Через год после выпуска набора к 50-летию Победы на монетном дворе Санкт-Петербурга выпустили ещё один набор аналогичной комплектации, но посвящённый 300-летию флота России. За столь короткий промежуток времени дизайнеры сумели ощутимо шагнуть вперёд и представить оформление, ничем не уступающее зарубежной нумизматической продукции.
Памятный набор (обложка и разворот)
На лицевой стороне футляра размещён фрагмент картины Ивана Айвазовского «Смотр Черноморского флота в 1849 году». Взгляд со стороны показывает Севастопольский рейд и боевые корабли Черноморского флота, выстроенные линией. Возглавляет парад линейный корабль «Двенадцать апостолов». В составе эскадры также находились корабли «Святослав», «Ягудиил» и «Ростислав». Судьба изображённых кораблей оказалась трагичной: их затопили во время Крымской войны при обороне Севастополя. Однако некоторые их них успели до гибели сразиться в битве при Синопе.
На фрагмент, использованный в наборе, не попало командование в лице адмирала Лазарева, начальника штаба Корнилова, а также знаменитых моряков Истомина и Нахимова, стоящих в компании с императором Николаем I. Все они находились на борту парового фрегата «Владимир», частичку которого мы видим в правом нижнем углу. Сам живописец также был очевидцем парада, пребывая там в качестве спутника Николая I. В настоящее время полотно находится в Центральном военно-морском музее (г. Санкт-Петербург). «Дедушкой русского флота» считается деревянный ботик Петра I «Святой Николай». По примеру этого корабля для Петра выстроили ещё несколько, объединив их в «Потешную флотилию», из состава которой сейчас сохранилась только дубовая шлюпка «Фортуна». Подросший император планировал создать военную флотилию на Севере. «Только тот государь обе руки имеет, который обладает и армией, и флотом», - сказал он на побережье Белого моря. Однако планы резко изменились. Раздумывая над постройкой флота, Пётр I теперь выбирает между Балтикой и Черноморьем. Но ключевым пунктом стал Азов, где к весне 1696 года собирается первый состав флота: две артиллерийские плавучие батареи, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера, построенные на воронежской верфи. Поэтому данная дата и считается основанием российского флота.
В состав комплекта входят все шесть номиналов, имевших хождение в Российской Федерации на тот момент, и памятный жетон с барельефом Петра Великого, знакомый нам по наборам монет России, начиная с 1992 года. Портрет первого императора России размещён и на футляре набора, так как Пётр I основал не только Монетный двор Санкт-Петербурга, но и российский флот. Оформление монет выполнено в стилистике 50 и 100 рублей 1993 года. Аверсы наборных монет данных номиналов полностью соответствуют обиходным монетам аналогичного достоинства. На реверсах кроме изображения кораблей отчеканена дата выпуска («1996») и эмблема монетного двора («ЛМД»). Тираж наборов составил 100 000 штук.
1 рубль 1996 года «Рыболовный траулер»
1 рубль 1996 года
Монеты набора представляют не историю создания флота, а его современных представителей, играющих большую роль в отечественной промышленности, науке и военной мощи. Экономику представляет рублёвая монета, на которой отчеканен современный рыболовный траулер. Корабли данного типа – это не только команда по отлову рыбных богатств, но и многофункциональная фабрика, осуществляющая переработку добычи и её консервацию. На судне находятся рефрижераторы и производственные помещения, работа в который ведётся без перерыва. Это позволяет организовать цикл выпуска готовой продукции без захода на береговую стоянку. Как и у оборотного аналога, гурт наборного рубля гладкий (в некоторых каталогах ошибочно указано, что он прерывисто-рубчатый). А вот металл отличается от обиходного рубля: вместо магнитной плакированной стали здесь используется латунь. Диаметр монеты 19,45 мм.
5 рублей 1996 года «Парусное судно "Товарищ"»
5 рублей 1996 года
Кажется, что вот он – гость из эпохи, когда на море безраздельно властвовали парусники. Но это не так. Время славы для этого судна пришлось на первую половину ХХ века. Перед нами четырёхмачтовый барк, получивший при рождении в 1892 году имя «Lauriston». Отработав более двадцати лет под британским флагом, корабль приобретается Российской империей в качестве грузового судна для доставки оборудования к месту строительства Мурманской железной дороги. После революции «Лористон» захватила фирма Hudson Bay Co, однако уже в 1921 году его возвращают советскому правительству. Корабль пребывал в статусе самого крупного учебного парусника СССР, пока не началась Вторая мировая война, во время которой он был затоплен. Во второй половине 20-го столетия имя «Товарищ» получил барк Gorch Fock, переданный нам по репарации, но это трёхмачтовое судно. А на пятирублёвой монете изображён корабль, в оснастку которого входят четыре мачты (фок-мачта, две грот-мачты и небольшая бизань-мачта, находящаяся близ кормы). Памятная пятирублёвка также изготовлена из латуни, имея диаметр 21,9 мм и гладкий гурт.
10 рублей 1996 года «Грузовое судно»
10 рублей 1996 года
В сравнении с железнодорожными и авиаперевозками доставка грузов по воде обходится дешевле. Поэтому грузовые корабли разных стран беспрерывно курсируют между портовыми городами. Отечественный торговый флот имеет давнюю историю, увековеченную книгами и фильмами. В качестве примера достаточно вспомнить первый советский кинобоевик «Пираты ХХ века». Один из российских грузовых кораблей отчеканен на памятной десятирублёвке. Отметим, что на его принадлежность к торговой флотилии указывает парящая над судном фигурка бога Гермеса (Меркурия), покровительствующего обмену и торговле. Памятные 10 рублей отчеканены на заготовке из медно-никелевого сплава диаметром 21 мм. В отличие от обиходной десятки с рифлёным гуртом, здесь гуртовое оформление имеет прерывисто-рубчатый характер.
20 рублей 1996 года «Научно-исследовательское судно»
20 рублей 1996 года
В состав российского флота входят немало судов, помогающих научным исследованием. Но для памятного выпуска выбрали очень необычный корабль, который любители космоса вмиг опознают по тарелкам радиоантенн, устремлённым в небо. Судно «Космонавт Юрий Гагарин» - это своеобразный передвижной центр управления полётами космических аппаратов, в том числе и пилотируемых. За 20 лет деятельности судно совершило два десятка экспедиционных рейсов по Атлантике. К сожалению, после развала Советского Союза приписанное к порту Одессы крупнейший и мощнейший в своём классе корабль перестал использоваться по назначению, и его продали на металлолом. Двадцатка, увековечившая судно на боевом посту, обладает прерывисто-рубчатым гуртом. Диаметр монеты - 24 мм.
50 рублей 1996 года «Подводный крейсер»
50 рублей 1996 года
Единственный представитель военно-морских сил в наборе являет нам подводную лодку крейсерского типа. Современный подводный крейсер рассчитан на длительный непрерывный поход, поэтому для работы на нём готовят сразу два экипажа, которым предстоит сменять друг друга во время выполнения поставленной задачи. О военной службе нам напоминает и Андреевский флаг. 50-рублёвка диаметром 25 мм отчеканена из латуни.
100 рублей 1996 года «Атомный ледокол "Арктика"»
100 рублей 1996 года
Самая большая монета набора (27 мм) посвящена кораблю с громким именем. Ледокол «Арктика», спущенный на воду в 1972 году стал вторым по счёту атомным ледоколом. Однако именно ему принадлежит первенство достижения Северного полюса надводным путём. Поход приурочили к 60-летию Великого Октября и успешно осуществили к намеченному сроку. В память о Леониде Брежневе корабль носил его имя с 1982 по 1986 гг. Ледокол пробыл на службе до 2008 года, в октябре которого атомное энергетическое сердце «Арктики» остановили. Но «Арктика» снова в строю. Теперь это имя носит российский атомный ледокол нового типа (ЛК-60Я). Сторублёвка сделана из медно-никелевого сплава (в некоторых источниках указан мельхиор, но эксперты утверждают, что это нейзильбер).
Серебряные и золотые монеты «300 лет Российского флота»
Монеты из драгоценных металлов, конечно же, не входят в состав памятного набора. Но коллекционеры всегда мечтают создать наиболее полную композицию по выбранной теме. Поэтому полезно знать, какие ещё монеты выпущены Банком России к трёхвековому юбилею флота.
- 100 рублей ММД «Первый русский линейный корабль "Полтава"» (серебро);
- 100 рублей ММД «Эсминцы "Гремящий" и "Сообразительный"» (золото);
- 50 рублей ЛМД «Крейсер "Варяг"» (золото);
- 25 рублей ЛМД «Синопское сражение» (серебро);
- 25 рублей ЛМД «Штурм крепости Корфу» (серебро);
- 25 рублей ММД «Гангутское сражение» (серебро);
- 25 рублей ММД «Чесменское сражение» (серебро);
- 3 рубля ММД «Ледокол "Ермак"» (серебро);
- 3 рубля ММД «Авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"» (серебро).
Внимание – подделки!
Большой редкостью данный набор не назвать, но незначительный тираж входящих туда монет делает его желанным приобретением для коллекционеров. В связи с этим цены на него достаточно высоки. Это обуславливает появление подделок. В основном, подпольные фабрики не стараются воспроизвести сам буклет, а изготавливают только монеты и жетон. Поэтому, приобретая монеты без буклета, следует быть внимательным. Впрочем, никто не мешает недобросовестному продавцу взять подлинный набор, вынуть оригинальные монеты и вставить на их места копии. Для сравнения возьмём подлинную 50-рублёвку и сравним её с копией. Отличия видны практически сразу. Надписи выполнены иными шрифтами, что особенно заметно по нижней. Проработка волн на копии очень грубая и не соответствует экземпляру ЛМД. Оригинальные монеты выполнены в качестве «Brilliant uncirculated», тогда как копии являют нам нечто, напоминающее «Proof-like» (матовые элементы рельефа в сравнении с полем). На некоторых копиях гурт 1 и 5 рублей выполнен прерывисто-рубчатым. Видимо, "мастера" ориентировались на каталожные описания, а реальные монеты в руках даже не держали.
1000 рублей 2010 года ММД «Корабль "Гото Предестинация"»
Но закончить хочется на хорошей ноте. Поэтому вернёмся к официальной продукции Банка России. В серии «История русского военно-морского флота» запечатлён корабль «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). Выстроенный на верфи Воронежского адмиралтейства 58-пушечный парусное линейное судно спущено на воду 27 апреля (8 мая) 1700 года. Корабль знаменит тем, что его чертёж создал сам Пётр I. Российский государь также принимал непосредственное участие в строительстве, войдя в число корабельных мастеров. Конструкция корабля предполагала его хождение исключительно по Азовскому морю. Поэтому после продажи судна туркам оно практически не использовалось в военных целях. Возрождение «Божьего предвидения» началось в год празднования 300-летия флота, когда в честь азовской флотилии, куда входил и «Гото Предестинация», выстроили ростральную колонну. Уже в 21-м столетии принимается решение по сохранившимся чертежам воссоздать судно, что успешно претворяется в жизнь. 27 июля 2014 года копия корабля Петра I отправляется в плавание, а после прибытия к Адмиралтейской площади Воронежа превращается в корабль-музей, действующий и по настоящее время. Бонистам будет интересен тот факт, что «Гото Предестинация» мог оказаться на бумажных деньгах России. В рамках конкурса Центробанка по отбору изображений для купюр номиналом 200 и 2000 рублей рассматривалось изображение этого корабля.