«Мы живем в век техники. Выходим на международные рынки. Машины у нас хорошие, отличные, но их надо рекламировать. Вот на заводе номер восемь дробь шесть, в общем, на одном из наших предприятий, изобретатель Иван Александрович… В общем, один чудак изобрел машину для этого… В общем, не дураки сидят! Цельный год работал над машиной, цельный год, два полугодия, четыре квартала, и решили машину в Париж на выставку отправить! Правда, самого не пустили, у него кому-то чего-то не понравилось в рентгене, анализы у него не те. А у меня те. И качественно, и количественно. Ну, в общем, сели, поехали! Приезжаем, слышу на платформе: «Пардон, пардон». Что же это, уже Париж? Ну, прибыли в павильон, распаковались. Народу набежала уйма. Машина – всеобщий восторг! И вот тут мы куда-то что-то воткнули…»
В 1975 году состоялась премьера советского 4-серийного телевизионного художественного фильма «Люди и манекены». Режиссером и исполнителем главных ролей в картине стал неподражаемый Аркадий Райкин. Одним из его персонажей в монологе «В век техники», написанном Михаилом Жванецким, был отправившийся на выставку в Париж вместо талантливого изобретателя человек в черной тройке и шляпе. Он в технике ничего не понимал, но был выездным. В итоге взрыва машину «собрали в мешок», а сам персонаж заикается и плохо ходит.
Сценка, поставленная Аркадием Райкиным, вполне правдоподобна за исключением недоразумения с экспонатом. Советский союз неоднократно участвовал в зарубежных выставках, показывая достижения народного хозяйства и научной мысли. Но в самой стране выставочные проекты международного масштаба не проводились. Россия дважды проигрывала в конкурсе на право проведения всемирной выставки в Екатеринбурге в 2020 и 2025 годах, но принимала активное участие в международных выставочных проектах. В 2020 году на организацию выставки в Дубае Минпромторг России выделил рекордные 3,2 млрд. рублей. Павильон нашей страны символизирует мост между Европой и Азией.
Всемирные выставки, или ЭКСПО (EXPO) являются символами индустриализации и открытыми площадками для демонстрации технических и технологических достижений мирового уровня. Первая всемирная выставка была проведена в 1851 году в лондонском Гайд-парке. Главной ее достопримечательностью стал Хрустальный дворец, созданный из железа и стекла. Даже знаменитую Эйфелеву башню возвели к одной из таких выставок (1889 г.), а за всю историю их проведения Франция является одним из лидеров гостеприимства - страна принимала экспонентов 10 раз, в т.ч. и российско-советские экспоненты.
Первый советский триумф на ЭКСПО состоялся в 1958 году в Брюсселе. Этот смотр мировых достижений проходил с 17 апреля по 19 октября и стал крупнейшей Всемирной выставкой после Второй мировой войны. Выставка, в основном, известна благодаря Атомиуму, гигантской модели элементарной ячейки кристалла железа. Это место посетили более чем 41 млн. человек, а участниками стали 39 стран. Атомиум олицетворял символ атомного века и мирного использования атомной энергии. К этому времени Советский Союз уже обладал неслыханными научными и технологическими достижениями. На выставку в Бельгию доставили копии первых двух искусственных спутников, модели атомного ледокола «Ленин», судов на подводных крыльях и новейших пассажирских самолётов, угольные комбайны и станки. В огромный павильон вместились не все экспонаты, поэтому под стоянку техники задействовали площадь около павильона. На ней экспонировались грузовые и легковые автомобили, тракторы, автобусы, комбайны.
Советский павильон был впечатляющим зданием, которое после окончания выставки разобрали и вернули в СССР. Интерес к экспонатам был впечатляющим: в первые недели у павильона выстраивались многочасовые очереди. Большой успех в Брюсселе имели не только космические аппараты, но и советская гражданская авиация. Гран-При получил дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114. Гран-при получила и советская автомобильная промышленность: «Чайка», ГАЗ-52 и МАЗ-530 были удостоены высших наград, а ГАЗ-21 «Волга» признали лучшим легковым автомобилем Европы. В целом советская экспозиция была удостоена большого количества Гран-при, почётных грамот, дипломов, золотых, серебряных, бронзовых медалей.
Выставке посвящено немало сувенирной и печатной продукции: значки, вымпелы, плакаты, буклеты. Изготовили даже миниатюрные модели атомиума. В память о мероприятии Монетный двор Брюсселя отчеканил изделие достоинством 50 франков (francs) «Международная выставка ЭКСПО 1958 в Брюсселе» тиражом в 476 000 экз.
50 франков «Международная выставка ЭКСПО 1958 в Брюсселе», 1958 год
Монета изготовлена из серебра 835-й пробы. На аверсе отчеканили изображение Короля Бельгии Бодуэна (годы жизни 1930-1993), его титул и знак художника «C.V.D» (Carlos van Dionant). В центре реверса изображён Дом Короля (Хлебный дом) в Брюсселе. Кроме него мы увидим логотип ЭКСПО'58, год выпуска, номинал и надпись «C. van Dionant».
В общей сложности в Бельгии, как и во Франции, состоялось 10 всемирных выставок. ЭКСПО'58 стала заключительной, больше в этой стране таких масштабных смотров не проводилось. Для Советского Союза 1958 год стал продолжением восхождения на международной арене. Годом ранее, в Москве, впервые на территории СССР, состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов, приоткрывший «железный занавес». В 1961 году полет Юрия Гагарина прославил науку и технику нашей страны на весь мир.
Советский Союз отличился в последний раз на выставке EXPO'67 в канадском Монреале. Конец 1960-х годов стал расцветом космической эры, но темой ЭКСПО был заявлен «Человек и его мир». Выставка запомнилась неземными и нечеловеческими проектами павильонов, двумя самыми известными из которых стали американский и советский, а всего в ней приняли участие 68 государств. 30 лет назад, на выставке в Париже, Германия противопоставляла себя СССР. Тогда прямо напротив советского павильона и статуи «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной немцы воздвигли башню с орлом Третьего рейха. В 1967 году Советский Союз противостоял США. Символом Америки был огромный и эффектный дом-сфера. СССР представлял сверхзвуковой Ту-144 и космические корабли, макеты которых «завернули» в трёхуровневое здание с «летящей крышей». Состоялась вторая триумфальная победа нашей страны. Выставка могла бы пройти и в Москве к 50-летию Октябрьской революции, но экономические трудности заставили отказаться советскую власть от дорогостоящего проекта.
Несмотря на мнения зарубежных скептиков, советский павильон стал самым популярным на выставке. За полгода его посетили более 12 млн. человек, в то время как американскую сферу только 9 млн. Вторым по посещению стал павильон хозяев, в нем побывали 11 млн. человек. По окончании выставки огромное сооружение перевезли в Москву, но восстановить его смогли только к 1975 году. Его и сейчас можно увидеть на ВДНХ под номером 70 (с 1990-х гг. павильон «Москва»). Сейчас павильон закрыт на реставрацию с переводом функций здания на концертно-конгрессную деятельность. Основной объем займет зал на 3700 зрительных мест. С 1967 года Советский Союз больше ни разу не побеждал на Всемирных выставках, хотя принимал участие в них неоднократно, а данный павильон и в наше время является одним из самых ярких объектов советского модернизма и символом веры в знание и прогресс.
К юбилею проведения выставки в Монреале, в 1977 году, Канада отчеканила локальную монету (жетон, токен) из никелированной меди номиналом 1 канадский торговый доллар (экспо-доллар) «10th Anniversary of Expo 67 in Montréal (10 лет выставке ЭКСПО'67 в Монреале)». К сожалению, изображение советского павильона не попало на монету - художник расположил вид сверху на выставку таким образом, что наше сооружение закрыл внутренний кант.
Монета (жетон) номиналом 1 канадский доллар «10 лет выставке ЭКСПО'67 в Монреале», 1977 год
Общий тираж изделия составил 25 200 экз., из них 200 штук - позолоченные. На лицевой стороне изображение логотипа ЭКСПО'67 с горизонтом города и пояснительные надписи («ЭКСПО +10», «MONTREAL» и «1977»). На обратной стороне - вид сверху на выставочные площади, который окружают надписи «1967 terre des hommes» на французском, «man and his world 1977» на английском, «EXPO DOLLAR», «VALEUR $ 1.00», «SUR LE SITE» и дата вывода из оборота («EXPIRE 5 SEPT 1977»).
Советское телевидение на удивление подробно освещало монреальскую выставку, ставшую одной из самых успешных всемирных выставок ХХ века и открывшую Советский союз для Северной Америки. Обширная экспозиция СССР состояла из более чем 10 тыс. экспонатов всех отраслей народного хозяйства. Среди самых знаковых, кроме моделей самолетов Ту-144 и Ан-22, называли карту электрификации СССР, макеты Красноярской ГЭС и первой в мире атомной электростанции, термоядерной установки «Токамак» и гигантского ядерного синхрофазотрона в Серпухове. Что касается Канады, то Монреаль принял второй раз выставку из серии ЭКСПО в 1980 году (садовая), а в 1986 году ЭКСПО состоялось в Ванкувере, но размаха 1967 года повторить не удалось.
Окрыленное успехом выставки в Монреале советское правительство принимает решение о строительстве уникального павильона высотой от 20 до 109 метров на ЭКСПО'70 в японской Осаке. Авторы проекта решили показать капиталистическому миру, что человек и его гармоничное развитие находятся в центре внимания самого большого на Земле социалистического государства. Основной мотив выставки заключался в том, чтобы посетители увидели, как претворяются в жизнь главные идеи Ленина, 100-летие которого отмечалось в этом году «всем прогрессивным человечеством». Советский Союз показал не только достижения науки и техники в таких областях как приборостроение, освоение космоса, атомная энергетика и металлургическая промышленность, но и счастливую жизнь советского человека: детские сады и школы, высшие учебные заведения, достижения театра, цирка, эстрады, литературное творчество. Впервые отдельно выделили Сибирь и Дальний Восток.
Советская постройка представляла собой подобие огромного развевающегося красно-белого флага, принявшего на ветру форму дуги и стремящегося ввысь. Павильон СССР вошел в историю мировой архитектуры, ведь гигантское знамя было видно за многие километры от места проведения выставки. Экспозицию посетило около 20 млн. зрителей, что стало настоящим рекордом. Мероприятия в Монреале в 1967 и в Осаке в 1970 году инициировали разрядку международной напряженности на фоне Холодной войны. Советский Союз доказывал свою миролюбивую политику и «приверженность идеалам гуманизма и человечности», показанную в самом большом Ленинском зале. Участие Советского Союза запечатлено в документальной ленте «Алый стяг. Осака» режиссера Якова Бабушкина, снятого Центральной студией документальных фильмов во время проведения выставки.
Фигура вождя мирового пролетариата и павильон Советского Союза запечатлены на медали «100 лет со дня рождения В.И. Ленина. Всемирная выставка Экспо-70», изданной Ленинградским монетным двором в 1970 году тиражом 500 экз.
Памятная медаль «100 лет со дня рождения В.И. Ленина. Всемирная выставка ЭКСПО · 70», 1970 год
На лицевой стороне изделия из томпака диаметром 60 мм профиль В.И. Ленина, подпись медальера под обрезом шеи («Ю. Егоров») и надписи по кругу («100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И.Ленина» и «·1870*1970·»). На обороте изображение павильона с надписью «СССР» на фоне Солнца с лучами. В том же году в Японии издали свою памятную бронзовую медаль диаметром 40 мм., приуроченную к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина и Всемирной выставке ЭКСПО-70. Она практически полностью повторяет советское изделие изображениями на обеих сторонах, за исключением языка: надписи исключительно на английском.
ЭКСПО-1970, прошедшая в Осаке, была признана одной из самых успешных, заметных и обсуждаемых Всемирных выставок за всю их более чем полуторавековую историю, а Советский Союз смог показать свои достижения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2025 году Осака, спустя 55 лет, вновь станет хозяйкой ЭКСПО. Город был выбран по итогам двух раундов голосования на 164-й сессии Генеральной ассамблеи международного бюро выставок. Конкурентами японцев были Баку и Екатеринбург, но Страна восходящего Солнца убедила жюри, что создаст «остров мечты» площадью в 155 Га, а экономический эффект от проведения в Осаке Всемирной выставки по оценкам организаторов составит $17,8 млрд. Уральская столица во второй раз уступила сильнейшему конкуренту, но предлагаемый организаторами план застройки берега Визовского пруда и мощная информационная поддержка проекта в любом случае заслуживает уважения.
В 1975 году ЭКСПО «Океан и его будущее» принимала японская Окинава, а в 1985 году «Развитие науки и технологий для улучшения быта человека» - Цукуба. На этих выставках советская экспозиция была представлена крайне скромно. В Окинаве рассказывалось о деятельности, направленной на сохранение окружающей среды, а лейтмотивом решения для вовлечения зрителей стала тема корабля в открытом море. В центре вводного зала павильона возвышался скульптурный портрет В.И. Ленина, а рядом посетители попадали во власть разбушевавшейся морской стихии. Раздел «Наука и океан» был самым большим в экспозиции.
На выставке ЭКСПО`85, проходившей с 16 марта по 17 сентября в японском городе Цукуба, в советском павильоне была представлена тема «Мирный атом», в рамках которой выставлялись проекты и достижения в области атомной энергетики. Демонстрировалась большая по размеру и эффектно выглядящая модель атома со световыми дорожками, декларировалась безопасность атомных объектов. На общей экспозиции были представлены статуи Ленина, станки, муляжи советских заводов и космических аппаратов.
Основные разделы ЭКСПО были посвящены изучению космоса, новейшим достижениям в медицине, охране природы, системам спасения в воздухе и на море, а также противодействию Цунами. В общей сложности было зафиксировано более 20,3 млн. посетителей. В выставке приняли участие представители 111 стран, ряд международных организаций, таких как Организация объединенных наций, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, а также компании Hitachi, Mitsubishi, Panasonic. К этому событию Минсвязи СССР издало серию марок, а Япония - монету номиналом 500 йен и памятную медаль «TSUKUBA EXPO'85 (Цукуба. ЭКСПО'85)».
Памятная медаль «ЭКСПО'85. Цукуба», 1985 год
На лицевой стороне изделия изображены представители разных стран на фоне главного здания ЭКСПО, логотип выставки, надписи на японском языке «ЭКСПО`85» и «Цукуба». В центре оборотной стороны - изображение талисмана выставки, маленького инопланетянина по имени «Cosmo Hoshimaru». Даны и пояснительные надписи «TSUKUBA EXPO'85» и «85.3.17 ~ 9.16». В тот год японцы тепло встретили советскую делегацию, а на их собственной экспозиции блистали роботы и компьютеры.
Народная Республика Болгария принимала ЭКСПО трижды: в 1981, 1985 и 1991 годах. Все выставки прошли в городе Пловдив. В проходившей в Пловдиве с 4 по 30 ноября 1985 года Всемирной выставке достижений молодых изобретателей приняли участие 54 (по другим данным 86) страны мира, а павильоны посетили более 1 млн. чел. Территория выставки составила 5,8 Га. Украшением экспозиции СССР стали самодельные автомобили «Лаура» и «Панголина». В память о выставке Болгарский народный банк издал официальную медаль и монету из мельхиора номиналом 5 левов «ЭКСПО`85. Пловдив». Тираж изделия - 100 000 экз.
5 левов «ЭКСПО`85. Пловдив», 1985 год
На аверсе изображение розы на фоне земного шара, название страны, номинал и года чеканки. На реверсе логотип выставки и надписи «БЪЛГАРИЯ – СОИС» (Болгария - Всемирная организация интеллектуальной собственности) и «ЕКСПО’85 ПЛОВДИВ».
С 1988 года страны - участники ЭКСПО стали использовать выставки скорее как способ улучшить свой национальный имидж и рассказать об особенностях своих территорий в павильонах. В тот же год Союз Архитекторов СССР объявил конкурс проектов павильона Советского Союза для Всемирной универсальной выставки 1992 года в Севилье. Сооружение было практически готово уже в 1991 году, но 25 декабря страны не стало, а начало выставки было назначено на 20 апреля 1992 года. Сложилась парадоксальная ситуация, когда заявка на участие была заполнена де-факто от имени одного государства, а в выставке де-юре приняло участие другое. Это был последний раз, когда уже экс-СССР участвовал в ЭКСПО с собственным павильоном. Оргкомитету в срочном порядке пришлось избавляться от серпов и молотов на сооружениях. Состоялась первая презентация новой России. Павильон представлял собой наклонённое здание с цветными движущимися квадратами на крыше, которые попеременно передавали различные сообщения: российский флаг, слово «Россия» и другие. Внутри здания можно было увидеть части российской космической программы, спутник, подвешенный к потолку, творения русского зодчества, исторические макеты городов. Так окончился советский период участия нашей страны в ЭКСПО.
Второй раз Россия построила свой павильон только в 2010-ом году в Шанхае. Сооружение было сформировано двенадцатью «сестрами» — «танцующими» башнями с этническими красно-золотыми орнаментами и «ножками», развернутыми в сторону внутренней экспозиции. Впрочем, век XXI-й и участие в ЭКСПО Российской Федерации — это совсем другая история.