Идея создать повозку, которая двигалась бы без помощи мускульной силы животного или человека, издавна бередила умы людей. Однако впервые реализовать эту идею удалось лишь с изобретением парового двигателя. Фактически первым автомобилем, приводившимся в движение с помощью парового двигателя, считается повозка, двигавшаяся со скоростью 2-4 км/ч, которую построил в 1769 году во Франции военный инженер Никола Жозеф Кюньо.
Первые же двигатели внутреннего сгорания (ДВС) появились в начале XIX века. Тогда же начались и опыты над электродвигателями. Однако «в полную силу» ДВС начали применяться для использования в автомобилях лишь во второй половине XIX века. В 1888 году в Германии был построен первый завод по выпуску автомобилей, работающих на ДВС, а к началу XX века серийное производство автомобилей началось во Франции и США. Технический прогресс, финансовый рост в большинстве развитых стран обеспечили бурное развитие производства очень разноплановых с конструкторской точки зрения автомобилей. Помимо машин, работающих на ДВС, появились полноценные электромобили, а чуть позже и гибриды, использующие два вида двигателя.
Если ещё в начале XX века появление автомобиля на публике вызывало ажиотаж, то уже к началу Первой мировой войны, автомобили стали если не обыденным, то весьма распространённым явлением. Их начали использовать не только в гражданских, но и военных целях, причём весьма успешно и эффективно.
Автомобильная промышленность с момента её основания вообще является одной из самых динамично-развивающихся отраслей. Автомобильные гиганты соревнуются друг с другом за потребителя, играя на инновационных решениях, дизайне и потребительских качествах. Количество марок и моделей автомобилей сегодня поражает воображение, причём разнообразие неуклонно возрастает. Сегодня незаслуженно подзабытые электрокары, первые модели которых выехали на улицы ещё в начале XX века, переживают второе рождение даже несмотря на сильное лобби со стороны нефтяных гигантов. Появляются новые типы двигателей. В моду и необходимость входит использование как минимум экономичных, как максимум экологически чистых двигателей.
Увлечения, связанные с автомобилями
Автомобили и всё, что с ними связано, являются, пожалуй, одним из самых распространённых увлечений. Автовладельцы зачастую дают своим «железным коням» прозвища, гордятся ими, некоторые могут даже разговаривать со своими машинами. Гонки Формула-1, многочисленные ралли, в том числе по пересечённой местности: для одних это - захватывающее зрелище, другие и сами не прочь поучаствовать. Автомобильный тюнинг, а то и полноценное конструирование автомобилей. Сборные модели, коллекционирование уже готовых моделек. Состоятельные люди могут иметь в автопарке внушительные коллекции уникальных машин, некоторые из которых могут стоить миллионы долларов. Кто-то приобретает ретро-автомобили, другие гоняются за новыми спорткарами, третьи коллекционируют автомобили, принадлежавшие знаменитостям, четвёртые просто покупают самые дорогие машины вне зависимости от класса и марки. Коллекционируют брелоки с изображением автомобилей или логотипов производителей, почтовые открытки, марки и другую тиражную полиграфию. Монеты с изображением автомобилей привлекают нумизматов. Есть также целый пласт коллекционеров, которые специализируются на эмблемах, крепящихся на автомобили.
Монеты с изображением автомобилей
Приведём несколько примеров монет с изображением автомобилей. В 1996 году Маршалловы Острова, входящие в состав свободной ассоциации с США, выпустили 5 долларов с изображением автомобиля Ford Model T.
Маршалловы Острова. 5 долларов 1996 года. Ford Model T
Ford Model T или «Жестяная Лиззи», как называли её в те времена, стала самым настоящим «народным автомобилем». Ещё в начале XX века Генри Форд с помощью инновационных решений, применявшихся на его производстве, смог сделать автомобиль доступным широкому кругу людей и выпустить эту модель в количестве более 15 миллионов шт. Первый автомобиль этой марки был произведён в 1908 году, а с 1909 года выпуск стал массовым. Хоть Ford Model T получился очень «аскетичным» и сравнительно некомфортным для езды, зато он славился простотой обслуживания, надёжностью и ценой (что являлось одним из самых главных его преимуществ). Так, к 1917 году его цена составляла всего 350 долларов США.
5 долларов «Ford Model T» изготовлена из медно-никелевого сплава. На одной стороне изображён сам автомобиль, указано начало его массового выпуска (1909 г.), номинал монеты, дата чеканки и эмблема фирмы Ford. На другой стороне – герб Республики, номинал и год выпуска. Монета имеет рубчатый гурт, вес 28,2 г и диаметр 38,8 мм.
В 2000 году Австрия отчеканила биметаллические 50 шиллингов, посвящённые 100-летию создания первого в мире гибридного автомобиля Lohner Porsche.
Австрия. 50 шиллингов 2000 года. Lohner Porsche
Автомобиль Lohner Porsche стал первым в мире автомобилем, использующим в качестве движущей силы два типа двигателя: электромотор, работающий от аккумуляторной батареи, и бензиновый двигатель. Изначально Lohner Porsche предполагал движение лишь с помощью электромотора, однако позже Фердинанд Порше добавил в его конструкцию два бензиновых двигателя. Автомобиль выпускался с 1900 по 1905 год.
Кольцо 50 шиллингов «Lohner Porsche» состоит из алюминиевой бронзы, а центральная часть сделана из никеля, покрытого медно-никелевым сплавом. На одной стороне монеты изображён автомобиль, лицо конструктора Фердинанда Порше, его имя, фамилия и годы жизни, надпись, означающая 100-летний юбилей создания Lohner Porsche и год выпуска монеты. На другой стороне – гербы 9 территориальных единиц Австрии - федеральных земель, наименование «Республика Австрия» на немецком языке и номинал. Монета имеет вес 8,15 г, диаметр 26,5 мм и толщину 2,1 мм.
В 2006 году островное государство Тувалу, входящее в Содружество наций во главе с Великобританией, в составе серии «Автомобили мира» выпустил доллар с изображением итальянского автомобиля Lamborghini Countach.
Тувалу. 1 доллар 2006 года. Lamborghini Countach
Lamborghini Countach – суперкар, выпускавшийся в Италии с 1974 по 1990 год. Красивая, дерзкая, дорогая машина. Даже её название «Countach» на одном из диалектов итальянского языка означает восхищённый возглас (аналог нашего «Ух ты!» или англоязычного «Wow!»). Всего было выпущено 1997 таких автомобилей.
Доллар «Lamborghini Countach» изготовлен из серебра 999-й пробы. На одной стороне размещено цветное изображение этого суперкара на фоне отдельных элементов его внешнего вида, наименование машины и год, когда были выпущены последние автомобили этой модели – 1990. На другой стороне - профиль королевы Великобритании, её титул и имя, наименование государства, номинал и год выпуска. Монета имеет вес 31,1 г, диаметр 40,6 мм и толщину 4 мм.
В 2008 остров Ниуэ, входящий в свободную ассоциацию с Новой Зеландией, создал нумизматическую серию «Старые советские автомобили». Монеты этой серии можно приобрести поштучно или в наборе, состоящем из 4 позиций в футляре, стилизованном под фрагмент автомобильной приборной панели в ретро-стиле.
Ниуэ. 4 монеты из серии «Старые советские автомобили» в футляре
Например, 2 доллара с изображением легендарной «Чайки». ГАЗ-13 «Чайка» - шикарный, узнаваемый советский автомобиль представительского класса, выпускавшийся с 1959 по 1981 год. Мощная, изящная машина с потрясающим дизайном, напоминающим дизайн американских автомобилей той эпохи. Использовался членами партийной элиты в качестве служебного автомобиля, однако в исключительных случаях мог быть подарен и иным советским гражданам за особые заслуги (например, космонавту Валентине Терешковой, писателю Михаилу Шолохову, балерине Галине Улановой) или лидерам иностранных государств (например, Фиделю Кастро, лидерам ГДР – Вальтеру Ульбрихту и Эриху Хонеккеру). Несколько экземпляров ГАЗ-13 использовалось в качестве машин для киносъёмок. Всего за годы выпуска с конвейера сошло 3179 «Чаек» различных модификаций.
Ниуэ. 2 доллара 2008 года. ГАЗ-13 «Чайка»
2 доллара с изображением Чайки изготовлены из серебра 999-й пробы. На одной стороне монеты размещено цветной изображение автомобиля на фоне здания Горьковского Автомобильного Завода, название машины и эмблема завода. На другой стороне – профиль королевы Великобритании Елизаветы Второй, её имя, наименование острова Ниуэ, номинал монеты и год её выпуска. Монеты имеют рубчатый гурт, вес 31,1 г и диаметр 40,7 мм.
Автор статьи – Михаил Колесов