Как появились первые деньги на Руси?
Такой закономерный вопрос возникает у многих любителей истории и нумизматики.
Рядом с первым вопросом непременно появляется второй – когда появились деньги на Руси?
Как известно деньги, и, в частности, монеты появляются там и тогда, когда в них возникает острая необходимость. Однако, при этом нужно учитывать фактор того, что в принципе можно использовать в своем денежном обращении и товарном обмене монеты иных стран, но это ставит экономику государства в зависимость от иностранного эмиссионного центра.
Когда же государственность выходит на новый качественный уровень, возникает необходимость в монетах не только как во всеобщем эквиваленте и посреднике при обмене. На первое место выходит идеологический фактор – необходимость декларирования собственной государственности и суверенности.
Такая ситуация была и в Древней Руси.
Взглянем вглубь веков. Когда появились первые деньги на Руси?
Они появились еще до создания Древнерусского государства во второй половине IX-Х вв. Уже восточнославянские племена и их союзы (вятичи, кривичи, словене новгородские, поляне, радимичи и другие) использовали серебряную монету в обеспечении своих товарно-денежных отношений. Однако, это были монеты не собственной чеканки, а так называемые куфические дирхемы, выпускавшиеся Арабским Халифатом. Большие месторождения серебра позволили арабам насытить серебряной монетой не только собственную экономику, но фактически сделать дирхем международной «валютой» в VIII-X веках.
Дирхем. 302 год хиджры (914-915 гг.). Халиф Наср бен Ахмад. Чеканен на монетном дворе аш-Шаша (Ташкент)
Клады арабских дирхемов во множестве находят на огромных пространствах Восточной Европы – от Крыма на юге до Ладожского озера на севере, от Волжских берегов на востоке до Прибалтики и Скандинавии на западе. В кладах находят как целые дирхемы, так и их фракции – половинки и четвертинки, использовавшиеся как разменная монета.
По мнению большинства историков серебряный дирхем, весивший около 3 граммов, у славян, а позднее и в Древнерусском государстве назывался «ногата» (от арабского «накада» - отборная монета). Два с половиной дирхема назывались «куна», то есть именно за эту цену можно было купить шкурку куницы. Вот, что писал в начале Х века арабский путешественник Ибн Русте, встретивший на Волге русов: «Дирхемы у них - куницы, причем одна куница обращается у них в два с половиной дирхема».
Половинка дирхема называлась «резана».
Денежно-весовые термины резана, ногата и куна будут существовать в древней Руси и в последующие века. Забегая вперед скажем, что серебряные слитки – гривны, появляются на Руси только в начале XII века, в так называемый «безмонетный период».
В 860-х годах на севере-северо-западе Восточной Европы возник большой племенной союз, положивший начало созданию Древнерусского государства. Тогда же в его центре – городе Ладоге (а позднее в Новгороде) устанавливается правящая династия князя Рюрика и его потомков - Рюриковичей.
Согласно летописи, в 882 году новгородский князь Олег (Хельги) захватывает на юге центр племенного союза полян – Киев, сделав его своей резиденцией и столицей - «матерью городов русских». С этого времени из Новгорода на севере и из Киева на юге начинается масштабная экспансия древнерусских князей, направленная на покорение и объединение славянских и других племен, проживавших на огромной территории Восточной Европы. Политика огосударствления завершилась примерно через столетие - в 980-х годах при князе Владимире Святославиче, когда установились относительно четкие границы Древнерусского государства. В 988 году Владимир принимает христианство из Константинополя и начинается процесс христианизации Древнерусского государства. Тесные связи с Византией (Восточно-Римской империей) были закреплены также браком князя Владимира с царевной Анной, сестрой византийских императоров Василия и Константина.
Собственно тогда, в последнем десятилетии Х века, в Древнерусском государстве и начинается монетная чеканка.
Как же назывались первые деньги на Руси?
Откроем научную литературу и увидим, что монеты, которые начал чеканить князь Владимир «Красное Солнышко», продолжили его сыновья Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый называются «сребреники» и «златники». Однако ни в одном историческом источнике (летописях, берестяных грамотах, правовых актах) этих слов мы не увидим. К сожалению, историческая наука до сих пор не знает, как называли первые монеты люди того времени. И когда впервые в XIX веке в России нашли клады и курганы с невиданными доселе и неизвестными ученым серебряными и золотыми монетами, им придумали соответствующие названия – золотые назвали златниками, серебряные – сребрениками. По аналогии с евангельскими сребрениками Иуды: «Тогда шед един из обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом. Рече: «что ми хощете дати, и аз предам его». Они же поставиша ему тридесять сребреник». (От Матфея, 26, 14-16).
Справедливости ради, следует отметить, что первый сребреник был случайно обнаружен еще в 1792 году в одном из храмов Киева. Он использовался как подвеска, украшавшая икону.
Но точкой отсчета, положившей начало научному изучению самобытных монет древнерусской чеканки стал клад, найденный крестьянином, пахавшим поле неподалеку от города Нежина весной 1852 года. Неожиданно плуг выпахал горшок, в котором находилось около двух сотен непонятных темных от времени кружков. Наивный крестьянин отнес горшок с «кружками» местному писарю, который, поняв, что это ни что иное, как серебряные монеты, начал их распродавать. Монеты так бы и разошлись по рукам, если бы о ситуации случайно не узнал профессор из Нежина Михаил Тулов.
Ему удалось раздобыть несколько монет, которые он незамедлительно отправил киевскому профессору истории Волошинскому. Тот определил, что монеты чеканены в правление князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. В итоге, стараниями неравнодушных людей удалось сохранить для науки около 150 монет. Фактически, на сегодняшний день, это почти половина всех известных подлинных сребреников.
И вот, уже на протяжении более чем полутора веков идет кропотливое изучение самобытных древнерусских монет.
На сегодняшний день известно около 350 сребреников и всего 11 златников. На фоне сотен тысяч арабских дирхемов и западноевропейских денариев, найденных на территории Руси в кладах, курганах, при археологических раскопках и случайных находках, это число ничтожно мало. Соответственно, играть какой-либо существенной роли в товарно-денежных отношения Древнерусского государства эти монеты не могли. Они были декларацией политического суверенитета Древнерусского государства на рубеже X-XI веков.
Как уже было сказано, златники Владимира Святославича – это нумизматические раритеты. Большая часть из них (7 монет) хранится в нумизматической коллекции Государственного Эрмитажа. В статье приведена фотография златника как раз из этой коллекции.
На лицевой стороне златников размещено изображение сидящего князя. На его голове шапка с подвесками, увенчанная крестом. В правой руке князя длинный крест, левая согнута на груди. Над левым плечом – трезубец, княжеский знак. Легенда по кругу: «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ».
На реверсе – изображение Иисуса Христа в нимбе с Евангелием в руке. Легенда: «ИСУСЪ ХРИСТОСЪ». Средний вес златников - 4,2 грамма.
По окружности аверса и реверса – ободок из выпуклых бусин. Все златники, известные на сегодняшний день, несут на себе только имя князя Владимира.
Сребреники князя Владимира Святославича (980-1015 гг.) делятся на 4 типа в зависимости от изображений на аверсе и реверсе монеты. Ниже мы разберемся в типах сребреников Владимира. В связи с тем, что в настоящее время на нумизматических аукционах и форумах появилось огромное количество подделок древнейших русских монет, а также фотографиями подделок наводнена сеть Интернет, все фотографии сребреников даны по каталогу-исследованию М.П. Сотниковой «Древнейшие русские монеты X – XI веков» 1995 года издания.
Тип I. Изображения и легенды на лицевой и оборотной стороне идентичны изображениям и легендам на златнике.
Тип II. На лицевой стороне – князь, сидящий на престоле, держит крест. Легенда: «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ».
На реверсе – княжеский знак – трезубец. Легенда: «А СЕ ЕГО СРЕБРО».
Тип III. На аверсе – князь сидит на престоле с высокой спинкой с крестом в руках. На реверсе – княжеский знак. Легенды аверса и реверса те же, что и на сребренике II типа.
Тип IV. На лицевой стороне – князь сидит на столе без спинки. На голове шапка с крестом. Вокруг головы нимб. В правой руке – крест на подножии. На обороте – княжеский знак. Легенды аверса и реверса те же, что и на сребренике II типа.
Кроме Владимира Святославича сребреники чеканили его сыновья: князь Ярослав в Новгороде в течение короткого периода междоусобной войны за киевский престол 1015-1019 гг., а также Святополк Окаянный, захвативший власть в Киеве в тот же период времени.
Сребреники Святополка Окаянного известных в двух основных типах. На лицевой стороне первого типа изображен князь на престоле как на сребренике Владимира IV типа. Легенда на аверсе: «СТОПКЪ НА СТОЛЕ». На обороте княжеский знак Святополка – двузубец с крестом. Легенда реверса: «А СЕ ЕГО СРЕБРО».
На лицевой стороне сребреников Святополка II типа вместо князя изображен святой Петр (Петр – христианское имя Святополка). Легенда аверса: в столбик дважды повторено имя святого в греческом варианте – «ПЕТРОС». Реверс идентичен реверсу сребреника первого типа.
Новгородские сребреники Ярослава в науке получили название «Ярославле серебро» из-за легенды на одной из сторон монеты.
На аверсе монеты в бусинном кружке изображен святой Георгий (Георгий – христианское имя Ярослава Мудрого) с копьем и щитом в руках.
Слева и справа от святого написано по-гречески «О ГЕὠРГIО». На реверсе изображен княжеский знак Ярослава вокруг которого надпись «ЯРОСЛАВЛЕ СРЕБРО». Во внешнем ободке реверса крестообразно размещены буквы, из которых составляется слово «АМИН», то есть аминь.
В заключение следует отметить, что в последние десятилетия появилось огромное количество поддельных древнейших русских монет. В связи с этим, за определением подлинности коллекционерам необходимо обращаться к специалистам Государственного Эрмитажа или ГИМа.