Омейядский халифат просуществовал неполное столетие, но оставил глубокий след в истории благодаря мощи молодой мусульманской цивилизации. Активная завоевательная политика арабов всего за несколько десятилетий раскинула их владения от берегов Испании до Средней Азии. Но завоеватели неизбежно впитали культурные особенности местных народов, особенно это касается осколков античной и древнеперсидской культур, что увидим ниже по дизайну арабских монет.
В эпоху Омейядов сложилась денежная система, позаимствованная у греков, но отчасти арабизированная. Самой мелкой монетой признавался медный или бронзовый фелс, подражание древнегреческому фоллису. В качестве более крупной монеты выступал дирхем, за основу которого была взята античная драхма. И, наконец, самым дорогим средством обмена служил золотой динар, особо ценившийся купцами от Ближнего Востока до Северной Европы за свою полновесность. Соотносились все эти монеты так: 1 динар = 10 дирхемов = 480 фелсов.
Один из фелсов конца VII столетия относится к арабо-византийскому типу. На аверсе отчеканен условный портрет императора Константа II (641-668), чья голова увенчана короной с крестом. Слева читается греческое слово «ΚΑΛΟΝ», которое здесь примерно означает «Достойный». Справа арабской вязью прописано место выпуска фелса: город Эмеса (современный Хомс).
- Металл: бронза;
- Масса: 3.16 г;
- Возможное время чеканки: 685-692.
Византийское влияние ощущается и на следующем фелсе: несмотря на прохладное отношение мусульманских богословов к изображению живых существ, на лицевой стороне поместили образ халифа Абдул-Малика (685-705), держащегося за рукоять меча. На реверсе христианский крест изменен на литеру «Ф» и помещен на пирамиду из трех ступеней. Обратим внимание на необычную форму этой монеты из города Алеппо: она представляет собой неправильный многоугольник, к тому же размеры бронзовой заготовки существенно превосходили параметры штемпелей. Казалось бы, это расточительство со стороны древних мастеров, ведь каждый металл или сплав по-своему ценился. Но по массе фелс примерно совпадает со своими «собратьями», а форма денег в ту далекую эпоху имела второстепенное значение.
- Металл: бронза;
- Масса: 3.13 г;
- Возможное время чеканки: 685-705.
Образы халифа при оружии и видоизмененного креста были широко распространены на рубеже VII-VIII веков. На фелсе из города Танух описанные сюжеты повторяются за мелкими отличиями, вызванными отсутствием четких стандартов в ту далекую эпоху. Каждый мастер изготавливал штемпели по своему разумению, да и вряд ли кто-то требовал обратного.
- Металл: бронза;
- Масса: 3.1 г;
- Возможное время чеканки: 685-705.
Монета, чеканившаяся в Халкиде (территория современной Сирии), включает тот же образ халифа Абдул-Малика при клинке и литеры «Ф» на обороте. Надписи на обеих сторонах образца почти уничтожены временем.
- Металл: бронза;
- Масса: 3.32 г;
- Возможное время чеканки: 693-700.
Бывало, что монеты Омейядов выпускались без указания имени халифа, то есть, являлись анонимными. Этот фелс рубежа VII-VIII столетий принадлежит как раз к данной группе. Но зато на его полях содержится много прочей информации, записанной раннеарабским шрифтом – так называемым куфическим письмом (ушло в прошлое только к XI веку). Аверс занимает изречение из Корана: «Нет бога кроме Аллаха». На оборотной стороне указан номинал монеты и место производства: «Этот фелс отчеканен в Дамаске». К последней фразе чаще добавлялось «…во имя Аллаха», так что отсутствие упоминания имени Всевышнего делает сию монету весьма необычной.
- Металл: бронза;
- Масса: 1.84 г;
- Возможное время чеканки: 685-705.
Молодая религия запрещала изображение любых живых существ, но на растительность запрет не распространялся. Безымянный мастер украсил этот фелс с обеих сторон образами пальм, в меру древних технологий чеканки, конечно же. На аверсе и реверсе имеются записи куфическим шрифтом. На лицевой стороне текст частично уничтожен временем, можно разобрать лишь «Нет бога кроме Аллаха, только один…». На обороте упоминается имя пророка: «Мухаммед – посланник Аллаха».
- Металл: медь;
- Масса: 4.2 г.;
- Возможное время чеканки: 696-750.
На фелсе родом из знаменитого Баальбека приведены почти те же изречения, что и выше. Отметим появление на реверсе образа звезды. Видимо, это отсылка к легенде о времени рождения пророка Мухаммеда (якобы новая звезда загорелась в час его появления на свет).
- Металл: медь;
- Масса: 2.54 г;
- Возможное время чеканки: 738-748.
Мелкие монеты такого типа чеканились в эпоху Омейядов в Алеппо и в Дамаске. Надпись на реверсе этого фелса почти стерта прошедшими веками. На лицевой стороне в уже привычной форме заявляется что Аллах – это единый бог, и прочих не существует.
- Металл: медь;
- Масса: 3.5 г;
- Возможное время чеканки: 1 половина VIII века.
Серебряные дирхемы весьма быстро приобрели свой классический вид. Информации на них записано в среднем гораздо больше, чем на медных и бронзовых фелсах. Разумеется, все записи оформлены раннеарабским шрифтом. Древние мастера также старались украсить свои монеты дозволенными исламом способами, например, широкими круговыми линиями или совсем мелкими кольцами вкупе с текстом.
Первый наш дирхем имеет небольшой изъян: часть серебряной монеты сколота. Сейчас уже вряд ли возможно на 100% определить, произошло ли это еще при чеканке или случилось в один из последующих тринадцати веков.
Надпись на аверсе гласит: «Нет бога кроме Аллаха, Ему нет равных. Этот дирхем отчеканен в Его славу в Вазите в 95 году». По легенде делаем вывод, что серебряная монета произведена на восточной окраине Омейядского халифата (современный Афганистан) в 713-714 годах по Григорианскому календарю. Имя халифа Аль-Валида I (705-715) не указано.
Реверс занимает отрывок одной из сур Корана: «Аллах самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему».
- Металл: серебро;
- Масса: 3.47 г;
- Возможное время чеканки: 713-714.
Место чеканки следующего дирхема точно не известно. Кроме религиозного содержания, мы можем узнать лишь год выпуска монеты: «Нет бога кроме Аллаха, Ему нет равных. Этот дирхем отчеканен во славу Его в 119 году». То есть, по нашему летоисчислению это 737 год. Имя халифа Хишама (724- 743) не указано.
На реверсе повторяется уже написанный выше отрывок из суры.
- Металл: серебро;
- Масса: 2.6 г;
- Возможное время чеканки: 737.
Это один из последних дирхемов, выпущенных при династии Омейядов незадолго до их свержения и воцарения Аббасидов. Легенды на монете в целом повторяют все сказанное выше, а также прославляют имя последнего омейядского халифа Марвана II (744-750).
- Металл: серебро;
- Масса: 2.9 г;
- Возможное время чеканки: 744-750.
В череде омейядских дирхемов встречаются и весьма экзотичные монеты арабо-персидского типа. Этот образец выпущен в 695 году где-то на просторах бывшей империи Сасанидов. Обе стороны дирхема содержат характерные для древней Персии орнаменты, профиль халифа Абдул-Малика выполнен в древнеперсидском стиле. Несмотря на запрет изображать живых существ, влияние ислама еще не было настолько велико. Хотя под портретом отчеканено изречение: «Нет судьи кроме Аллаха».
Любопытно, что в отдельных источниках эта монета называется драхмой, на греческий манер - отголосок эпохи эллинизма на Востоке.
- Металл: серебро;
- Масса: 4 г;
- Возможное время чеканки: 695.
Золотые динары в целом повторяли дизайн серебряных дирхемов. На аверсе на древнеарабском написано: Нет бога кроме Аллаха. Он единственный, и Ему нет равных». На реверсе встречаем все тот же отрывок из суры, указанный выше.
- Металл: золото высокой пробы;
- Масса: 4.06 г;
- Возможное время чеканки: 733.
Правда, и среди золотых арабских монет можно найти очень необычные экземпляры. Например, половина динара из мусульманской Испании (Аль-Андалус, как ее называли на Востоке) имеет характерный арабо-византийский стиль. Каких-либо записей здесь нет, видим только лишь восьмиконечную звезду на лицевой стороне (скорее всего это связано с преданием о рождении Мухаммеда) и видоизмененный христианский крест на обороте. Многие сходятся на мысли, что это есть подражание византийскому солиду.
- Металл: золото высокой пробы;
- Масса: 1.92 г;
- Возможное время чеканки: 1 половина VIII века.