Социальная жизнь народов включает в себя многовековые традиции, обычаи, приметы и многое другое. Все это формировалось в разных условиях на протяжении нескольких тысячелетий, отображая верования и представления о людской нравственности. Посещая различные страны, каждый человек формирует для себя определенные стереотипы, опирается на впечатления местного окружения и впоследствии может с большой вероятностью определить принадлежность представителей к той или иной народности.
Представления о культуре Казахстана нашли свое отражение в выпуске памятных монет, посвященных обрядам и национальным играм данного государства. Главной целью серии стало знакомство с культурой и менталитетом населения страны. Чеканить цикл начали в 2006 году на местном монетном дворе. Для общего оборота деньги выполнили из сплава нейзильбер, на их аверсе поместили республиканский герб, под которым запечатлели номинал.
Серебряная монета серии «Обряды, национальные игры Казахстана»
Для любителей драгоценных металлов серию издали номиналом 500 тенге в серебре 925-й пробы. До 2016 года это классические унцовки (31,1 грамма чистого серебра). Начиная с 2016 года вес снизился до 24 грамм. На аверсе поместили республиканский герб, под которым запечатлели номинал (на выпуске серебра 2010 года дополнительно отчеканена эмблема ЕврАзЭС). Вдоль канта представили две надписи: слева «Қазақстан Республикасы», справа «Республика Казахстан».
Для общего оборота серию выполнили из сплава нейзильбер. Номинал этих монет равнялся 50 тенге, а с 2016 года его увеличили в два раза. Реверс представляет один из обрядов или народную забаву. Гурт монеты имеет рифления. Что касается технических характеристик, то диаметр экземпляров из нейзильбера равен 31 мм, толщина – 2 мм, а масса – 11,17 г. Тираж их составлял в 2006-2011 гг. 50 000 штук, в 2012 году 300 000 штук, в 2012-2016 гг. 100 000 экземпляров. Познакомимся с некоторыми из них подробнее.
Памятная монета 50 тенге 2006 года «Бесікке салу»
Первый выпуск посвящен обряду укладывания младенца в колыбель. На реверсе изобразили композицию, где женщина убаюкивает ребенка в кроватке. Выше отобразили надпись «Бесікке салу», а снизу указали год выпуска.
50 тенге 2006 г. «Бесікке салу»
Издавна у казахов существовала традиция на 40 день после рождения малыша проводить ритуал благословления, который оберегал бы его и помогал взрослеть. Все это таинство происходило в окружении близких родственников. За праздничным столом все собравшиеся вручали тойбасары, представляющие собой символические подарки ручной работы. Близкие по материнской линии обычно дарили саму колыбель, ее специально окуривали дымом для изгнания злых духов. Укладывать ребенка выпадала честь самой опытной женщине из рода, затем к кроватке привязывали разные вещи, способствующие развитию определенных жизненных навыков. Для мальчика, к примеру, прикрепляли когти орла для зоркости. Девочке же могли привязать расческу, чтобы была красивой и не забывала ухаживать за волосами. По завершении всех таинств, собравшиеся гости пели песню.
Памятная монета 50 тенге 2008 года «Қыз Қуу»
В 2008 году в свет вышла монета с народной игрой «догони девушку». На оборотной стороне представили две фигуры всадников – женскую и мужскую, находящихся в степи. Выше над ними исполнили надпись «Қыз қуу», а внизу отобразили год чеканки.
50 тенге 2008 года «Қыз Қуу»
Эта забава зачастую проводилась на свадьбах. Суть ее довольно проста: парень на лошади должен догнать девушку, и если ему это удавалось, то он мог ее поцеловать. Если же нет, то на обратном пути девушка пыталась настигнуть парня, и при положительном результате ей разрешалось ударить его.
Памятная монета 50 тенге 2009 года «Беташар»
Следующий запечатленный обряд также связан со свадьбой – «открытие лица невесты». На реверсе изобразили целую композицию из нескольких последовательных событий: вверху представили всадников, прибывающих в степное селение, под ними левее на ковре запечатлели сидящую невесту в окружении подруг, а справа – молодожен, стоящих перед акыном. По канту в самом низу исполнили надпись «БЕТАШАР», справа от нее по окружности указали год чеканки «2009». В свободной части монеты расположили знак Казахского монетного двора.
50 тенге 2009 года «Беташар»
Раньше было принято, чтобы невеста перед свадьбой три дня прожила в доме свекра и свекрови, не показывая лица. В это время будущая супруга ночевала только в окружении женщин с хорошей репутацией, а на четвертый день она закрывала свое лицо шалью и вместе со спутницами представала перед взором гостей. Одновременно с этим акын играл на домбре и напевал произвольную песню, знакомя в шутливой форме всех присутствующих с невестой. Данная импровизация не всегда оказывалась хвалебной и основывалась зачастую исключительно на личном мнении уважаемого всеми исполнителя. Таким образом, этот обряд предполагал не только раскрытие лица, но и раскрытие качеств человека. В настоящее время эта традиция приняла формальный характер.
Памятная монета 50 тенге 2010 года «Отау көтеру»
В 2010 году данный цикл дополнился монетой, посвященной созданию семьи. На ее реверсе запечатлели всадника с шестом, который расположился внутри строящейся юрты. За ней, снаружи, изобразили второго всадника, занятого привязыванием веревки к шесту. Ниже композиции указали год чеканки, а над ней по канту отобразили название ритуала «Отау көтеру» и логотип монетного двора.
50 тенге 2010 года «Отау көтеру»
Для супругов важной составляющей совместной жизни является их дом. По казахским обычаям гнездышко молодоженам строили родственники со стороны невесты. Этим делом занимались самые уважаемые люди. А вот украшать новое жилье выпадала честь соседям. Запечатленный на монете момент является частью ритуала, связанного с установкой центрального шеста, который обвязывают белой тканью. Именно это столь важное занятие поручают только почтенным особам. Предназначение данного древка заключается в поддерживании всей юрты.
Памятная монета 50 тенге 2013 года «СҮЙІНДІР»
После монеты «НАУРЫЗ МЕЙРАМЫ» (Навруз - праздник прихода весны), вышедшей неожиданно большим тиражом, серия продолжилась 50 тенге, посвященным такому обычаю как встреча матери с дочерью после родов. На оборотной стороне изображены две женщины в юрте рядом с колыбелью в момент передачи оберега. Под ними изобразили знак монетного двора и год выпуска, а сверху, в левой части окружности, отметили название обряда «СҮЙІНДІР».
50 тенге 2013 года «СҮЙІНДІР»
После родов роженицу по казахской традиции первой всегда навещает родная мать, делясь с дочерью советами и знаниями о воспитании детей, а также вручая ей подарки и оберег для новорожденного.
Памятная монета 50 тенге 2015 года «БАТА»
Обряд благословения запечатлели на монетах 2015 года. На реверсе данных экземпляров представили три фигуры мужчин, находящихся в юрте: двое из них сидят, а третий стоит. Справа по канту отобразили год чеканки и логотип республиканского банка, а в нижней части указали название обряда.
50 тенге 2015 года «БАТА»
Представленная композиция является одной из древних и важнейших традиций, подразумевающих словесное благословение перед трудным и важным событием. Мудрые и уважаемые акыны обращались в стихотворной форме к Всевышнему и просили его разрешения на организацию мероприятия. Во время такого таинства все присутствующие держали руки обращенными вверх на уровне сердца. Взывание к Богу в данной форме происходило, к примеру, перед отправлением в дальний путь, рождением ребенка, сбором урожая и другими не менее важными событиями в жизни человека.
Памятная монета 100 тенге 2018 года «СҮЙІНШІ»
В 2017 году Национальный банк Казахстана меняет формат серии, резко снизив тиражи до 10 000 штук. Именно в таком количестве выходит самая редкая на данный момент позиция серии - 100 тенге 2017 года «ШАШУ». Далее тираж решили повысить до 30 000.
100 тенге 2018 года «СҮЙІНШІ»
Выпуск 2018 года посвящён обряду Сүйінші, связанным с радостной вестью. Если судьба гонцов, приносящих скорбное известие, часто заканчивалось плачевно, то здесь всё наоборот. Тот, кому адресовалась добрая новость, вручал вестнику ценный дар по своему усмотрению или просто говорил: «Бери, что пожелаешь». На реверсе изображён ликующий всадник, выкрикивающий радостное известие, а кочевники, изображённые на фоне, передают добрую весть друг другу. Данные 100 тенге, являясь полноценным расчётным знаком, уже не предназначены для оборота. Весь тираж упакован в блистер и продаётся не по номинальной, а по коллекционной стоимости.
100 тенге 2018 года «СҮЙІНШІ» в блистере