«Впереди океан… Командир мой спокоен —
Безрассудство и риск у него не в чести.
Позади караван, я — корабль конвоя,
И обязан свой транспорт домой довести».
Так в своей песне «Я - корабль конвоя», вышедшей в 1986 году на виниловой пластинке «Эпитафия», Александр Розенбаум описал тяжелые будни экипажей кораблей Северных конвоев во время Великой Отечественной войны.
В исторической литературе советского времени термин «арктические (полярные, северные) конвои» употреблялся только в описании операций Северного флота и Беломорской военной флотилии на внутренних арктических сообщениях СССР в 1941—1944 годах. Современное, общепринятое значение термина до 1985 года использовалось лишь в зарубежной литературе.
Арктические конвои Второй мировой войны явились продолжением традиций испанского флота, заложенных в XVI веке. Тогда конвоировались галеоны, перевозившие через Атлантику золото и серебро из Южной Америки. В 1941-1945 гг. путь конвоев проходил из Шотландии (Гринок) и оккупированной Британией Исландии в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. С августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев, около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные грузы в ССС, что составило около половины всей помощи по ленд-лизу и внесло большой вклад в разгром фашистской Германии.
[imgnoindex=https://cdn.monetnik.ru/storage/blog/o05vjhioo8/2019-10-2901.800.jpg]Нефтяной танкер и грузовое судно в составе «Полярного конвоя» в Баренцевом море[/img]
Каждый моряк, впервые пересекавший Полярный круг, получал неофициальную грамоту «Орден синего носа». Единого стандарта этого «документа» не было, поэтому его внешний вид варьировался в зависимости от каждого конкретного корабля.
31 августа 1941 года первый Арктический конвой прибыл в Архангельск. К 60-летию этой памятной даты Ленинградским монетным двором в 1992 году выпущена монета 3 рубля «Северный конвой 1941-1945». Тираж составил 400 000 штук.
3 рубля «Северный конвой», два варианта чеканки, 1992 год
На реверсе монеты изображены флаги Великобритании, США и СССР. Полукругом вдоль канта надписи «СЕВЕРНЫЙ КОНВОЙ» и даты «1941-1945». На дальнем плане - конвой из трёх судов, переднее из них атакуется немецким бомбардировщиком.
Первый арктический конвой получил кодовое название «Дервиш» и покинул порт Рейкьявика 21 августа 1941 года. В его состав входили шесть британских и одно советское транспортное судно. В число конвоиров входили семь тральщиков и два эсминца. Благополучно достигнув Архангельска десять дней спустя, транспортные суда выгрузили на берег пятнадцать истребителей, четыре тысячи бомб, несколько десятков грузовиков, тонны каучука, шерсти и различного обмундирования. Впоследствии каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая упомянутый «Дервиш». Этот код отображен на медали «Морская доблесть. Полярные конвои. 1941-1945», выпущенной в 2001 году.
Медаль «Морская доблесть. Полярные конвои», два варианта чеканки, 2001 год
На аверсе медали надписи: «Дервиш. 2001», «У. Черчиль, Э. Рузвельт, И. Сталин». Медаль выпущена к 60-летию подписания знаковых для Второй мировой войны соглашений. 12 июля 1941 года между Великобританией и СССР подписано соглашение о совместных действиях в войне против Германии. 29 сентября – 1 октября того же года на конференции в Москве представителями СССР, Великобритании и США приняты решения о предоставлении Советскому Союзу помощи вооружением и стратегическими материалами, а также об обратных поставках в США и Англию сырья для военного производства.
Конечно, путь через Баренцево море был для кораблей не самым легким. Но данный маршрут имел явное достоинство: поскольку из-за тёплого течения море не замерзает даже зимой, то караваны шли по нему круглогодично. Частые штормы и нападения вражеских самолётов делали доставку грузов крайне сложной задачей. Кроме того, моряки вели постоянную борьбу со льдом, ведь оледенение могло вывести из строя механизмы кораблей, оружие и орудийные башни. Арктика не прощала ошибок, но работали на ее просторах воистину железные люди.
Расчеты с США за поставленные в ходе войны товары Россия завершила только в 2006 году, однако, до сих пор не утихают споры о том, какими силами и средствами Северные конвои перевозили грузы. События тех лет от имени английского моряка описаны в интереснейшей книге Алистера Маклина «Корабль Его Величества «Улисс», рекомендуемой к прочтению, как напоминание о нелегком военном времени, а также в качестве исторического пособия об Арктике.
Однако «Северный конвой» - это не только перевозка необходимых союзникам грузов, но и страница в освоении морских арктических просторов. А началось оно задолго до Второй мировой войны. Арктика с древних времен привлекала к себе внимание смелых мореплавателей и естествоиспытателей. Нумизматам проследить историю исследования Русской Арктики поможет серия памятных монет с одноименным названием, выпущенных Центральным банком России в 1995 году на ленинградском и московском монетных дворах. В серии - пять монет, все они выполнены исключительно из серебра и золота. По ним можно проследить важнейшие события освоения арктических пространств в хронологическом порядке.
Первой в цикле является монета номиналом 3 рубля «Великая северная экспедиция. Малыгин, Овцын, Челюскин, Лаптев. 1733-1743 г.г.»
3 рубля «Великая северная экспедиция», 1995 год
Серебряная монета выпущена тиражом в 25 тыс. экз. На реверсе изображены портреты русских исследователей Арктики - участников Великой Северной экспедиции С. Малыгина, Д. Овцына, С. Челюскина, Х. и Д. Лаптевых, а также деревянный поморский коч (парусное судно), собачья упряжка с седоками и карта побережья Северного ледовитого океана. Указаны в две строки даты «1733-1743 гг.». По окружности монеты надписи: «ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ» и «ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ».
Степан Малыгин был одним из первых русских исследователей Арктики, автором первого руководства по навигации на русском языке, начальником западного отряда Великой Северной экспедиции. Он, Семен Челюскин, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, а также гидрограф Дмитрий Овцын внесли огромный вклад в исследование арктических морей и приморских земель. В этот период ими впервые описаны участки побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег, подтвержден пролив между Азией и Америкой, нанесены на карту Южные Курильские острова, обследованы побережья Камчатки и отдельные участки побережья Японии.
Наиболее интенсивное освоение Арктики началось в конце XIX в. и во многом связано с экспедициями норвежского исследователя Фритьофа Нансена. Ему посвящена золотая монета 900-й пробы номиналом 50 рублей «Экспедиция Ф. Нансена». На реверсе изображены портрет ученого и парусное судно «Фрам», на борту которого были произведены важные океанологические наблюдения экспедицией норвежских полярных исследователей в 1893-1896 гг.
Во время экспедиции Нансен и его команда исследовали Новую Землю, Карское море и полуостров Таймыр. И хотя предпринята она была Норвежским географическим обществом при поддержке короля Норвегии, власти России приняли её проведение благосклонно.
Особая роль в арктической летописи России принадлежит еще одному норвежцу, полярнику и великому мореплавателю. Это Руаль Амундсен. Его портрет и исследовательское судно «Мод» изображены на серебряной монете 900-й пробы 3 рубля «Экспедиции Р.Амундсена. 1918-1926 г.г.» Московского монетного двора. Тираж 25 000 экземпляров.
3 рубля «Экспедиции Р.Амундсена. 1918-1926 г.г.», 1995 год
Амундсен в 1911 году достиг Южного полюса планеты, а затем проложил обратную дорогу к конечной точке Северного полушария. Также на реверсе монеты начертаны изображение полюса (Солнце), аэроплан и дирижабль. И это неслучайно. Именно Амундсен руководил в 1926 году первым перелётом на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. Командиром дирижабля был итальянский инженер Умберто Нобиле. В 1928 году Нобиле возглавил итальянскую экспедицию на Северный полюс на дирижабле «Италия», потерпевшем аварию. В спасении участников этой экспедиции участвовал российский ледокол «Красин», ставший главным символом золотой монеты 100 рублей 900-й пробы, отчеканенной тиражом 2 500 экземпляров в Санкт-Петербурге.
В центре реверса ледокол «Красин», группа людей около палатки на льдине и дата «1928 г.». Событиям того времени посвящен советско-британско-итальянский широкоформатный фильм «Красная палатка» / «The Red Tent» 1969 года, снятый режиссером Михаилом Калатозовым с блестящим составом советских и зарубежных актеров, а также восхитительным музыкальным сопровождением Александра Зацепина в советской и Энио Морриконе в зарубежной версии. Наверное, в нашей стране нет человека, хотя бы раз не посмотревшего этот киношедевр.
Роль Амундсена исполнил Шон Коннери, Нобиле - Питер Финч, а Юрий Назаров сыграл пилота Управления Полярной авиации Главсевморпути Анатолия Алексеева, принявшего участие не только в спасении экипажа Нобиле, но и в воздушной экспедиции на Северный полюс 1937 года.
Северный полюс штурмовали не только моряки, но и авиаторы. 18-20 июня 1937 году лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков совершили уникальный трансарктический перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - Ванкувер. Этому перелету и открытию первой полярной станции посвящена завершающая серию серебряная монета достоинством 25 рублей Московского монетного двора «Станция «Северный полюс» <1937> Трансарктический перелет Чкалова», изданная тиражом 5 000 экземпляров.
Снизу, на реверсе монеты, изображена организованная в 1937 году первая в мире советская дрейфующая станция «Северный полюс-1», на которой работали геофизик Евгений Фёдоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнст Кренкель. Руководил коллективом легендарный Иван Папанин. Полярники проработали на льдине более восьми месяцев. В феврале 1938 года их забрали на борт ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». Сверху на монете - краснокрылый самолет АНТ-25 (NO-25) «Сталинский маршрут», совершивший первый в истории беспосадочный перелет между СССР (Щелково) и США (Ванкувер) над ледяной пустыней Арктики. Это событие показало возможности беспосадочных трансконтинентальных полетов в будущем для всего человечества.
Говоря об увековечивании открытий в Арктике, нельзя не упомянуть монеты и других серий. Например, серебряные 3 рубля 1996 года «Ледокол Ермак. С.О. Макаров» из серии «300-летие Российского флота». Тираж 10 тыс. экз.
3 рубля «Ледокол Ермак. С.О. Макаров», 1996 год
Вице-адмирал Степан Макаров будучи командиром корвета «Витязь» совершил в 1886-89 годах кругосветное путешествие, проводя географические и океанографические исследования. В 1901 году на построенном при его участии первом в мире арктическом ледоколе «Ермак» в роли командира экспедиции Макаров совершил плавание к Земле Франца-Иосифа. А всего «Ермак» провел среди льдов более 200 кораблей и судов.
Современная Россия имеет самый большой в мире ледокольный флот, построенный на основе передовых технологий. В частности, атомные ледоколы обеспечивают прохождение кораблей через Северный морской путь в замерзающие порты России. Первым в мире судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании в августе 1977 года, стал атомный ледокол «Арктика», построенный на Балтийском заводе и введенный в эксплуатацию в 1975 году. Он гордо разрезает льды на реверсе монеты номиналом 100 рублей 1996 года «Атомный ледокол «Арктика» в той же серии «300-летие Российского флота».
100 рублей «Атомный ледокол «Арктика», 1996 год
«Арктика» - второй в мире атомный ледокол. Первым был «Ленин», построенный в 1959 году на Адмиралтейских верфях и стоящий на вечной стоянке, как музей, в порту Мурманска. С 1982-го до 1986 года ледокол носил имя «Леонид Брежнев» в честь генсека КПСС, умершего в 1982 году, но затем переименован обратно. «Арктике» до сих пор принадлежит мировой рекорд: с мая 1999-го по май 2000 года ледокол работал без захода в порты. В 2011 году ледокол исключен из Регистровой книги судов. Позднее Правительство России приняло решение о создании в нем музея. Имя «Арктика» передано головному ледоколу новой серии ЛК-60Я с ядерной силовой установкой, заложенному в ноябре 2013 г. Кроме него, в этой серии строятся ледоколы «Урал» и «Сибирь». Использование технологии переменной осадки дает новым ледоколам преимущество - они могут эффективно работать как на глубокой воде в Северном ледовитом океане, так и на мелководье в руслах холодных сибирских рек, впадающих в моря океана.
Исследования в Российской части Арктики продолжаются и сегодня. Наиболее актуальные направления: расчет экономической целесообразности добычи полезных ископаемых на шельфе арктических морей; определение возможностей повышения роли Северного морского пути как крупной транспортной магистрали; мониторинг изменения состояния ледового покрова в связи с потеплением и множество других важных аспектов. Конечно, в представленной статье перечислены не все монеты, хранящие летопись освоения Арктики. Но главными героями истории всегда остаются люди и их подвиги в тяжелых полярных условиях.
Недаром знаменитый геофизик и исследователь Севера Отто Шмидт сказал: «Настоящего человека тянет туда, где трудно».
Авторы: Александр Федотовских и Мария Финашёва