Но никто не хочет думать о том, пока «Титаник» плывет

На верхней палубе играет оркестр,

И пары танцуют фокстрот,

Стюард разливает огонь по бокалам

И смотрит, как плавится лед.

Он глядит на танцоров, забывших о том,

Что каждый из них умрет...

Композиция «Титаник», написанная Вячеславом Бутусовым на стихи Ильи Кормильцева, дала название одноименному альбому группы «Наутилус помпилиус», изданному весной 1994 года. Впоследствии песня вошла в список ста лучших произведений русского рока XX века, составленный слушателями «Нашего радио». Режиссер Геннадий Акименко снял для «Наутилуса» видеоклип, его премьера состоялась в июне 1994 года в эфире «Программы А» на телеканале РТР. Съёмки ролика проходили в Санкт-Петербурге в районе заброшенных кораблей. Отвечая на вопросы журналиста в интервью газете «Аргументы и факты» о том, что сподвигло группу написать песню про «Титаник», лидер «Наутилуса» отметил: «В гибели «Титаника» я вижу больше не трагедию, а романтику. Это очень интересная романтическая история… Романтика в том, что это самый великий в истории корабль, и другого такого не будет. У меня всегда была ностальгия ко всему, что уже было, и чего мы, ныне живущие, никогда не увидим». Вспомним, что «Наутилус» - это не только первое слово названия рок-группы, но также имя фантастического подводного корабля и реальной научно-исследовательской глубоководной лодки, экспедиция на которой в 1987 году дала возможность сделать более 10 000 фотографий «Титаника».

Кадр из видеоклипа «Титаник» группы «Наутилус помпилиус», 1994 годКадр из видеоклипа «Титаник» группы «Наутилус помпилиус», 1994 год

И словно в подтверждение слов Бутусова три года спустя на мировые экраны выходит романтический фильм о любви «Титаник» режиссера Джеймса Кэмерона. Кинокартина покорила миллионы сердец проникновенной историей двух молодых людей из разных социальных слоев, полюбивших друг друга. В фильме показаны события, произошедшие в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, когда британский пассажирский лайнер «Титаник», считавшийся на тот момент самым современным и непотопляемым, столкнулся с айсбергом в Арктике и затонул в первом же своём рейсе из Саутгемптона в Нью-Йорк. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены. Фильм Кэмерона стал самым прибыльным фильмом за всю историю мирового кинематографа, собрав свыше 1,8 млрд долларов, сразу удвоив таким образом предыдущий мировой рекорд. Только в 2010 году, его рекорд был побит фильмом «Аватар» того же режиссёра. После выхода картины в прокат в 1997 году и триумфа на премии «Оскар» в 1998 году, во всем мире началась «титаникомания»: резко увеличился спрос на продукцию, связанную с именем корабля. Было выпущено бесчисленное количество знаков и значков, брелоков, маек и бейсболок, макетов корабля, фотографий, марок, монет и сувенирных медалей.

Магазин сувениров TITANIC STORE в музее Белфаста, 2013 годМагазин сувениров TITANIC STORE в музее Белфаста, 2013 год

Неформальной столицей «титаникомании» является Белфаст, на верфях которого был построен «непотопляемый». В апреле 2012 года в этом городе открыли музей и памятник морского наследия на месте бывшей верфи Харланд энд Вольф в районе Квартал Титаника. Музей посвящен истории «Титаника» и его братьев, кораблей «Олимпик» и «Британик». В галереях музея «Гибель» и «Последствия» присутствует информация и о судне «Карпатия», экипаж которого спас выживших с утонувшего лайнера. В 1912 году все члены экипажа «Карпатии» получили медаль за спасение уцелевших с «Титаника». Герою капитану Ростону и старшим офицерам парохода были вручены золотые, младшим офицерам и инженерам — серебряные, а матросам — бронзовые медали. В наши дни первая медаль, посвященная трагедии в Северной Атлантике, стала коллекционной редкостью.

Медаль «Карпатия». За спасение выживших с «Титаника», 1912 годМедаль «Карпатия». За спасение выживших с «Титаника», 1912 год

Специально к 100-летию со дня гибели «непотопляемого лайнера» Историческим обществом «Титаника» в Массачусетсе были заказаны и выставлены на продажу точные копии этих медалей, но уже в статусе сувенирных. Однако первые сувенирные настольные медали с изображением внутреннего убранства корабля появились во Франции в год трагического рейса. Это были медно-никелевые и серебряные изделия различных диаметров. Но наибольший вклад в корабельную нумизматику внесла именно «титаникомания». В 1997-1998 годах, к 85-летию трагических событий, было произведено более двух десятков сувенирных медалей, монет и монетовидных жетонов в Великобритании, Германии, Франции, США, Кирибати, Замбии и многих других странах. Одной из первых серию монет, посвящённых «Титанику», выпустила в 1998 году Либерия - морское государство в Западной Африке. Выпущены сразу три монеты «Гибель «Титаника»» с одинаковыми изображениями: медно-никелевая достоинством 5 либерийских долларов, 20 долларов из серебра 999-й пробы тиражом 25 000 экземпляров и золотая номиналом 100 долларов.

5 и 20 либерийских долларов «Гибель «Титаника», 1998 год5 и 20 либерийских долларов «Гибель «Титаника», 1998 год

На реверсе юбилейной монеты изображение тонущего носом вперед «Титаника» со стороны левого борта с высоко поднятой из воды кормой. На переднем плане - спасательная шлюпка, отплывающая от судна, слева - верхушка айсберга. Над судном в овальной рамке - портрет капитана Эдварда Джона Смита в картуше, выше него надпись: «RMS TITANIC» («Royal Mail Ship» или «Судно королевской почты»). Внизу номинал монеты. На аверсе изображение Государственного Герба Либерии с лозунгом: «THE LOVE OF LIBERTY BROUGHT US HERE» («Любовь к свободе привела нас сюда»), надписи вдоль канта: «5 DOLLARS» и «REPUBLIC OF LIBERIA». Дата выпуска разбита на две части по обе стороны от герба. В связи с высоким спросом на изделия позднее были выпущены еще две серебряные монеты 999-й пробы с аналогичным изображением, но достоинством 50 и 300 долларов.

Актер Бернард Хилл в роли капитана в фильме 1997 года и его реальный прототип Э.Д. СмитАктер Бернард Хилл в роли капитана в фильме 1997 года и его реальный прототип Э.Д. Смит

Серия либерийских монет стала одной из немногих в череде металлических памятных изделий с изображением «Титаника», на которых был размещен потрет капитана корабля. Его судьба оказалась трагической. В апреле 1912 года Смит был на первых полосах всех британских газет, ожидалось, что он покинет капитанский мостик после этого рейса и выйдет на пенсию. Эксперты считают, что после рокового столкновения Э.Д. Смит, один из самых опытных и отважных капитанов Британии, всё делал правильно, но не смог помочь своему судну и разделил с ним участь. В момент смерти он не захотел расставаться с океаном, где навсегда осталась его душа.

В 1998 году другое прибрежное африканское государство Сомали, известное на весь мир налетами пиратов на гражданские суда, выпустило монету номиналом 5 долларов «Titanic» из серебра. Существует неофициальный выпуск из медно-никелевого сплава. С аналогичным изображением Центральным банком Сомали также была отчеканена монета достоинством 20 сомалийских долларов весом одна унция из серебра 999-й пробы.

5 долларов «Титаник» из медно-никелевого сплава и серебра, 1998 год5 долларов «Титаник» из медно-никелевого сплава и серебра, 1998 год

В центре реверса монеты в круге изображен мирно плывущий по океану «Титаник». По канту надписи: «R.M.S. TITANIC» и «APRIL 10-15. 1912». На аверсе Государственный Герб Республики Сомали. Также указаны эмитент, номинал и дата выпуска. Монета значится в каталогах Краузе под номером КМ№Х1. Детализация показывает, что только три из четырех труб парохода, изображенного на монете, выпускают клубы дыма. Первые три трубы служили для отвода дыма от котлов, у корабля были три силовые установки, а последняя, расположенная над турбинным отсеком, выполняла вентиляционные функции. Существует также мнение, что четвертая труба носила чисто декоративную функцию, была построена для симметрии и красоты, поэтому дыма выпускать не могла.

Транспортировка реплики четвертой трубы «Титаника» по Темзе , 2010 годТранспортировка реплики четвертой трубы «Титаника» по Темзе , 2010 год

Копия верхней части четвертой трубы «Титаника» была изготовлена в 2010 году специально для выставки артефактов «The Titanic Artefacts Exhibition Is Launched At The O2», которая состоялась в Лондоне с 5 ноября 2010 года по 31 мая 2011 года. Реплика была отбуксирована вдоль реки Темзы за ареной выставочного центра O2. В течение более полугода часть трубы экспонировалась на выставке артефактов, найденных в результате крушения лайнера, затонувшего в Северной Атлантике. Всего посетители смогли увидеть более чем 300 артефактов.

Мероприятие в Лондоне стало продолжением выставки «Titanic: The Artifact Exhibition», начатой в штате Миннесота в США, в музее науки в городе Сент-Пол. Организатор выставки – RMS Titanic – единственная в мире компания, с 1994 года имеющая официальное право на извлечение останков «Титаника» со дна Атлантического океана.

Самый большой кусок «Титаника», поднятый фирмой RMS Titanic, 2012 годСамый большой кусок «Титаника», поднятый фирмой RMS Titanic, 2012 год

Впервые после катастрофы, «Титаник» был найден в ночь на 1 сентября 1985 года экспедицией океанолога Роберта Балларда. Тогда глубоководный аппарат «Арго» нашёл на дне океана мелкие обломки. В 0 часов 48 минут камера зафиксировала котёл «Титаника», также удалось обнаружить носовую часть судна. Корма переломившегося лайнера расположена на расстоянии примерно 600 метров. После этого к «Титанику» отправлялись другие экспедиции, в том числе российское научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш». Его аппараты «Мир-1» и «Мир-2» использовались для документальных съёмок под водой фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона. Одна из экспедиций, состоявшаяся в 2000-м году, и организованная компанией RMS Titanic, попала на две монеты необычной овальной формы «Экспедиция к «Титанику» 2000 года», изданные в 2005 году Центральным банком Либерии. Первая, номиналом 25 долларов из золота 999-й пробы вышла тиражом 25 000 штук. Вторая, номиналом 10 долларов, отчеканена из серебра 925-й пробы тиражом 5 000 экземпляров.

10 и 25 долларов «Экспедиция к «Титанику» 2000 года», 2005 год10 и 25 долларов «Экспедиция к «Титанику» 2000 года», 2005 год

В центре реверса изображение корабля «Титаник». Левый борт его обращен к зрителю, над изображением лайнера информационная надпись, а внизу год выпуска. В нижнюю часть корабля около ватерлинии вставлена частица угля, полученного с борта «Титаника» экспедицией 2000 года. Правительство Либерии на аукционе купило несколько кусков каменного угля, часть которого была использована в монетах. На аверсе размещены Государственный герб Либерии, наименование эмитента и номинал. Издание Либерией монет, связанных с корабельной и морской тематикой неслучайно: в стране зарегистрировано около 10% мирового морского флота, что приносит ежегодный доход государству в размере не менее 18 миллионов долларов. Что касается деятельности американской RMS Titanic, то необходимо отметить, что в ходе 10-ти экспедиций, организованных этой компанией, cо дна были подняты около 5900 фарфоровых изделий, предметов интерьера «Титаника» и личных вещей пассажиров. Вся коллекция оценивалась в сумму примерно 110 миллионов долларов.

Фото корабля, сделанное во время экспедиции компании RMS Titanic, 2004 годФото корабля, сделанное во время экспедиции компании RMS Titanic, 2004 год

Следующая большая «волна» монет, жетонов и сувенирных медалей, посвященных «Титанику», была приурочена к 100-летию со дня катастрофы. В 2012 году Британские Виргинские острова отчеканили серию монет «100 лет гибели Титаника» различного номинала и материала изготовления.

Цветные бронзовые монеты вышли достоинством 2 доллара диаметром 50 миллиметров с отверстием в правой части (со стороны аверса) со вставкой в виде айсберга из-за которого произошла катастрофа. Существуют три различных варианта оформления реверса: с изображением корабля в свете Солнца тиражом 3 000 штук, с изображением корабля, выходящего из порта Саутгемптон, тиражом в 1 000 экземпляров и с изображением «Титаника» в ночь перед катастрофой 14 апреля тиражом 1 000 штук.

2 доллара серии «100 лет гибели «Титаника»», три варианта реверса, 2012 год2 доллара серии «100 лет гибели «Титаника»», три варианта реверса, 2012 год

Монеты имеют одинаковый аверс: слева внизу - небольшой бюст Королевы Елизаветы Второй, вдоль канта надписи дугой «BRITISH VIRGIN ISLANDS», «QUEEN ELIZABETH II» и «2012». Реверсы отличаются цветом и фоном, на котором справа находится изображение плывущего корабля. Слева по канту надписи в две строки «R.M.S TITANIC», «1912-2012», а также номинал монеты. Диаметр монет - 50 мм. Вес каждого из изделий составляет 42 грамма. В круглой стеклянной вставке на прозрачном фоне очертания айсберга в виде кристалла. Считается, что виновник трагедии был замечен М. Линоэнвальдом, старшим стюардом океанского лайнера «Prinz Adalbert (Принц Адальберт)», вышедшего в море 15 апреля 1912 года. Солнце осветило айсберг, мимо которого проплывало судно. На ледяной глыбе была огромная красная полоса, царапина, похожая на краску от корпуса судна, и стюард сфотографировал айсберг. В тот момент команде судна «Prinz Adalbert» ещё не было известно о крушении «Титаника».

Фото айсберга, с которым столкнулся «Титаник», 1912 годФото айсберга, с которым столкнулся «Титаник», 1912 год

Наибольшую ценность в серии как по стоимости, так и по редкости, представляют две другие монеты. Первая, достоинством в 500 долларов, диаметром 65 миллиметров, была изготовлена из золота 999-й пробы ограниченным тиражом в 99 штук, ее вес составляет 5 унций. Более «дешевое» изделие номиналом 100 долларов отчеканено в количестве 300 штук из серебра 999-й пробы, диаметром 120 миллиметров, весом 1 килограмм. Отличие этих изделий от более массовых в серии состоит не только в ценности металла, но и в оформлении обеих сторон монет. Так, на реверсе вместо вставки из стекла в виде айсберга, в овальной рамке отчеканено изображение капитана корабля Смита.

Монеты номиналами 500 и 100 долларов «100 лет гибели «Титаника»», 2012 годМонеты номиналами 500 и 100 долларов «100 лет гибели «Титаника»», 2012 год

Изделия имеют одинаковый аверс с изображением бюста Королевы Елизаветы Второй и надписями вдоль канта «BRITISH VIRGIN ISLANDS», «QUEEN ELIZABETH II» и «2012». Реверсы различаются цветом и фоном. На серебряной монете корабль движется в океане ночью с горящими иллюминаторами, а на золотой монете судно изображено в дневном свете. Под портретом капитана указано его имя «EDWARD J. SMITH». Слева по канту надписи в две строки «R.M.S TITANIC» и «1912-2012». Между надписью и носом корабля - номинал «$500» или «$100». Считается, что британцы неоднозначно относятся к трагедии «Титаника», поэтому Королевский монетный двор не издал ни одного официального платежного металлического изделия с изображением корабля. Этот пробел с лихвой компенсировали британские заморские территории и бывшие английские колонии. Кроме Британских Виргинских островов монеты с «Титаником» чеканили Тристан Де Кунья, острова Кука и Фиджи, остров Мэн. Все они имеют выход к морям или океанам.

Завершает этот краткий обзор памятная монета, изготовленная Национальным банком еще одной бывшей британской колонии Тувалу, с 1978 года - независимого островного государства в Полинезии. В 2012 году Монетным двором города Перт в Австралии было изготовлено 5 000 серебряных подарочных монет 999-й пробы номиналом 1 доллар Тувалу «Титаник. 100-летие гибели».

1 доллар «Титаник. 100-летие гибели», Тувалу, 2012 год1 доллар «Титаник. 100-летие гибели», Тувалу, 2012 год

На аверсе портрет королевы Елизаветы Второй с надписями по кругу «QUEEN ELIZABETH II» и «1 DOLLAR TUVALU 2012». На реверсе изображение цветного постера «Титаника» на синем фоне неба и моря с буксирами в порту отплытия, сверху - название корабля «TITANIC», слева - флаг и название компании «White Star Line (Уайт Стар Лайн)», надписи по кругу «100TH ANNIVERSARY» и «1 OZ 999 SILVER», а также «P» - знак Монетного двора Перта.

«Уайт Стар» была крупнейшей британской судоходной компанией конца XIX - начала XX века, заказчиком и владельцем всех трех кораблей класса «Олимпик». Гибель роскошного «Титаника» сильно ударила по репутации компании, не говоря о финансовых потерях. Кроме того, компания никогда не заявляла, что корабль непотопляем, но была уличена якобы во лжи. Миф абсолютно безопасного судна был создан в британской прессе. Журналисты того времени сделали все возможное, чтобы убедить читателей в том, что отсеки «Титаника» водонепроницаемы и не могут быть затоплены априори.

Постер «Олимпик и Титаник» компании «White Star Line», 1912 годПостер «Олимпик и Титаник» компании «White Star Line», 1912 год

В целом судьба всех трех «братьев» оказалась незавидной. Лайнер «Британик» затонул во время Первой мировой войны. А «Олимпик», первый из судов серии, пережив не одно столкновение, в 1935 году был разделан на металлолом в Шотландии. К тому времени «Уайт Стар» уже находилась на грани исчезновения. Последним лайнером компании, отправленным на слом в 1960 году, стал трансатлантический «MV Britannic». С этого момента бывший британский судоходный лидер бесславно прекратил своё существование. Считается, что именно катастрофа «Титаника» стала началом конца для «Уайт Стар» и символом необоснованной человеческой самонадеянности.