«Мужчины – это случайно выжившие мальчики» - есть доля истины в этой шутке. Каждый мужчина хоть ненамного, но остаётся ребёнком. Кто-то, уже даже став дедушкой, собирает солдатиков, кто-то коллекционирует танки в миниатюре, а кто-то увлекается самолётами – клеит сборные модели, читает литературу, играет в компьютерные симуляторы воздушных боёв.
В 2010 году Банк России порадовал любителей авиации, начав выпуск серии памятных серебряных монет, посвящённых легендарным самолётам Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Монеты изготовлены из серебра 925 пробы, имеют вес 8,53 г (чистого серебра - 7,78 г), диаметр 25 мм и толщину 2,2 мм. Рубчатый гурт имеет 200 насечек.
Первый выпуск состоит из двух позиций. Первая монета посвящена шокировавшему мировую общественность летательному аппарату Российской Империи, построенному в 1913 году Игорем Сикорским. Биплан «Русский витязь» стал первым за всю историю воздухоплавания самолётом, способным работать от четырёх моторов одновременно и поднимать в воздух более полутонны полезной нагрузки.
Ей в пару дали монету, где изображён первый разработанный в Российской Федерации после распада Советского Союза пассажирский самолёт – Сухой Суперджет 100, совершивший первый испытательный полёт в 2008 году.
В 2011 году серию продолжили двумя памятными монетами. На первой - изображение советского пассажирского самолёта, летавшего на сверхзвуковой скорости – ТУ 144. Именно вид этого крылатого лайнера поманил Валико Мизандари в исполнении Вахтанга Кикабидзе (фильм «Мимино») уйти в большую авиацию.
На второй монете представлен легендарный советский «кукурузник» - У-2. Этот биплан производился более 25 лет, имел множество модификаций, послужил и в гражданской, и в военной авиации. Несмотря на архаичный внешний вид и посредственные лётные характеристики, он использовался во время Великой Отечественной Войны в качестве лёгкого бомбардировщика, разведчика и санитарного самолёта. Помните презрительную досаду героини «Небесного тихохода»? «Я думала, Вы - ас, а Вы, оказывается «удвас»…», - сказала она, разочарованно узнав, что лётчик-истребитель летает на У-2. Но чуть позже ей пришлось поменять мнение, оценив эффективность этого невзрачного на вид, устаревшего аэроплана…
Очередные две памятные монеты выпущены в 2012 году. Первая позиция – это «Ишачок» советской истребительной авиации тридцатых годов – юркий, симпатичный И-16. Он совершал боевые вылеты и в Испании, и в небе Дальнего Востока, и над небом Карелии и Финляндии, и в Польше. И даже успел повоевать в Великую Отечественную войну, правда уже безнадёжно устарев к этому времени.
Вторая монета выпуска покажет нам тяжёлый транспортный самолёт, который изначально использовался в вооружённых силах, а в дальнейшем стал привлекаться и к выполнению гражданских задач. Массивная, красивая, мощная машина, способная перевезти на своём борту более 60 тонн полезного груза – Ил-76.
В 2013 году, Банк России поместил на памятные монеты дальнемагистральные самолёты. В первую очередь, это советский АНТ-25, поразивший в 30-е годы XX века весь мир, установив мировой рекорд по продолжительности и дальности беспосадочного перелёта.
На второй монете изящно показан «Белый лебедь» советской и российской авиации. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец дальнего радиуса действия с изменяемой геометрией крыла – Ту-160. С момента ввода в строй первой серийной машины (1984 год) и по сегодняшний день – это самый крупный и самый тяжёлый сверхзвуковой самолёт военной авиации в мире.
В следующем, 2014 году, коллекционеры монет и любители самолётов смогли порадоваться очередным двум позициям серии на тему истории авиации. Реверс первой монеты украшен советским истребителем Як-3. Эта крылатая машина появилась в воздушных сражениях последнего года Великой Отечественной войны. Далее она эксплуатировалась вплоть до 1952 года.
На второй памятной монете изображён самолёт-амфибия российского производства – Бе-200. Уникальность этого многоцелевого самолёта в том, что он может осуществлять взлёт как с наземной взлётно-посадочной полосы, так и с водной поверхности. Вкупе с грузоподъёмными характеристиками эта возможность делает его универсальным помощником при выполнении специальных операций.
В 2015 году памятные монеты из серии «История русской авиации» не выпускались, а в 2016 году выпуск возобновился очередной парой монет, но уже с изменённым аверсом (Государственный герб вместо эмблемы ЦБ). Серию дополнил серебряный рубль с советским и российским штурмовиком – Су-25, имеющим прозвище «Грач». В войсках СССР и РФ он служит уже почти 40 лет.
На реверсе ещё одного серебряного рубля - легендарный истребитель периода Великой Отечественной Войны Ла-5. За весь период производства самолётов этой марки было выпущено почти 10 тысяч штук.
Таким образом на данный момент серия «История русской авиации» имеет в своём составе 12 памятных серебряных монет рублёвого достоинства.