Что взрослые, что дети почти всегда поднимут глаза, услышав звук летящего самолёта, и, хоть несколько секунд, да проводят его мечтательным взглядом.
На вопрос «Кем ты хочешь стать?» многие в детстве уверенно отвечали «лётчиком». Как может не привлекать небо? Человек всегда хотел летать. Практически в любом эпосе есть сказания о летающих как птицы людях. Мифический Икар смог покорить небо. Вслед за ним человечество смогло взмыть в воздух, используя накопленные знания, опыт и интеллект. Сначала люди смогли покорить воздушную стихию с помощью воздушных шаров, затем – более совершенных, но использующих тот же принцип – дирижаблей, а после и с помощью использования аэродинамической силы, сконструировав и подняв в воздух первый аэроплан.
Первый полёт самолёта братьев Райт – Флайера-1
Авиация развивалась стремительно. Ещё бы! Появилась возможность перемещаться в воздушном пространстве с невиданной доселе скоростью! Первые аэропланы были допотопны и опасны в эксплуатации, но прогресс не стоял на месте, и авиация совершенствовалась с каждой новой моделью летательного аппарата.
Очень скоро самолёты начали использоваться не только в гражданских, но и в военных целях, породив своего рода рыцарей той эпохи – воздушных асов.
Удачные изобретения очень быстро начинают развиваться и внедряться в жизнь. Так стало и с авиацией. С того момента, как человек покорил воздушное пространство, авиация прочно заняла своё место среди наиболее ценных изобретений человечества.
Предметы коллекционирования на тему авиации
Для одних авиация – это просто способ перемещения в пространстве, для других – дело всей жизни, для третьих – предмет несбывшихся мечтаний. Увлечённые авиацией люди читают литературу на эту тему, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры, позволяющие покорить небо хотя бы на экране монитора, собирают модели авиационной техники, коллекционируют предметы на эту тему. Одни собирают значки и знаки различия на авиационную тематику, другие печатную продукцию – банкноты, билеты, старинные ценные бумаги авиационных компаний. Кто-то увлечён элементами экипировки лётчиков. Ну и конечно особое место занимают коллекционеры монет с изображением самолётов различных классов, стран и эпох.
5000 франков Бурунди 2015 года «Кавасаки КИ-100»
В 2015 году восточноафриканское государство Бурунди в составе серии памятных монет «История авиации» выпустило монету номиналом 5000 франков, посвящённую японскому истребителю времён Второй мировой войны – Кавасаки КИ-100.
5000 франков, 2015 год, Бурунди. Кавасаки КИ-100
Этот одноместный истребитель был выпущен в Японии на завершающем этапе войны. Самолёт имел неплохие лётные характеристики и довольно мощное по тем временам вооружение: две 20-миллиметровых пушки и два пулемёта калибра 12,7 мм. Однако военно-стратегическое и экономическое положение Японии к моменту его выпуска было уже таково, что серьёзного влияния на ход боевых действий он уже не оказал. Да и опытных лётчиков в Японии с каждым днём становилось всё меньше.
Одноместный японский истребитель Кавасаки КИ-100
Памятная монета 5000 франков с изображением этого истребителя изготовлена из серебра 999-й пробы. На одной стороне размещено цветное изображение Кавасаки КИ-100, на другой – голова льва – символа Бурунди.
Монета имеет рубчатый гурт, вес 20 г и диаметр 38,6 мм. Тираж этой памятной монеты составляет 1945 шт. В комплект к монете идёт футляр и сертификат.
5000 франков «Кавасаки КИ-100» в футляре
2 фунта Великобритании 2018 года «Вертолёт Sea King»
В 2018 году Великобритания в честь столетия образования королевских военно-воздушных сил (RAF) в составе серии монет, посвящённых этому событию, выпустила монету номиналом 2 фунта, посвящённую военно-транспортному многоцелевому вертолёту Sea King.
2 фунта, 2018 год, Великобритания. Вертолёт Sea King
Вертолёт британских ВВС Sea King («Морской король») представляет из себя модификацию транспортного вертолёта, производившегося в США - Sikorsky SH-3. Модернизированная версия вертолёта используется как в спасательных целях, так и для транспортировки военных грузов.
Вертолёт британских ВВС Sea King (Морской король)
Памятная монета выпущена в двух вариантах: из медно-никелевого сплава и серебра. На фото выше показана серебряная монета 925-й пробы. Окантовка серебряной монеты имеет золотое покрытие. На одной стороне изображён вертолет Sea King и указан период существования Королевских ВВС (1918-2018), ну другой – профиль королевы Великобритании Елизаветы Второй. Монета имеет рубчатый гурт, вес 12 г и диаметр 28,4 мм. Тираж этой памятной монеты составляет 10 000 шт. В комплект к монете идёт футляр и сертификат.
2 фунта «Вертолёт Sea King» в футляре
5 гривен Украины 2005 года «АН-124 Руслан»
В 2005 году Украина в составе серии «Самолёты Украины» выпустила монету номиналом 5 гривен, посвящённая самолёту АН-124.
5 гривен, 2005 год, Украина. АН-124 «Руслан»
Тяжёлый транспортный самолёт АН-124 – «Руслан» разработан конструкторским бюро имени Антонова и выпущен Советским Союзом в 1982 году. АН-124 является самым грузоподъёмным серийным самолётом в мире («Руслан» может принять к себе на борт до 120 тонн груза!) и до 1988 был также самым крупным в мире по габаритам (размах крыла 73,3 м, длина 69,1 м, высота 21,08 м, масса без груза и экипажа 178,4 тонны). Всего произведено 55 таких самолётов. Большая часть из произведённых самолётов АН-124 эксплуатируется в России, 7 – на Украине, 1 в ОАЭ, 1 в Азербайджане. Производство продолжалось до 2004 года. До недавних пор существовали российско-украинские планы по возобновлению производства на мощностях КБ им. Антонова, но они не были воплощены в жизнь. В настоящее время планируется возобновить производство АН-124 на территории России.
Памятная монета 5 гривен с изображением самолёта АН-124 «Руслан» изготовлена из мельхиора. На одной стороне размещено изображение этого самолёта, его название, герб КБ им.Антонова и наименование серии монет «Лiтаки Украiни». На другой стороне – герб Украины на фоне орнамента и летящих журавлей.
Монета имеет рубчатый гурт, вес 16,54 г, диаметр 35 мм и толщину 2,4 мм. Тираж этой памятной монеты составляет 60 000 шт.
25 долларов Соломоновых островов 2003 года «Me.262»
В 2003 году, в государстве Соломоновы острова, в составе серии «Самолёты мира», была выпущена монета номиналом 25 долларов, посвящённая немецкому турбореактивному самолету Ме.262.
25 долларов, 2003 год, Соломоновы острова. Me.262
Messerschmitt Ме.262 стал первым в мире серийным турбореактивным самолётом, который участвовал в воздушных боях. Первый свой полёт турбореактивный Ме.262 совершил ещё в 1942 году, а в действующие ВВС Германии поступил в апреле 1944 года, в общей сложности провоевав один год вплоть до капитуляции Германии. Самолёт мог использоваться в качестве истребителя, разведчика и лёгкого бомбардировщика. Вопреки ожиданиям и своим инновационным на тот момент характеристикам Ме.262 не оказал существенного влияния на воздушном фронте. Несмотря на довольно внушительное количество произведённых экземпляров (почти 1500 шт.), Ме.262 не смог в полной мере использовать свои преимущества. По настоянию Гитлера длительное время этот самолёт использовался в самом неэффективном для себя воплощении – в качестве бомбардировщика. Только в конце войны он стал активно применяться в качестве истребителя.
Турбореактивный самолёт Messerschmitt Me.262
Памятная монета 25 долларов с изображением самолёта Ме.262 изготовлена из серебра 999 пробы. На одной стороне размещено изображение этого самолёта, летящего на фоне вражеского бомбардировщика «Летающая крепость» на дальнем плане, наименование «Ме.262» и номинал монеты. На другой стороне – профиль королевы Великобритании Елизаветы Второй, являющейся номинальным монархом Соломоновых островов. Монета имеет рубчатый гурт, вес 31,1 г и диаметр 38,61 мм.
10 евро Франции 2018 года «Военно-транспортный самолёт Transall»
В 2018 году Франция в составе серии «Авиация и история» выпустила монету номиналом 10 евро, посвящённую военно-транспортному самолёту Transall.
10 евро, 2018 год, Франция. Военно-транспортный самолёт Transall
Средний военно-транспортный самолёт, разработанный совместными усилиями Франции и Германии, совершил первый полёт в 1963 году. Этот самолёт может взять на борт груз весом до 16 тонн и на сегодняшний день состоит на службе в трёх странах – во Франции, Германии и ЮАР. Всего за время производства выпущено 214 шт. самолётов Transall.
Средний военно-транспортный самолёт Transall
Памятная монета 10 евро с изображением этого самолёта изготовлена из серебра 900-й пробы. На одной стороне размещено изображение самолёта Transall, на другой – два лётчика, наблюдающих за полётом в небе самолётов разных классов и эпох. Монета имеет вес 22,2 г и диаметр 37 мм. Тираж этой памятной монеты составляет 3000 шт. В комплекте к монете идёт футляр и сертификат.
10 евро «Военно-транспортный самолёт Transall» в футляре
Автор статьи – Михаил Колесов