Как часто в повседневной жизни мы говорим об утраченном или загубленном таланте того ли иного человека, даже не вспоминая евангельскую притчу, рассказанную Иисусом Христом своим ученикам?
Напомним, что в этой притче рассказывается о хозяине, который, уезжая из родных мест, отдал трем своим рабам на сохранение определенную часть своего имущества. Каждый из рабов распорядился ей определенным образом. Первые два раба употребили, вверенные им средства в дело, увеличив состояние своего господина, третий же раб зарыл вверенную ему часть богатства в землю.
По возвращению хозяин потребовал от них отчета, и услышав о результатах, похвалил первых двух, оставив им заработанное, и наказал последнего, лишив его всего имущества.
Материальное состояние хозяина в библейском тексте измерялось как раз-таки хорошо нам известными талантами (с древнегреческого и латыни слово можно перевести как – «вес»), что соответствовало реалиям того времени, ведь талант являлся наивысшей единицей измерения в системе античных мер и весов.
История таланта, как весовой меры, берет начало в древнем Междуречье предположительно в пятом тысячелетии до нашей эры. Согласно шестидесятеричной системе счисления, принятой в Шумерском государстве, один талант составлял 60 мин, а 1 мина делилась на 60 сиклей (шекелей).
Эта месопотамская система исчисления позже использовалась в Нововавилонском и Ассирийском царствах и постепенно получила распространение на всей ближневосточной территории, оказавшись в таких древних государствах как Левант, Финикия, Лидия и Персия. Учитывая тесные контакты греков с семитскими народами в 10-9 веках до нашей эры, можно предположить, что талант, как понятие и расчетно-весовая категория, был заимствован ими как раз из этих стран Ближнего Востока.
Таким образом, можно смело утверждать, что предтечей греческих талантов являлся именно вавилонский талант (часто имевшего форму бронзового льва на подставке и весом от 30 до 60 кг), что не удивительно, учитывая тот факт, что древнейшие греческие монетные системы – Эгинская и Эвбейская во многом основывались на вавилонской системе.
Однако, следует учитывать, что уже в текстах табличек времен крито-микенской цивилизации встречается слово ta-to-mo, также со значением - "вес" (это слово соотносится с греческим σταθμός, "статхмо́с"), явно семантически и фонетически близкое таланту.
Впервые же упоминание таланта в качестве фиксированной меры веса золота и средства расчета, используемом в Греции, встречается в произведениях Гомера. Так, например, в «Илиаде» в 24 песне, носящей название - «Выкуп Гектора», приводятся такие стихотворные строки:
Верхних плащей превосходных и тонких хитонов исподних;
Злата, весами отвесивши, выложил десять талантов;
Вынул четыре блюда и два светозарных тренога;
Вынул и пышный сосуд, ему, как посланнику, древний
Дар фракиян, драгоценность великая!
В качестве меры подати, платившейся царю персидскими провинциями, упоминается талант и в труде «отца истории» Геродота: «вавилонские серебряные таланты в переводе на эвбейский (т.е. греческий) вес составляют 9880 талантов, и если принять отношение золота к серебру как 1 к 13, то ценность золотого песка составляет 4680 эвбейских талантов. Таким образом, общая сумма поступлений Дарию составляла 14 тыс. 560 талантов».
Очевидно, что понятие таланта в Древней Греции сочетало в себе два значения – собственно веса и денежной массы, что связано с использованием в качестве денег кусочков металла аморфной формы, ценность которых и устанавливалась по весу.
Так называемый аттический талант делился, как и вавилонский, на 60 мин, которая в свою очередь, делилась на 100 драхм, а драхма — на 6 оболов. Таким образом стоимость таланта равнялась 60 минам, или 6000 драхм, или 36000 оболам. Аналогичную стоимость имел и эгинский талант. Талант эвбейский имел чуть меньшую стоимость.
После реформ Солона (конец VI века до нашей эры) и фактического становления классической демократической полисной системы вес аттического таланта составлял около 26,2 кг, а со времен Александра Македонского и после его смерти талант стал падать в цене и весил уже около 25,9 кг.
Стоит отметить, что талант использовался именно для удобства счета крупных денежных сумм, и именно в таком значении, как видим, он употреблен в евангельской притче. Прямого же участия в денежном обращении талант не принимал.
Очевидно, что талант представлял огромную сумму. За один талант можно было приобрести стадо крупного рогатого скота, большой дом или 12 квалифицированных рабов. В этой связи интересен тот факт, что за Буцефала (знаменитого коня Александра Македонского) Филипп II (отец прославленного полководца) отсчитал торговцу из Фессалии, если верить древнегреческому писателю Плутарху, аж целых тринадцать талантов!
В эпоху Римского государства аттический талант был соотнесен с массой в 100 фунтов, тем самым римский талант стал равняться 1,25 аттического.
Со времен кризиса и последующего за ним падения Римской империи в прямом значении слово «талант» стало упоминаться все реже и постепенно вовсе сходит на нет.
Возможно, если бы не притча, рассказанная Христом своим ученикам, само слово «талант» сейчас было бы известно только любителям античной нумизматики, но с развитием христианства в Европе это понятие вновь входит в языковую систему многих народов (например в английском языке оно появилось в конце XIII века, во французском – в XIV веке), как обозначение одаренного и способного человека. А поступок третьего раба из притчи отразился в поговорках также почти всех европейских народов.
Не остался сюжет незамеченным и в европейском изобразительном искусстве. Известно множество иллюстраций и гравюр, воплощающих евангельскую притчу. Яркими примерами служат изображения в популярной средневековой иллюстрированной рукописи Speculum humanae salvationis (в переводе - Зеркало спасения человека) или художественные произведения известного испанского художника Херонима Надаля (1507-1580 гг.), иллюстрировавшего Евангелие по заданию основателя ордена иезуитов Игнатия де Лойолы.
Изображение притчи о талантах работы Херонима Надаля
Но наиболее известна, конечно, картина великого голландского художника Ха́рменса ван Рейна Рембрандта (1606-1669 гг.) «Притча о зарывшем сокровище». Картина, находящаяся сегодня в Венгерском музее изобразительных искусств в Будапеште, написана во второй трети 17 века. Как и другие полотна Рембрандта, картина базируется на гармонии световых отношений. Мягкий свет будто окутывает фигуру раба, прячущего в недрах земли вверенные ему сокровища, придавая картине свойственные голландскому художнику психологизм и пространственную глубину. Важно отметить, что на картине изображены драгоценные предметы (видимо само имущество хозяина), что свидетельствует о том, что Рембрандт совершенно верно понимал библейский талант именно как меру веса, а не как отдельную монету, зарытую в землю нерадивым рабом.
«Притча о зарывшем сокровище» работы Рембрандта
Толкование притчи конечно шире ее нумизматического аспекта. Под талантом можно понимать, как врожденную способность каждого человека, которую некоторые люди реализуют в жизни, а некоторые «зарывают» подобно библейскому рабу, так и духовное стремление человека к свету христианской истины, познание которой сулит неимоверные духовные богатства.
Но, как бы то ни было, эта древняя счетная единица навсегда останется в европейской культуре мерилом одаренности и способностей каждого человека.