«Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей,
а также в области балета мы впереди планеты всей!»
Эти строки из шутливой песенки Юрия Визбора «Рассказ технолога Петухова», написанной в 1964 году, наглядно показывали роль балета в жизни страны. Год спустя Леонид Гайдай снимает фильм «Напарник» — одну из трех самостоятельных новелл, входящих в комедию «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм был лидером кинопроката в СССР в 1965 году и имел огромный успех: его посмотрели 69,6 миллионов зрителей. Картина моментально разошлась на цитаты. «Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… Большой театр. А я посплю». Эта фраза Феди - актера Алексея Смирнова - в адрес Шурика - Александра Демьяненко, стала крылатой.
И действительно, выйдя из тени, в 1940-е годы балет становится визитной карточкой Советского Союза до окончания «холодной» войны. Труппы Большого и Кировского театров с успехом гастролировали по всему миру, выезжали даже за «железный занавес». Произведения, в которых выступала знаменитая балерина Галина Уланова, вошли в историю искусства. Традиция восторженного отношения иностранцев к визитной карточке отечественного искусства восходит к «Русским сезонам» Дягилева.
В XX веке на сцене Большого танцевали Майя Плисецкая и Владимир Васильев, пели Федор Шаляпин и Елена Образцова. Своим концертом прославился и Костя Потехин, он же Леонид Утесов, в фильме «Веселые ребята» 1934 года режиссера Григория Александрова. Вместе с бывшей домработницей Анютой в исполнении Любови Орловой и факельщиком (актер Федор Курихин) они лихо отплясывали, пели и играли именно на сцене Большого. А репетиции по подготовке к этому выступлению оркестр Потехина проводил... на похоронах. С 2002 года в театре действуют две сцены: основная (историческая) и новая.
Официальная история Большого театра начинается в 1776 году, когда было получено высочайшее соизволение императрицы Екатерины II. И вот тогда князь Петр Урусов начал строительство театра, который (по месту расположения на улице Петровка) был назван Петровским, такое же название носила и площадь. Впоследствии театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, реконструировался, сливалась и разъединялась труппа. Известное нам здание с квадригой, отстроенное под управлением архитектора Альберта Кавоса, открылось на Театральной площади в августе 1856 года.
Каждый россиянин видит Большой театр, совершая ежедневные покупки. Ведь именно его изображение выбрали в 1995 году для банкноты номиналом в 100 000 рублей. При выпуске деноминированной банкноты в 100 рублей образца 1997 года были допущены графические расхождения изображения квадриги Аполлона с реальной скульптурой.
Большой театр занимает особое место в коллекционировании, в т.ч. и в нумизматике. Он представлен в сериях на нескольких памятных монетах разного номинала и материала. Тираж некоторых из «театральных» монет небольшой, поэтому полным комплектом обладают немногие коллекционеры. В наибольшем количестве (40 тыс. экз.) «театральная» монета с Большим в «главной роли» представлена выпуском 1991 года.
Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 года, а 13 марта театр переименовали в Государственный Большой театр. После Октябрьской революции власть пролетариата хотела закрыть театр навсегда и даже разрушить его здание. И хотя в 1919 году театр получил ещё и звание академического, но по тем временам это не давало гарантии безопасности, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос о его закрытии. В 1922 году правительство большевиков в целом считает закрытие театра нецелесообразным. К тому времени театр уже «приспосабливали» к собственным нуждам: в его здании проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна и другие массовые мероприятия. Даже образование новой страны — СССР — было провозглашено со сцены Большого театра.
В 1921 году состояние театра было катастрофическим, позднее проводились противоаварийные работы, восстановлены многие помещения. В 1938 году сделана капитальная реконструкция сцены. В 1955 году на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес художника Федора Федоровского — с вытканной государственной символикой СССР. Так театр стал символом Советского Союза.
В 1991 году Большой появляется на монете. В СССР отмечают одну из памятных дат - 500 летие единого русского государства. Госбанк издает серию серебряных монет. Одна из них, достоинством 3 рубля «Большой театр, Москва» выпущена Ленинградским монетным двором тиражом в 40 тыс. штук.
3 рубля «Большой театр» из серии «500 летие единого русского государства», 1991 год
На реверсе: вдоль канта надпись: «500-ЛЕТИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА», в середине на фоне здания Большого театра - танцующая балерина, цветок, надпись: «БОЛЬШОЙ ТЕАТР 1825 г.». Но почему на монете указан 1825 год как дата основания? Этот год считается вторым, неофициальным, днем рождения Большого. Предыдущие здания театра сгорели в 1805 и 1812 году соответственно. 6 января 1825 года состоялось торжественное открытие нового Петровского театра — куда большего, чем сгоревший, и потому названного Большим Петровским. Позднее слово «Петровский» было утрачено вместе с названием площади. Прекрасное здание в классическом стиле, декорированное внутри в красно-золотые тона, по признанию современников было лучшим зданием театра в Европе и уступало только миланскому «Ла Скала». В этом заслуга архитектора Осипа Бове, знаменитого реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы сравнима с вкладом зодчего Карла Росси в архитектуру Санкт-Петербурга. Под руководством Бове в 1818-1824 годы были созданы Театральная площадь и Большой театр.
К середине XIX века слова «балет» и «Большой театр» в России становятся синонимами. Театру приходится не только удерживать уже взятую высоту, но и брать следующие. Одной из грандиозных постановок стала «Спящая красавица» — легендарный балет-феерия Петра Чайковского и Мариуса Петипа. Премьера прошла в Мариинском театре в 1890 году, а зрители Большого театра увидели спектакль в 1899.
Спустя 100 лет балет все также остается главным символом России. В 1989-1999 годах издается серия монет «Русский балет» из серебра, золота, платины и палладия. Сцена бала из последнего акта спектакля запечатлена на серебряной монете 1995 года номиналом 100 рублей «Большой театр. Спящая красавица». На аверсе: изображение здания театра, двуглавый орел, номинал монеты, год выпуска, вес и проба металла, информация об эмитенте и надпись сверху по канту: «БОЛЬШОЙ ТЕАТР». Тираж монеты весом в 1 кг. составил всего 500 экз.
100 рублей «Большой театр. Спящая красавица», 1995 год
В 2011 году в Большом театре состоялась очередная премьера «Спящей красавицы» - седьмая хореографическая редакция балета авторства Юрия Григоровича. Постановку сочли одной из самых роскошных в истории театра. Такой эпитет относится к декорациям, костюмам, невероятным прическам и безупречному исполнению.
Да, Москва уже почти 200 лет немыслима без Большого театра и его монументального здания, и город отдает театру дань. В 1997 году столица пышно отмечает юбилей. Московский монетный двор выпускает серию золотых и серебряных монет «850-летие основания Москвы» с изображением памятника Юрию Долгорукому, Храмом Христа Спасителя, МГУ, набережной и конечно же, с Большим театром. Монета «850-летие основания Москвы - Большой театр» номиналом 1 рубль отчеканена 2 июля 1997 года из серебра 925-й пробы и вышла тиражом 25 тыс. шт., качество «пруф».
1 рубль «Большой театр» из серии «850-летие основания Москвы», 1997 год
На реверсе: изображение Большого театра, надпись: «МОСКВА», справа — Герб Москвы и цифра: «850». Однако Большой на самом деле не самый большой театр в России в прямом понимании этого слова. Здание Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) - крупнейшее в России театральное здание, открытое в 1945 году. «Сибирский колизей» расположен на главной площади Новосибирска. По своим размерам сцена новосибирского Оперного театра превосходит Большой театр в Москве. Этот проект стал одним из головокружительных в карьере Всеволода Мейерхольда.
Оба театра связаны друг с другом не только единым министерством. Артисты Новосибирского театра оперы и балета нередко выступают на сценах Большого театра, пока его труппа выезжает на гастроли. Новосибирский театр входит в ТОП-10 лучших театров страны и в 2005 году попал на реверс серебряной монеты номиналом 3 рубля «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», изданной в Санкт-Петербурге, в связи с 60-летием со дня его основания. В новосибирской труппе более ста человек, а в первом составе было много выпускников Московского хореографического училища и Вагановки. Они приняли участие в первых гастролях в Москву, которые состоялись в 1955 году. Первый спектакль в Новосибирске сыграли 12 мая 1945 года, давали оперу «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки. И это тоже дань Большому театру.
В 2001 году Санкт-Петербургский монетный двор издает серию монет к 225-летию Большого театра. Историческая справедливость восстановлена, ведь свое летоисчисление театр начинает с 1776 года. В 1842 году московские театры снова передали в подчинение общей Дирекции императорских театров. И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, но все чаще в его репертуаре стали занимать оперы и балеты. В том же году состоялась московская премьера «Жизни за царя» («Иван Сусанин»). Эта опера стала знаковой для театра.
Сцена из четвёртого действия оперы - центровое изображение на монете номиналом 3 рубля из серебра 900-й пробы «Большой театр - Иван Сусанин» в серии «225-летие Большого театра». Также на реверсе: здание театра и дата «225», по окружности надписи: «БОЛЬШОЙ ТЕАТР» и «ИВАН СУСАНИН». Тираж монеты составил 7,5 тыс. экз.
3 рубля «Иван Сусанин» из серии «225-летие Большого театра», 2001 год
В показанном на монете четвертом действии Сусанин заводит поляков еще глубже в лес, и они уставшие устроили ночлег. Проснувшись, поляки понимают, что Сусанин специально завел их в глушь и убивают его. В эпилоге происходят массовые гуляния за спасения царя. После революции 1917 года оперу запретили за пропаганду монархизма, в т.ч. за сцены хвалы царю. Произведение вернулось в театральный репертуар только в 1939 году. Стране нужны были новые патриоты-герои, и Сталин лично приказал вернуть произведение в массы. Но спустя два года, во время Великой Отечественной войны, фашистам удалось прорваться в московское небо, и 28 октября 1941 года на Большой театр была сброшена бомба, разрушившая стену фасада и взорвавшаяся в фойе. Восстановительные работы шли в закрытом маскировочной сетью помещении с зимы 1942 года, а уже 26 сентября 1943 года на основной сцене состоялся показ спектакля. Своеобразной премьерой вновь стала опера «Иван Сусанин» как символ борьбы с захватчиками.
Всего в серии «225-летие Большого театра», кроме «Ивана Сусанина», представлены серебряные и золотые монеты со сценами из спектаклей «Игрок», «Лебединое озеро», «Спартак», «Евгений Онегин», «Ромео и Джульетта».
2019 год в России объявлен Годом театра. Символом театрального искусства можно считать Государственный академический Большой театр (ГАБТ) - один из самых значительных и знаменитых в мире театров оперы и балета, включающий в себя балетную и оперную труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. С 26 марта по 28 сентября 2019 года к всемирному Дню театра Центральный банк России подготовил выставку монет по театральной тематике «Магия театра». Аналогично была названа монета, посвященная Году театра в России. Изделие из серебра 925-пробы номиналом 3 рубля и тиражом 2 тыс шт. выпущено в обращение 25 октября 2018 года в Санкт-Петербурге.
3 рубля «Магия театра», 2018 год
На зеркальном поле диска реверса на фоне изображены силуэт замка, розы и снежинки, слева - Медея Фигнер, первая исполнительница партии Иоланты в Санкт-Петербурге, в сценическом образе, справа – фигуры танцовщиков из «Щелкунчика»; вверху – надпись: «Магия Театра». Премьеры указанных на монете произведений состоялись в один день, 6 декабря 1892 года, в Мариинском театре. Несмотря на то, что в Большом театре балет поставили спустя 27 лет после Мариинки, первая версия 1919 года была сделана с размахом. И именно московской версии балета выпал самый громкий успех — «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича триумфально объехал весь мир. С 1966 года эта балетная постановка не покидает репертуар ГАБТа.
В СССР билеты в Большой всегда были дефицитом. По воспоминаниям современников, достать их было неимоверно трудно. Низкие цены делали их доступными для любого гражданина, но вот в свободную продажу поступало малое количество, так как большая часть распространялась по заявкам трудовых коллективов или среди иностранных туристов. В советском кино такую ситуацию показывали комичном виде. Так, в фильме Георгия Данелия «Мимино» 1977 года, Владимир Басов, играющий эпизодическую роль оперного солиста Большого театра «доставал» билеты на спектакли в обмен на другие блага. В наше время попасть на спектакль в Большой театр несложно, в кассах всегда есть билеты, правда цены на них доступными уже не назовёшь.
Большой театр - это, как правило, и официальный пункт культурной программы, когда советское правительство принимает делегацию иностранной державы. Рекордсменом по числу посещений театра среди вождей советского времени считается Иосиф Сталин. Именно при нём Большой театр из символа искусства превращается в гимн новой советской эпохе. Для примера напомним кинофильм «Цирк» Григория Александрова 1936 года, также воспевавший облик советской Москвы, показывая её архитектурные перемены. Одну из сцен сняли в ресторане на крыше гостиницы «Москва», где мы любуемся прекрасным видом на Театральную площадь и Большой театр.
Посещение Большого театра - это всегда грандиозное и яркое событие. Прикосновение к высокой культуре, праздник, а само здание - одно из главных достопримечательностей российской столицы и символ русского искусства. И если вам еще не приходилось бывать в Большом, то это можно исправить, а знакомство с ним рекомендуем начать с монет. Они интересны как нумизматам, так и всем ценителям искусства (и театра, в частности). Булат Окуджава тепло и точно отразил настроение и душу Большого театра строчками: «Когда с фронтона Большого театра подковами бронзовыми звеня, стремительно скатывается тройка и мчится в сумерках на меня, я вижу бег ее напряженный, она уже — рядом, невдалеке, там — белокурый бог обнаженный, вьюгой февральскою обожженный, с поводом ненадежным в руке, изгибается на передке».
Любите театр как любим его мы.
Авторы: Александр Федотовских и Мария Финашева