Поездка с родителями на поезде, равномерный стук колёс, верхняя полка с быстро меняющийся за окном пейзажем, чай в стаканах, вставленных в бренчащий от вибрации вагона подстаканник, какой-то по-особенному крепкий «железнодорожный» сон, бабушки на полустанках, продающие домашние пирожки и варёную картошку с мелконарезанным укропом. Детская ГДР-вская железная дорога, подаренная на день рождения. Блуждания с друзьями у железнодорожного полотна, положенные на рельсы монеты и вид приближающегося поезда, который превратит эти монеты в блинчики с размытым рисунком. Наверняка многим знакомы все эти воспоминания.
Передвижение груза по некому подобию рельс изобретено задолго до появления железных дорог. Однако считается, что первая железная дорога для составов на паровой тяге была построена в Англии в 1825 году между городами Стоктон и Дарлингтон. На дороге трудился, пыхтя клубами пара, паровоз Locomotion №1, построенный легендарным английским изобретателем, инженером-механиком Джорджем Стивенсоном (Стефенсоном).
Паровоз Locomotion №1
Стивенсон не был изобретателем двигателя на паровой тяге, однако именно он смог применить его для передвижения по металлическим рельсам.
Внедрение в жизнь железнодорожного транспорта на паровой тяге быстро оценили по достоинству и постепенно внедрили в большинстве развитых стран того времени. Уже к концу 20-х годов XIX века в США появились первые небольшие отрезки промышленных железных дорог с составами на паровой тяге. В Российской Империи первая железнодорожная ветка – Царскосельская железная дорога – построена в 1837 году.
Настоящий бум развития железных дорог пришёлся на последнюю четверть XIX века, достигнув к 1890 году цифры в 617 тысяч километров общей протяжённостью!
Внедрение железнодорожного транспорта совершило настоящую революцию, позволив сделать транспортировку грузов и перемещение людей дешевле и быстрее чем ранее. Возможность экономить деньги с помощью использования железной дороги стала очевидной, что обеспечило бурный рост и развития железнодорожного транспорта.
На смену паровой тяге пришли другие, более эффективные силовые устройства, однако сам принцип перемещения по железной дороге остался прежним. Сегодня общая протяжённость железных дорог по всему миру составляет почти 1,4 миллиона километров! Россия находится на третьем в мире месте по общей протяжённости железнодорожных путей, уступая в этом показателе лишь США и Китаю.
Предметы коллекционирования на тему железной дороги
Для кого-то поезда и железная дорога – это просто часть обыденной работы или детских воспоминаний, но существует хобби, которое затянуло ряд людей ещё в юном возрасте. Людей, коллекционирующих предметы на железнодорожную тематику немало: одни коллекционируют предметы фалеристики на тему железной дороги – значки, знаки различия, другие – любые бумаги, связанные с этой темой – железнодорожные билеты, марки, документы, ценные бумаги, банкноты, третьи – монеты с изображением поездов и других железнодорожных предметов. Есть также круг коллекционеров, которые собирают различный железнодорожный инвентарь и амуницию: инструменты, фонари, экипировку и униформу железнодорожных служащих. Рассмотрим несколько примеров монет на тему железных дорог и поездов.
25 центов Канады 2019 года «100 лет крупнейшей в Северной Америке железнодорожной сети CN»
В 2019 году в Канаде в честь столетия объединения существовавших на тот момент нескольких железных дорог в единую сеть, получившую название CN (Canadian National Railway Company – Канадская национальная железная дорога), выпущена памятная монета 25 центов.
25 центов, 2019 год, Канада
Со временем CN, объединив свои пути с железными дорогами США, стала крупнейшей железнодорожной сетью Северной Америки общей протяжённостью около 30 тысяч километров.
Схема железнодорожной сети CN
Памятная монета 25 центов изготовлена из стали, плакированной никелем. На монете изображён один из железнодорожных составов, эксплуатируемых в этой сети, и даты «1919-2019». На аверсе отчеканен профиль британской королевы Елизаветы Второй, являющейся номинальным монархом Канады. Изображение железнодорожного состава цветное. В комплект к монете идёт футляр и сертификат.
25 центов «100 лет крупнейшей в Северной Америке железнодорожной сети CN» в футляре
Монета имеет гладкий гурт, вес 12,61 грамма и диаметр 35 мм. Тираж памятной монеты составляет 3 000 экземпляров.
10 юаней Китая 2018 года «Фусин - китайский высокоскоростной поезд»
Запуск в эксплуатацию в 2017 году поезда Фусин, ставшего самым скоростным в мире рельсовым поездом, Китай решил отметить памятной монетой номиналом 10 юаней.
10 юаней, 2018 год, Китай
Высокоскоростной поезд Фусин - гордость китайской железнодорожной отрасли. Утверждается, что доля китайских разработок для создания этого поезда составляет 84%. Поезд на испытаниях развивал скорость до 400 км/ч, что стало рекордом для рельсового поезда; бОльшей скорости на железной дороге можно достичь только при использовании магнитной подушки (маглев).
Высокоскоростной китайский поезд Фусин
Монета имеет биметаллическую структуру. Центральная часть изготовлена из медно-никелевого сплава, кольцо – из латуни. На одной стороне изображён поезд Фусин с указанием номинала монеты, на другой герб КНР. Монета имеет рубчатый гурт, вес 9,2 грамма, диаметр 27 мм и толщину 2,1 мм.
5 долларов Либерии 2000 года «Паровоз «Ракета» Джорджа Стивенсона»
В 2000 году западноафриканское государство Либерия выпустила памятную монету номиналом 5 долларов, посвящённую одному из первых паровозов – «Ракете» Джорджа Стивенсона (Стефенсона).
5 долларов, 2000 год, Либерия
Паровоз «Ракета» был создан в 1829 году отцом и сыном Джорджем и Робертом Стивенсонами (Стефенсонами) и стал победителем в необычном соревновании – так называемом «Рейнхильском состязании», в котором участвовали инновационные на тот момент паровозы. Этот, своего рода, сравнительный тест-драйв паровозов позволил выявить наиболее удачный вариант для эксплуатации составов на железной дороге Ливерпуль – Манчестер.
Паровоз «Ракета» Джорджа Стивенсона
Монета изготовлена из мельхиора. На одной стороне изображён паровоз «Ракета» на фоне своего изобретателя – Джорджа Стивенсона, на другой отчеканен герб республики Либерия. Монета имеет рубчатый гурт, вес 26,92 грамма и диаметр 40,3 мм.
2 доллара Ниуэ 2010 года «Восточный экспресс»
В 2010 году крошечное островное государство Ниуэ (член свободной ассоциации с Новой Зеландией) в составе серии монет «Известные скоростные поезда» выпустило монету достоинством 2 доллара, посвящённую легендарному пассажирскому маршруту «Восточный экспресс».
2 доллара, 2010 год, Ниуэ
История этого железнодорожного маршрута от Парижа до Константинополя началась в 1883 году, когда был запущен первый пассажирский железнодорожный состав класса «люкс». Необычный маршрут, комфорт перемещения и статус личностей, следовавших по нему, сделали из «Восточного экспресса» узнаваемый бренд. За время его существования менялись точки отправления и пересечения, качество путешествия и т.д., а на сегодняшний день существуют несколько туристических маршрутов, имеющих это историческое название.
Первое отправление поезда «Восточный экспресс»
Монета изготовлена из серебра 999 пробы. На одной стороне размещено цветное изображение одного из составов, курсировавших по маршруту «Париж-Константинополь» и герб компании CIWL – частной фирмы, инициировавшей этот маршрут; на другой – профиль британской королевы Елизаветы Второй, являющейся номинальным монархом Новой Зеландии и Ниуэ. Монета имеет вес 31,1 грамма и диаметр 40,7 мм.
10 долларов Островов Кука 2018 года «Поезд Маллард 4468»
Острова Кука также являются членом свободной ассоциации с Новой Зеландией. В составе серии монет 2018 года «Легендарные поезда» ими выпущена памятная монета номиналом 10 долларов, посвящённая паровозу – мировому рекордсмену скорости среди локомотивов на паровой тяге – «Маллард 4468».
10 долларов, 2018 год, Острова Кука
«Маллард 4468» – стильный английский красавец-паровоз, созданный в 1938 году и сразу установивший мировой рекорд скорости в своём классе – 203 км/ч! «Маллард 4468» эксплуатировался до 1963 года. В общей сложности все паровозы этого типа отъездили в сумме 2,4 миллиона километров!
Паровоз Маллард 4468
Монета изготовлена из серебра 999 пробы. На одной стороне размещено цветное изображение паровоза «Маллард 4468», на другой – профиль британской королевы Елизаветы Второй, являющейся номинальным монархом Новой Зеландии и Островов Кука. В комплект к монете идёт футляр и сертификат.
10 долларов «Поезд Маллард 4468» в футляре
Монета имеет вес 62,2 грамма и диаметр 50 мм. Тираж памятной монеты составляет всего 499 экземпляров.
Автор статьи – Михаил Колесов