Но дальше кустарного использования и фальсификации золотых монет дело не двигалось. Догмат Аристотеля о существовании лишь шести металлов, все еще тяготеющий над тогдашней европейской научной мыслью, не давал платине проявить свои лучшие качества и полноправно встать в ряд с признанными металлами. «Nullis igni, nullis artibus» («ни огнем, ни искусством») – такой первоначальный вердикт вынесли платине алхимики, исчерпавшие все возможности быстро расплавить или растворить упрямые крупинки.
В погоне за плавкой
Европейцы достаточно долго не могли найти способов обработки и применения тугоплавкой платины (t пл Pt - 1768,3 °С), и эта проблема сильно волновала лучшие умы Старого Света. Уже в первом литературном упоминании о платине, относящемся к 1557 г., итальянский ученый и поэт Ю. Скалигер отмечает трудность обработки «серебреца», полученного из испанских владений в Южной Америке. В самом раннем опубликованном описании platina del Pinto, произведенном в 1748 г. астрономом и геодезистом Антонио де Уллоа, отмечена исключительная тугоплавкость «белого золота», чрезвычайная трудность выделения из пород.
Антонио де Уллоа. Худ. Андрес Кортес y Агилар. 1856. Холст, масло
А уж в европейских исследованиях XVIII в. платине уделялось весьма пристальное внимание, что стало явным показателем активности тогдашней научной мысли – в данном направлении. В 1750 г. в Англии печатают статью У. Браунриджа и У. Уотсона, в которой они на основании проведенных опытов доказывали металлическую природу чистой «платины дель пинто». В 1752 г. Шеффер опубликовал в Швеции заявление о том, что платина – новый самостоятельный химический элемент, предложив назвать его – «белым золотом». 1773 гг. де Лиль добился получения губчатой платины путем кипячения крупинок в царской водке с последующим добавлением нашатыря. Многие ученые в этот период активно занимались проблемой обработки металла. И вот наконец в 1787 г. Луи Гитон де Морво, поэт и адвокат, увлекающийся химией, после многочисленных опытов, путем добавления к губчатой платине и затем выжигания мышьяка, смог получить серебристый металл – ковкую платину. Французский королевский ювелир Этьен Жанетти, предоставивший необходимые ингредиенты и инструменты для опытов Морво, дал название новому способу обработки платины, известному сейчас как «способ Жанетти». Способ сразу же стал секретным, а вскоре на прилавках ювелирных магазинов Парижа появляются товары из «белого золота»: посуда, украшения, инструменты.
Платина прочно занимает свое место в Европе в линейке металлов, даже показывает определенное преимущество «по стойкости и неизменности». В результате чего в 1794 г. во Франции из платины изготовили эталоны метра и килограмма. Постепенно этот благородный металл становится популярным среди обеспеченных европейцев, являясь олицетворением богатства и знатности. Мода на платину и первоначальная секретность «способа Жанетти» также подстегивала научное сообщество к изучению платины.
В начале XIX в. молодой лондонский врач и химик Уильям Волластон изобрел способ аффинажа (описав его в 1828 г.), по которому сырая платина растворялась в царской водке. Способ, секрет которого так долго хранил Волластон, оказался удачным, и вскоре в деловом центре Лондона появляются в продаже уже английские платиновые изделия. В первый же год Волластон изготовил более 200 кг. изделий из платины, в том числе придуманные им втулки для ружей, не боящиеся горячих газов. Заказы сыпались на него со всех сторон, он разбогател, но не бросил занятия наукой. В 1803 г. при обработке сырой платины царской водкой им были открыты два новых элемента платиновой группы — палладий и родий, названных в честь астероида и розы (греч.) соответственно. Затем Волластон разрабатывает способ получения тончайших пластин и проволоки. Его рекорд - платиновая нить толщиной 0,001 миллиметра для визира телескопа. Это достижение стало последней сенсацией Волластона, связанной с платиной. Вскоре он передал руководство делами своему помощнику, ювелиру Джонсону, позже основавшему ювелирную фирму «Johnson, Matthey & C», которой предстоит в будущем сыграть важную роль на платиновом рынке.
Волластон Уильям Хайд. Худ. Д. Джэксон. Англия. до 1829 г. Холст, масло
Пример Волластона – его блестящей научной и торговой предприимчивости – подстегивает других ученых и энтузиастов заниматься изучением платины. Друг Волластона С. Теннант в 1804 г. в нерастворимом остатке после обработки сырой платины открыл металлы платиновый группы иридий и осмий («радуга» и «запах» по-древнегречески). Последний элемент платиновой группы открыл уже в 1844 г. российский химик Карл-Эрнст Карлович Клаус. Он назвал его в честь России – рутений (от позднелатинского Ruthenia, одного из средневековых названий Руси/России). Как же все-таки обстояли дела с платиной в России?
«На денежном поприще»
Здесь платину специально не добывали и не ввозили... да и особо ничего не знали о ней и ее свойствах. «Серебрец» – так называли в XVIII – XIX вв. находимые в золотых приисках крупинки белого металла, используя эти зерна примеси в качестве охотничьей дроби вместо свинца либо выбрасывая.
Существует легенда, что первый известный платиновый самородок найден в 1813 г. в одном из притоков уральской реки Исети малолетней дочерью заводского жителя Катей Богдановой. Власти решили, что самородок случайно выпал из расположенной в долине золотоносной жилы, работы на которой прекратили «за убогостью руд». В 1819 г. русские горнозаводские специалисты при поисках россыпного золота на Урале обратили внимание на примешенные к нему зерна белого тугоплавкого металла; затем такие зерна платины обнаружили в 1822 г. в золоте Невьянских и Билимбеевских приисков. Постепенно существование платиновых залежей на Урале стало очевидным. Вспомнили и о богдановском платиновом самородке, решив произвести разведку долины, также увенчавшуюся успехом. Были открыты уральские месторождения платины. В 1825 г. началась промышленная добыча «белого золота». Прииски русского заводчика Н. Демидова оказались самыми богатыми. И если в 1824 г. в России добыли 30 кг. платины, то в 1825 г. – уже более 170 кг. Постепенно ежегодная добыча выросла до десятков пудов.
Начались изыскания способа обработки тугоплавкого и дорогостоящего «белого золота». В 1825 г. инженер Архипов, разработав оригинальный способ обработки металла, изготовил первые вещи из уральской платины. Исследования, проведенные химиком и металлургом П.Г. Соболевским и обер-пробирером В.В. Любарским, позволили создать и применить оригинальный технологический процесс «порошковой» переработки платины. Это открытие, за которое Соболевский получил ежегодное вознаграждение по 2500 руб. сверх жалованья, вызвало императорский указ «всем горным начальникам… всемерно «стараться в приобретении платины».
Николай I, Император России (1796-1855). Худ. Франц Крюгер. Россия. 1847. Холст, масло
Российское правительство, учитывая поистине огромное для того времени количество добываемой платины, решило использовать ее для стабилизации финансово-денежных отношений. Тогдашний министр финансов Е.Ф. Канкрин предложил оригинальный ход – чеканить монеты и смог убедить в выгодности мероприятия Николая I.
Портрет Е. Ф. Канкрина. Худ. Е.И. Ботман. Россия. 1872-1873. Холст, масло
Отчеканенные в итоге в 3 номиналах (3 рубля на серебро, 6 рублей на серебро, 12 рублей на серебро), монеты имели хождение в России до императорского указа от 22.06.1845 г, согласно которому «для приведения монетной системы в совершенную стройность», признали за благо прекращение чекана платиновой монеты.
В 1858 г. министром финансов стал ученик Е.Ф. Канкрина А.М. Княжевич (1792 – 1872). Он решил возродить чеканку платиновой монеты в России. Обосновывал он это тем, что мировые цены на платину выросли, к тому же появились новые способы быстрой обработки платины. Французскими химиками Анри Сент-Клером Девилем и Анри Жюлем Дебре был разработан новый метод переработки платиновых руд в струях кислорода и водорода в печах из негашеной извести.
Александр Максимович Княжевич - министр финансов России при императоре Александре II. Неизв. Художник. Россия. 1845-1850
Княжевич обратился к российскому физику Б.С. Якоби с предложением изучить новый метод плавки – для возможного использования его при плавлении уральских платиновых руд и последующего изготовления более дешевых по себестоимости (в сравнении с прежними) платиновых монет.
Якоби, который участвовал в опытах Девилля и Дебре, представил исследования, доказывавшие выгодность и эффективность нового метода обработки платины, а также преимущества платиновой монеты.
Якоби предлагал чеканить монеты с обозначением веса и металла. Ученый предполагал ввести в обращение шесть видов монет - «платинников». Курс мог колебаться, что делало такую монету твердой валютой в стране с бумажно-денежным обращением.
По распоряжению Княжевича создана Комиссия для обсуждения предложений об изменении монетной системы в России, представившая мнение о полезности возобновления чеканки. Согласно заключению Комиссии, в России необходимо вновь учредить платиновую монету с «ценой» по 1 рублю за золотник (или 3840 руб. за пуд), по которой она выпускалась бы в обращение и принималась в казенные платежи. Монету предполагалось чеканить на Санкт-Петербургском монетном дворе весом в 3 золотника с рифлёным гуртом. Решение поддержал император Александр II, но дальше росписи дело не пошло. На посту министра финансов Княжевича сменил М. Рейтерн, создавший новую Комиссию по изучению возможности чеканки платиновой монеты в России. На этот раз большинство членов данной комиссии высказались против выпуска монеты, косвенно поддержав сторонников выгодного беспошлинного вывоза платины из России на мировые рынки.
В итоге 4 июля 1863 г. комиссия постановила не восстанавливать чеканку платиновой монеты. Запасы платины передали Государственному банку с правом продажи. Её осуществили в 1872 г., когда по сравнительно низкой цене 9330 кг платины ушли... да-да, той самой английской фирме «Johnson, Matthey & C°». В результате выгодного приобретения Англия получила возможность не только стать главным определителем стоимости платины, но и лидировать по обработке и продаже платины на мировом рынке.
В Российской же империи история платиновых монет подошла к концу. Однако следует помнить, что Россия стала первой и единственной страной, где драгоценная платиновая монета была отчеканена для обращения, стала курсовой, и подобное использование представлялось на тот момент экономически оправданным и эффективным. Именно в России в период с 1828 по 1845 гг. монета имела активное хождение, принималась казенными учреждениями и использовалась в качестве накоплений.
И хотя к 1846 г. производство монеты в России закончилось, саму платину продолжали вывозить и добывать. До 1913 г. почти вся добытая платина в необработанном виде шла на экспорт. После Октябрьской революции начинается новая история платины и платиновых монет в стране; и со временем возникает новый – уже советский «платиновый прожект».
Памятный проект
Несмотря на активную добычу и использование благородного металла в СССР, платиновые монеты начали выпускать только в последние десятилетия существования Союза. Эмитентом являлся Госбанк, в 1977 – 1991 гг. выпустивший 11 видов платиновых монет, приуроченных к знаменательным событиям и важным историческим датам.
В частности, к Олимпиаде 1980 г. отчеканили 45 видов монет спортивной тематики из медно-никелевого сплава и драгоценных металлов. Из них 5 видов были платиновыми: 999-я проба, рифленый гурт, вес 15,55 г, диаметр 28,6 мм, толщина 1,5 мм, номинал 150 рублей. Олимпийские монеты чеканили на Ленинградском монетном дворе с 1977 по 1980 гг. Специально для изготовления монет олимпийской тематики была освоена техника «proof». Художником олимпийских монет стал художник Виктор Ермаков.
На аверсе монет изображен герб страны с надписью «СССР» и указанием номинала – «150 рублей». Реверс первой монеты украшает – башня из стилизованных беговых дорожек, опирающаяся на 5 олимпийских колец и увенчанная пятиконечной звездой, - эмблема Олимпиады, расположенная на фоне лаврового венка. Слева располагалась монограмма ЛМД, внизу дата – «1977». Последующие позиции платиновых монет изображают сцены античных Олимпийских игр: «Дискобол» (1978 г.), «Античные борцы» (1979 г.), «Античные колесницы» (1980 г.), «Античные бегуны» (1980 г). Общий тираж платиновых олимпийских монет составил 147 378 ед.
Реализацией тиража занимались Внешторгбанк и Минфин. Монеты продавались в «валютных магазинах» за конвертируемую валюту и рассчитаны были прежде всего на иностранцев. Советским коллекционерам монеты не реализовывались. Вместе с тем нумизматическая тема и собственно коллекционирование монет как раз в это время становятся весьма модными, спрос на памятные монеты и юбилейные советские рубли резко вырос.
С конца 1980-х и до 1991 г. производство памятных платиновых монет становится регулярным. Гознак выпустил еще 6 платиновых монет. В 1988 г. на ЛМД произвели разным тиражом монеты из драгоценных металлов для так называемой «Исторической серии».
Первый цикл серии назывался «1000-летие древнерусской монетной чеканки, литературы, зодчества, крещения». Платиновые монеты 999-й пробы, весом 15,55 грамма и тиражом 16000 штук представили тему «Слово о полку Игореве 1185 г.» Во втором выпуске серии (1989 г.), посвященном 500-летию единого российского государства, темой платиновых монет было Стояние на реке Угре. В третьем выпуске серии (1990 г.) показана Полтавская битва 1709 г.
Последний цикл (1991 г.), продолжавший идею 500-летия единого российского государства, представил платиновую тему «Александр I и Наполеон I» («Отечественная война 1812 года»).
Одновременно чеканились монеты «Географической» серии. Цикл назывался «250-летие открытия «Русской Америки» и стал последним в советской серии платиновых памятных монет.
После развала Союза платиновые монеты продолжают изготавливать. C 1992 г. отчеканено 16 видов монет номиналом 25, 50, 150 р., в различных сериях: «Олимпийский век России», «Русский балет», «Эпоха просвещения XVIII в», «Историческая серия», «Географическая серия».
В частности, в 1993 г. в рамках «Исторической серии», представлявшей тему «Вклад России в сокровищницу мировой культуры», выпущена монета, посвященная великому композитору Игорю Стравинскому, а в 1994 г. платиновая монета, посвященная выдающемуся художнику Михаилу Врубелю.
Выходившая также «Географическая серия» освещала темы «Первое русское кругосветное путешествие» и «Первая арктическая экспедиция». Наибольшую популярность среди коллекционеров приобрела серия «Русский балет», в состав которой входили и платиновые монеты (1993-1995 гг.).
Монеты «Русский балет» трех номиналов (25 р., 50 р., 150 р.) 1993-1994 гг. изображали реверсе – танцующую балерину и цветок у её ног. В 1995 году надпись «Русский балет» сменила «Спящая красавица». Представленные в тех же номиналах монеты содержали на реверсе изображение танцовщика из одноименного балета. Художником популярной серии стал А.В. Бакланов
Всего в период с 1988 по 1995 гг. было выпущено 22 платиновые монеты различной тематики и тиража. Последняя монета номиналом 150 р., выпущенная в рамках «Исторической серии», представляла тему «1000-е России» и была посвящена Александру Невскому и Невской битве 1240 г.
С 1996 г. выпуск платиновых монет приостановлен.
Впрочем, добыча «белого золота» продолжалась и росла. Цели использования платины расширялись. С раскрытием ценных антикоррозийных и термоустойчивых свойств платины закономерно вырос спрос на нее.
В 1 половине XX в. платиной довольствовались в основном ювелиры. С развитием НТР в платине стала нуждаться промышленность, наука, техника. Драгоценный металл крайне важен для современной медицины, электротехники, приборостроения, автоматики и механики, летательных аппаратов, химической промышленности. Он используется в сотне высокотехнологичных производств. Фирмы оснащают платиновыми катализаторами машины.
Надо отметить, что по мере роста спроса на платину поднималась и его цена. В начале XX в. платина сравнялась в стоимости с золотом. В течение последних 50 лет, к примеру, платина была даже дороже золота, однако затем цена «белого золота» упала.
Впрочем, эксперты предсказывают постепенный рост цен на платину, расширение промышленных и инвестиционных сфер ее использования, в том числе изготовления инвестиционных монет. В разных странах в течение XX в. производился выпуск раритетных денег, к примеру, в Германии, Франции и Англии.
В Австралии в 1987 г. начата чеканка инвестиционных платиновых монет «Австралийский коала». В Китае чеканится «Платиновая панда», в Канаде – «Платиновый кленовый лист», на острове Мэн – «Платиновый нобль» и «Платиновая кошка», в США выпускается «Американский платиновый орел».
И хотя сейчас Россия получает в год около 20 тонн платины, постоянно расширяя цели использования «белого золота», вопрос о возобновлении чеканки платиновых монет, в том числе памятных и инвестиционных, пока не стоит.
Ахрименя Алена