«Постой паровоз. Не стучите колеса. Кондуктор нажми на тормоза…» - эта народная, отчасти блатная песня, стала крайне популярной после выхода в 1965 году на экраны нашей страны знаменитой комедии Леонида Гайдая «Операция Ы». В песне паровоз может изменить жизнь главного героя.
Но эта удивительная машина изменила не только жизнь отдельных людей, но даже целых стран и континентов. И, в первую очередь, России и США. Железная дорога позволила русским и американцам осваивать необъятные территории. Мало того, паровоз и железная дорога, появившиеся в век промышленной революции, в буквальном смысле слова тянули за собой целые отрасли промышленности – угольную, металлургическую, машиностроение. Но не только стремительному развитию промышленности Европы и Америки в XIX-XX веках способствовала железнодорожная отрасль, она дала толчок быстрому развитию различных направлений науки и техники, в том числе военной сферы.
Смело можно сказать, что современный мир, каким мы его видим сегодня, возник благодаря паровозу.
А всё началось с изобретения Джеймсом Уаттом парового двигателя в 1760-х годах. Первые машины - прообразы паровозов, появились уже в 1770-1780-х годах во Франции. Но их скорее можно было назвать паровыми автомобилями, так как, из-за дороговизны железа двигались они не по рельсовой колее.
Первый же рельсовый паровой автомобиль изобрел в начале XIX века британец Ричард Тревитик.
Для его машины построили рельсовую дорогу из чугуна, но, к сожалению, тот не выдержал тяжести паровоза-локомотива Тревитика.
Однако технический прогресс неумолим. Тем более, что выгоду от паровых машин уже почувствовали капиталисты Европы, в первую очередь, Англии, которая в XIX веке была «впереди планеты всей» по развитию экономики.
Однажды английский инженер-механик Джордж Стефенсон предложил владельцам шахт оценить его версию паровоза, которую ученый назвал «Ракета». И ему не только удалось убедить их в экономической пользе его машины, но и раскошелиться на строительство первой, именно железной дороги, которая была открыта в 1825 году.
5 долларов. 2000 год. Либерия. Паровоз «Ракета» Стефенсона. Мельхиор
Ну а дальше больше. Паровоз «зашагал» не только по Англии, но и по другим странам мира, постоянно совершенствуясь конструктивно. Железная дорога стремительно развивалась в техническом и технологическом смысле, завоевывая все новые и новые пространства на планете.
Первый русский паровоз изобрели в 1833-1834 гг. механики Нижнетагильского завода отец и сын Черепановы. По построенной ими же заводской железной дороге паровая машина возила вагонетки с рудой.
В 1837 году была открыта первая публичная железная дорога соединившая столицу империи – Санкт-Петербург с Царским селом.
Уважаемый читатель непременно помнит эпиграф к стихотворению Николая Некрасова «Железная дорога»:
В а н я: «Папаша! кто строил эту дорогу?»
П а п а ш а: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!»
Разговор идет об открытой в 1851 году Николаевской двухполосной казенной железной дороге. Строил дорогу конечно же не граф, а тысячи и тысячи русских крепостных мужиков, многие из которых так и остались лежать недалеко от насыпи этой дороги. В этом горькая сатира некрасовского эпиграфа.
Нужно ли говорить, что запрещённое цензурой произведение Некрасова напечатали лишь после отмены крепостного права и реформы цензуры. У русского паровоза есть общая черта со стихотворением великого русского поэта. До отмены крепостного права их закупали за границей, в основном в Англии. Массовое производство паровозов и рельсов началось только после отмены крепостного права и масштабного строительства металлургических, рельсопрокатных и машиностроительных заводов в России в 1870-1890-х годах. Так, первый паровоз Брянского рельсопрокатного и паровозостроительного завода был построен в 1892 году.
Паровозы сыграли немаловажную роль не только в развитии экономики, науки и техники различных государств мира, но и при боевых действиях.
Наверно именно поэтому паровоз стал одной из самых распространенных машин, изображение которых чеканилось на монетах.
Большинство монет с изображением паровоза выпущено в последние полвека. А когда же появилась первая монета с паровозом? Автор статьи попытался найти ответ на этот довольно непростой вопрос.
Пожалуй, первой реально находившейся в обращении монетой с паровозом, были 200 рейсов Бразилии, выпускавшихся в 1936-1938 году.
Монета была выпущена в честь Иринеу Эванжелиста ди Соза, виконта ди Мауа, который в 1854 году построил первую железную дорогу в Бразилии.
Некоторые утверждают, что паровоз на монете впервые появился на пробной советской 50-копеечной монете в 1923 году.
Но это «изделие» отсутствует в каталогах пробных монет. Поэтому речь идёт, конечно же, о современном монетовидном жетоне, имитирующей оформление полтинника СССР в сопряжении с символикой РСФСР. На фоне знамени, лучей восходящего солнца и заводских труб изображен паровоз революции, мчащийся в светлое будущее.
Регулярных монет с паровозами немного, а вот памятных или юбилейных предостаточно.
В 1988 году ныне не существующее государство ГДР отчеканило юбилейные 5 марок в честь 150-летия первой немецкой железной дороги, открывшейся в Саксонии в 1838 году.
1 чон. 2002 год. Северная Корея. Латунь
В 2002 году КНДР выпустила памятный 1 чон с изображением паровоза. Монета отчеканена по программе FAO - Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Как сопрягаются паровоз и машинист с продовольственной безопасностью (а именно такой девиз выбит на реверсе) известно, вероятно, лишь дизайнеру монеты.
В 2010 году самоуправляемая территория Ниуэ порадовала коллекционеров четвёркой 2-долларовых серебряных монет 999-й пробы, каждая весом в унцию (31,1 г). Оригинальный набор в подарочной упаковке в виде паровоза посвящен легендарным локомотивам.
В 2004 году Острова Кука - не менее экзотичное государство, зарабатывающее на выпуске коллекционных монет, выпустило серебряную монету номиналом 1 доллар (вес – 1 унция, 999-я проба). Монета посвящена 150-летию первой железной дороге Австралии (Мельбурн-Сандридж, 1854 год). К монете прилагается бонус – юбилейная коллекционная марка. Изображения на монете и марке практически идентичны.
Любопытные 20 евро отчеканила Австрия в 2003 году. На аверсе также изображен паровоз.
А вот на реверсе – портрет князя Клеменса фон Меттерниха, известного австрийского государственного деятеля и дипломата. Меттерних был главным идеологом Венского Конгресса 1815 года и переустройства Европы после поражения Наполеона. Это представительница серии «Австрия. Путь через века», посвящённая эпохе Бидермайер (1815-1848 гг.). Соединение этих изображений иллюстрирует самого яркого политика той эпохи (это время в политической жизни Австрии называют эрой Меттерниха) и её самую яркую техническую новинку - старейший сохранившийся паровоз «Аякс».
Наша страна не осталась в стороне от выпуска монет с паровозами. В 2007 году вышла памятная 100-рублевая серебряная монета - «170 лет российским железным дорогам».
100 рублей 2007 года. Россия. «170 лет российским железным дорогам». Серебро
Монета выполнена из серебра 925-й пробы. Но ценность и оригинальность ее не в этом, монета весит более килограмма (точнее 1083,74 грамма, из которых килограмм приходится на чистое серебро).
В том же году Банк России выпустил коллекционную серебряную 25-рублевую монету, посвящённую 150-летнему юбилею Главного управления Российских железных дорог.
25 рублей 2007 года. Россия. 150-лет Главному управлению Российских железных дорог
На монете, кроме паровоза, медальеры разместили портрет придворного банкира Штиглица, удачно провернувшего несколько сделок для выделения зарубежных кредитов на строительство дороги Санкт-Петербург-Москва. Монета эта, как и предыдущая, совсем немаленькая по весу – 169 грамм. Так как здесь использован тот же металл 925-й пробы, то чистого серебра в ней 155,5 г (5 тройских унций).
10 рублей 2012 года. Белоруссия. 150 лет Белорусской железной дороге
Не отстали от монетно-паровозной темы и наши соседи – белорусы. В 2012 году они выпустили монету в честь 150-летия Белорусской железной дороги. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы, весом 16,81 г.
Подведем итог. Монет с изображением паровозов предостаточно. Они выпускались в разное время и разными государствами. Некоторые из них – настоящие раритеты. Другие – обычные и вполне доступные для коллекционеров. В любом случае тема «Паровозы на монетах» не исчерпана. Будем ожидать «паровозных» нумизматических новинок.