Родина кофе и прадеда Пушкина – Абрама Ганнибала. Страна, успешно боровшаяся с европейскими колонизаторами и заставившая их платить контрибуцию. Цивилизация, давшая миру веселую религию поклонников каннабиса и регги – растафарианство. Прародина всего человечества, в конце концов.
Всё это – неподражаемая и загадочная Эфиопия.
Сейчас Эфиопия – одна из беднейших стран мира, страдающая от голода и внутренних гражданских конфликтов. Но в древности эта страна была совсем другой. Еще 2500 лет назад на территории современной Эфиопии возникло царство Аксум, известное своей монументальной архитектурой и гигантскими монолитными обелисками, весящими десятки тонн.
Аксумское царство одним из первых приняло христианство в качестве государственной религии. Согласно эфиопским легендам просветителем Эфиопии был апостол от семидесяти - Филипп.
Однако связь Эфиопии с библейской историей намного древнее, чем христианство. Так, считалось, что эфиопский император (негус негест – царь царей) ведет родословную от израильского царя Соломона и царицы Савской, страна которой располагалась как раз на территории современной Эфиопии. Эфиопские христиане и сегодня считают, что ветхозаветный Ковчег Завета до сих пор хранится в маленькой церкви в Аксуме. А библейский лев колена Иудина (самого сильного из древнеизраильских родов) до революции 1974 года был главным символом Эфиопии, или как ее называли ранее - Абиссинии.
В истории денежного обращения Эфиопии именно Аксуму принадлежит пальма первенства монетной чеканки. Первые аксумские монеты появляются в III в. н.э. С IV века на аксумских монетах появляются христианские символы. Надписи на монетах сделаны на греческом языке (так как у Аксума были тесные связи с эллинистическим востоком) или на языке геэз, на котором сейчас совершается литургия в эфиопской церкви. Выпуск аксумских монет был прекращен в VII веке с началом смутного времени в истории Эфиопии.
Расцвет Эфиопской империи приходится на XII-XIII века. Этот период отмечен строительством удивительных монолитных скальных церквей. Пожалуй, самым известным высеченным в скале храмом является занесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО церковь святого Георгия в древней эфиопской столице Лалибеле.
В XIX веке Эфиопская империя остается единственным африканским государством, сохранившим суверенитет и давшим реальный отпор европейским колонизаторам. Хотя многие европейские страны хотели бы заполучить такой лакомый колониальный кусочек.
В 1860-х годах Британская корона разработала проект соединения своих колоний на западе и востоке Африки железной дорогой и телеграфными линиями. Но на пути оказалась независимая Эфиопия. В то время император Теодрос II (1855-1868 гг.) начал централизацию и модернизацию страны: строились дороги, была запрещена работорговля, снижены налоги с крестьян, реформировалась армия.
В Эфиопии английские дипломаты вели себя бесцеремонно и нагло, фактически провоцируя императора на конфликт. В итоге провокаторы оказались в эфиопской тюрьме, что моментально использовала Британия, объявив войну Эфиопии. Эфиопская армия была разбита, а император, чтобы не попасть в плен, покончил с собой. Однако, англичанам не удалось закрепиться в Эфиопии, так как в стране развернулась широкомасштабная национально-освободительная война. Англичанам пришлось убраться из африканской страны, которая вроде бы уже была в их руках.
В конце XIX века глаз на Эфиопию положила Италия, которая считала, что ее несправедливо обделили при дележке колониального пирога. Ей удалось навязать новому императору Менелику II сомнительный союзнический договор. Впоследствии, когда раскрылись все нечистоплотные подковерные игры итальянских дипломатов, договор де-факто разорвала эфиопская сторона.
Это стало поводом к войне. Италия хотела сделать независимую Эфиопию полноценной колонией. И, как оказалось, напрасно. В битве при Адуа 1 марта 1896 года 17 тысячная итальянская армия потерпела сокрушительное поражение от вооруженных средневековым оружием эфиопов. Менелику II досталась вся итальянская артиллерия (более 50 орудий) и весь обоз с большим количеством современного вооружения. Итальянцы потеряли при Адуа более 11 тысяч убитыми и ранеными, и около 4 тысяч пленными. Италия была вынуждена заключить мир и выплатить контрибуцию Эфиопии. В первый и последний раз в истории европейские колонизаторы платили дань африканской стране.
Значительную дипломатическую и отчасти военную поддержку Эфиопии в то время оказывала Россия. В эфиопской армии было немало русских добровольцев. Так, при Менелике II находилась группа русских отставных офицеров, во главе с поручиком Николаем Леонтьевым, который фактически реформировал эфиопскую армию по европейским стандартам.
После победы при Адуа Леонтьев получил придворное звание деджазмач и титул графа Абиссинии. Миссию Красного Креста в Эфиопии в те годы возглавлял еще один русский офицер – Александр Булатович. Булатовичу удалось посетить самые отдаленные уголки империи Менелика II, куда еще не ступала нога белого человека. Вся Россия зачитывалась его книгами «От Энтото до Боро» и «С войсками Менелика II».
С VIII по XIX век в Эфиопии не было собственной монетной чеканки. Местное население использовало арабские и европейские монеты, иногда с местной надчеканкой. В XIX веке самой популярной монетой в Эфиопии, как и во многих других странах и территориях Африки и Азии, был талер Марии Терезии.
Рестрайк талера Марии Терезии. Серебро 835 пробы, 28 г
Несмотря на то, что австрийская императрица умерла еще в 1780 году, талер, выпускавшийся в годы ее правления, чеканился Австрией и другими странами на протяжении двух последующих веков. Считается, что к 2000 году выпущено около 400 миллионов штук талеров. Талер Марии Терезии ценился за высокую 833-ю пробу и постоянство монетной стопы.
Среди местного эфиопского населения талер Марии Терезии получил название быр, что в переводе с самого распространенного в стране амхарского языка переводится как «серебро».
В 1893 году император Менелик II издал указ о введении национальной валюты, которая получила название быр (среди населения также использовалось название «талари»). За основу новой монеты был взят именно талер Марии Терезии. Быр полностью соответствовал талеру по весу и пробе.
Разработку дизайна и чеканку эфиопской монеты заказали на Парижском монетном дворе (ранее у Эфиопии с Францией было заключено торговое соглашение). Дизайн быра, а также всех других номиналов эфиопской монеты Менелика II, принадлежит французскому скульптору и медальеру, главному граверу монет Парижского монетного двора в конце XIX века Жану Лагранжу (1831-1908 гг.). Кроме быра, при Менелике выпускались его дробные номиналы из серебра – 1\2 быра, 1\4 быра, 1\8 быра, 1\20 быра (герш), а также мелкая разменная монета из бронзы – 1\100 быра и 1\32 быра. Также чеканились верки из золота 900-й пробы весом 7 г.
1 быр. 1903 год. Эфиопия. Менелик II. Серебро 835 пробы, 28 г. Парижский монетный двор
На аверсе быра изображен коронованный профиль Негуса Негест Менелика II в окружении легенды на амхарском языке – «Менелик – царь царей Эфиопии». На реверсе – государственный герб Эфиопии – коронованный лев Иуды с хоругвью в лапе. Следует отметить, что почитание льва в Эфиопии связано не только с библейской историей. Традиционно львиная шкура (особенно грива) была символом власти, воинской чести и доблести у народов, населяющих Абиссинию.
В начале ХХ века Абиссиния учреждает Банк Абиссинии с иностранным участием, который вместе с чеканкой быров продолжил ввозить талер Марии Терезии (более 1 млн монет в год), остававшийся законным платежным средством наряду с быром вплоть до итальянской оккупации 1936 года.
После смерти императора Менелика в 1913 году начинается долгий период междуцарствия и регентства. В 1930 году императором становится рас (князь) Тафари Мэконнын под именем Хайле Селассие I (в переводе с древнего языка геэз – сила Троицы).
Именно император Хайле Селассие считается божеством в религиозном движении растафарианство (от слов – «рас Тафари»).
В 1931 году новый император выкупил Банк Абиссинии у иностранных акционеров и реформировал его в Банк Эфиопии. Быр реорганизовали в соответствии с десятичной системой, и он стал состоять из 100 матон.
1 матона. 1931 (1923) год. Эфиопия. Хайле Селассие I. Медь
В 1931 году осуществили эмиссию нового монетного ряда: 1 матона (медь), 5 матон (медь), 10 матон (никель), 25 матон (никель) и 50 матон (никель). Дата на монетах (1923) указана по эфиопскому летоисчислению.
В 1936 году фашистская Италия совершила акт возмутительной агрессии против суверенной Эфиопии. В боевых действиях итальянцы неоднократно применяли отравляющие вещества, в частности, горчичный газ. После ожесточенного сопротивления эфиопская армия была разбита. Страна была оккупирована вплоть до 1941 года, когда британские войска выбили итальянцев из Эфиопии. В годы оккупации на территории Эфиопии в обращение была введена итальянская лира. В 1941-1944 гг. в Эфиопии имел хождение восточно-африканский шиллинг – денежная единица британских колоний.
После оккупации Хайле Селассие I продолжил свое правление. В 1944 году (1936-м по эфиопскому календарю) была выпущена серия разменных монет 5, 10, 25 и 50 центов.
1 цент. Эфиопия. 1944 (1936) год. Эфиопия. Хайле Селассие I. Медь
Основной денежной единицей стал новый быр (эфиопский доллар). Долларовых монет выпущено не было. В обращении были исключительно банкноты.
Власть императора была практически неограниченной. В стране преследовалась политическая оппозиция. Население Эфиопии периодически страдало от голода. Особенно сильным был голод начала 1970-х годов, унесший жизнь сотен тысяч бедняков. Это стало последней каплей негодования угнетенного эфиопского народа. В результате революции 1974 года монархию свергли. Император был убит и захоронен под полом туалета в собственном дворце. Эфиопия стала федеративной демократической республикой.
В 1977 году в обращение была выпущена новая линейка монет: 1, 5, 10, 25 и 50 центов (сантимов). Биметаллическая монета номиналом 1 быр (центр – сталь с латунным покрытием, внешнее кольцо – сталь с никелевым покрытием) появилась лишь в 2010 году.
1 быр. 2010 (2002) год. Эфиопия
Дизайнером монеты стал известный австралийский художник-медальер Стюарт Девлин (1931-2018 гг.). На аверсе изображена голова рычащего льва – древнего символа Эфиопии. Над головой льва – надпись на амхарском языке «ЭФИОПИЯ», внизу – год чеканки по эфиопскому календарю – 2002 (2010) год. На аверсе – весы и указание номинала на амхарском и английском языках.
Остаётся добавить, что в первом квартале 2020 года курс эфиопского быра к российскому рублю составлял 1:2,22.