«Грустно матушке России,
Грустно юному царю.
Царь покойный гнуть лишь выи
Дворню выучил свою.
Грустно! Думаю я часто
Про отечество отцов:
Незабвенный лет ведь на сто
Заготовил дураков!»
Неизвестный автор. 1850-е гг.
Незадолго до своей смерти император Николай I сам подвел итог своему тридцатилетнему царствованию, сказав сыну и наследнику престола Александру буквально следующее: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот». Николай постоянно твердил сыну, что хочет передать ему Россию «устроенной, счастливой и спокойной», но, получилось как всегда…
«Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей», - жестко оценил правление и личность Николая I великий Тютчев, отметив в стихотворной форме, что службу России и Богу Николай променял на службу своей суете.
Удивительно, но уже второго императора Павловича поэты обвиняют в лицедействе. Пушкин назвал старшего брата Николая – Александра I клоуном – «В лице и жизни – Арлекин», а теперь вот такой же нелестной характеристики удостоился и сам Николай. Показательно, что никто и никогда не обвинил в лицедействе отца двух императоров – царя Павла I. Вероятно, этого греха за ним не водилось. И, действительно, Павел был намного решительнее своих сыновей, за что, вероятно и поплатился, получив смертельный удар табакеркой в висок. А вот его сыновья-императоры – Александр I и Николай I, всегда боялись ответственных и смелых решений, так как страшились получить свой удар табакеркой.
Начав царствовать бодро, подавив восстания декабристов и поляков, победив персов и турок, Николай Павлович все три десятка лет своего правления строил жандармскую империю. Империю, где правит даже не император, а чиновник- «столоначальник», надзиратель и жандарм.
«Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами», - написал Пушкин, приветствуя начало правления Николая. Но, как оказалось, войны его были бестолковыми, труды никчемными, надежды несбывшимися… Полумеры во всём – вот стратегия Николая I. В этом он практически ничем не отличается от своего старшего брата, императора Александра I. И закономерный апофеоз правления Николая, его провальной стратегии – позорное поражение России в Крымской войне. Оказалось, что «жандарм Европы», умело подавлявший недовольных и восставших против угнетения и несправедливости людей, не смог даже эффективно защитить собственную территорию.
Крымская война вскрыла все гнойники николаевской империи – от устаревшего вооружения армии до гигантского социального расслоения, делившего империю на «страну рабов» и «страну господ» по меткому слову Лермонтова. Николаевский колосс оказался на глиняных ногах, стоило его немного подтолкнуть и он рассыпался.
Стратегия полумер Николая I проявилась даже в сфере финансов. Денежная реформа Канкрина 1839-1843 гг. решила сиюминутную проблему дефицита бюджета, но в относительно долгосрочной перспективе оказалась полностью провальной, что опять же проявилось в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., когда финансовая система николаевской империи рухнула.
Монетная система периода правления Николая I характеризуется невероятной пестротой в дизайне и технических характеристиках монет. За тридцать николаевских лет появлялись и исчезали отдельные номиналы, менялся вес, диаметр и металл монет, как перчатки менялись рисунки императорского вензеля и государственного герба.
При Николае I в России действовали следующие монетные дворы: Санкт-Петербургский, Варшавский, Екатеринбургский, Ижорский, Сузунский и Тифлисский. На Варшавском дворе (обозначался на монетах литерами «M.W.») выпускалась монета для Царства Польского, а также некоторые виды общеимперских монет. Екатеринбургский двор являлся главным по производству общеимперской медной монеты. На Ижорском дворе монетное производство велось только в 1840-1844 годах. На монете, отчеканенной на Ижорском дворе ставились литеры «С.П.М.». На Санкт-Петербургском дворе («С.П.Б.») было сосредоточено производство монеты из драгоценных металлов. Именно поэтому правительство старалось сделать Санкт-Петербургский монетный двор образцовым, как в техническом оснащении, так и в организации монетного производства.
Для этого монетного двора в первую очередь закупалось современное оборудование и станки, вводились технологические новинки. Так, например, в 1840 году были установлены рычажные монетные прессы системы Ульгорна.
Сузунский монетный двор («К.М.», «С.М.») на Алтае производил сугубо медную монету. Монетный двор сильно пострадал от пожара 1847 года и более не восстанавливался.
На Тифлисском монетном дворе чеканилась монета для Грузии. Двор был закрыт в 1835 году.
Золотая монета периода правления Николая I выпускалась в тех же технических характеристиках, что и при Александре I. Также продолжилась полуподпольная чеканка золотых голландских дукатов (червонцев), использовавшихся только в международных расчетах. Высочайшими указами 1828-1830 годов в России была начата чеканка платиновой монеты нетрадиционных для отечественной денежной системы номиналов: три, шесть и двенадцать рублей. Платиновая монета выпускалась до 1845 года, после чего была изъята из обращения. Серебряная монета поначалу выпускалась по техническим характеристикам предыдущего царствования, но затем претерпела существенные изменения. При Николае I впервые в России чеканится памятная монета.
В годы проведения денежной реформы графа Канкрина в России чеканилась медная монета в пересчете на серебро по 16-рублевой монетной стопе. С 1853 года чеканка медной монеты производилась по 32-рублевой стопе (32 рубля из пуда меди).
Монетный ряд периода правления Николая I выглядит следующим образом:
- Платина: 3 рубля, 6 рублей, 12 рублей.
- Золото: 5 рублей (полуимпериал) и голландский дукат.
- Серебро: рубль, полтина, 25 копеек, 20 копеек, 10 копеек, 5 копеек.
- Медь: 10 копеек, 5 копеек, 3 копейки, 2 копейки, копейка, 1\2 копейки (деньга, денежка), 1\4 копейки (полушка).
Платиновая монета выпускалась в 1830-1845 годах из металла, добываемого на уральских месторождениях. 12-рублевая монета чеканилась на рублевом кружке, 6-рублевая на кружке полтинника, 3-рублевая – на кружке полуполтины. О реальной ценности платины тогда еще не знали, поэтому монеты были весьма тяжеловесными: 12 рублей – 41,4 г, 6 рублей – 20,7 г, 3 рубля – 10,35 г. Монеты выпускались из металла 950-й пробы.
Чеканка золотой монеты для регулярного обращения свелась при Николае к выпуску одних полуимпериалов (5 рублей). Полуимпериал дважды менял свой дизайн. Первый тип чеканился с 1826 по 1831 год. С 1832 по 1855 год выпускался полуимпериал второго типа. Технические характеристики монеты не менялись.
Дизайн рублевых монет Николая I также менялся дважды. В первый период выпускался рубль типа «Орёл с опущенными крыльями». С 1832 года и до конца правления Николая – рубль типа «Орёл с поднятыми крыльями». Николаевские рубли, кроме деления на два типа, имеют еще и частные разновидности типов, выделяемые по нюансам рисунка, начертанию букв и т.п.
Полтина первого типа. 1829 год. Серебро. 10,37 г. СПб
25 копеек первого типа. 1827 год. Серебро. 5,18 г. СПб
По такому же принципу, что и рубли на два основных типа и разновидности делятся николаевские полтины (50 копеек) и монеты номиналом в 25 копеек.
Мелкие разменные номиналы серебряной монеты николаевского царствования чеканились также в двух стилях, характерных для двух периодов чеканки – 1826-1831 гг. и 1832-1855 гг.
Александровский орел на николаевском рубле 1826 года
Следует отметить, что в первые месяцы правления Николая I в 1826 году серебряная монета выпускалась с двуглавым орлом старого Александровского образца (без гербов царств на крыльях).
В 1830-1839 годах десятикопеечные монеты выпускались не только в серебре, но также и в меди, причем с орлом старого образца на аверсе. Они отличаются литерами монетного двора и инициалами монетных мастеров.
5 копеек 1851 года. Медь. 22,59 г. ЕМ
Также в 1830-1839 годах чеканилась 5-копеечная монета в том же дизайне, что и 10-копеечники. В 1849 году рисунок герба и общий стиль монеты был изменен.
Медные трехкопеечные, двухкопеечные, копеечные монеты, а также монеты достоинством в 1\2 и 1\4 копейки из расчета на серебро начали выпускаться только в ходе денежной реформы графа Канкрина. На монетах 1839-1848 гг. указывался номинал в копейках серебром, чтобы наглядно показать разменную суть медной монеты по отношению к серебряной.
Двухкопеечная и копеечная монеты четырежды меняли свой дизайн за тридцать лет правления Николая I (включая копейки серебром).
В 1826-1830 годах выпускалась монета старого, александровского образца, в 1830-1839 гг. – с орлом с опущенными крыльями, в 1839-1848 годах чеканились монеты из расчета на серебро, с 1849 года и до конца правления выпускалась двухкопеечная монета с орлом, на крыльях которого размещались гербы царств и копейка с царским вензелем. В том же стиле, что и вензельная копейка, в 1849-1855 годах выпускались денежка и полушка.
В годы правления Николая I было сделано несколько выпусков пробных монет. Особый интерес представляют портретные рубли.