«Память часто возвращает в детство:
Вот я «мелкий» и бегу в кино!
Гривенник в кулак: большие средства,
Больше и не надо всё равно!»
Александр Гиммельферб, 2019 год
Четверостишие современного литератора Александра Гиммельферба посвящено друзьям, жившим в начале 1960-х в одном из дворов Нижнего Тагила. К тому времени вот уже как полтора века монеты, с обозначением номинала словом «гривенник», не было. Но в глубинной народной памяти это слово сохранилось надолго. Также бережно наш народ хранил давно канувшие в Лету «полтинник», «червонец», «четвертной».
До начала XVIII века гривенник был исключительно единицей денежного счета, обозначавшей сумму равную 10 копейкам. Такими же счетными единицами были – алтын, полтина, рубль. Ситуация резко изменилась с наступлением нового XVIII столетия. В рамках денежной реформы Петра Великого денежная система России приобрела современные формы. Абстрактные денежно-счетные единицы стали реальными монетами современного типа. В 1700 году началась чеканка мелкой разменной монеты из меди. В следующем, 1701 году начали чеканить гривенники и прочие номиналы разменной монеты из серебра.
Так как работа по производству монет нового образца предстояла большая, в Москве в 1699-1701 годах было открыто несколько монетных дворов. В том числе и Кадашевский двор (с 1701 года) в Кадашевской Замоскворецкой слободе. Именно на этом производстве в 1701 году была изготовлена первая партия серебряных гривенников. На московских монетных дворах было установлено специальное оборудование: прокатные станы, обрезные машины, на которых происходила рубка монетных кружков, машины для гурчения, печатные станы, предназначенные для финальной чеканки монет. Все машины работали либо на конной тяге, либо приводились в движение водяными колесами.
Откуда же монетные дворы брали тонны драгоценного металла для чеканки серебряных монет, в том числе и гривенников? Во-первых, в новую монету перечеканивали деньги старого образца – чешуйки, во-вторых – на переплавку и последующую чеканку шло импортное монетное серебро, и, наконец, отечественный металл поставлялся с Нерчинских серебряных рудников, открытых в Забайкальском крае в последнюю четверть XVII века. Именно нерчинская свинцово-серебряная руда стала основным источником драгоценного металла для производства монет нового типа. Нерчинская руда давала 300 грамм серебра из тонны рудной породы. Выделение серебра из свинцовой руды производилось путем аффинажа.
Проведенный в современных лабораториях Горного университета пробирный анализ показал, что разработанная отечественными металлургами технология изготовления серебряной монеты из серебра при низкой концентрации пробы с добавлением меди заключается в том, что предварительно нагретый до 700 °С монетный кружок дополнительно получает энергию за счет удара штемпелем. Расчеты показали, что энергия трения при ударе повышает температуру монетного кружка на 150-200 °С, поэтому образующаяся суммарная температура обеспечивает частичное расплавление контуров монетной заготовки, при этом легкоплавкий расплав серебра устремляется к периферии чекана. Именно такая технология чеканки использовалась при изготовлении петровских серебряных монет.
В период правления Петра Великого гривенники выпускались в 1701-1702, 1704-1707, 1713, 1718-1720 и 1723 гг. Все они различаются в основном рисунком государственного герба. С 1718 года на гривенниках номинал дублировался десятью счетными выпуклыми точками. Счетные точки предназначались для распознавания номинала монеты неграмотным населением империи, а таковым в России было подавляющее большинство подданных из податных сословий.
Что же представляла из себя эта русская разменная монета? Первый серебряный гривенник 1701 года выпуска чеканился из серебра 802 пробы с нормативным весом 2,84 г (содержание чистого металла – 2,24 г). На аверсе изображен несколько растрепанный государственный орел в растительном ободке. На реверсе также в растительном ободке и кольце - буквенное обозначение номинала «•ГРИ•ВЕННИКЪ» и год чеканки кириллическими буквами «҂АѰА» и литеры «ГО». Гурт монеты гладкий.
24 января 1718 года был издан Именной указ Петра I «О делании мелкой и крупной монеты по установленным пробам и образцам». Проба металла в гривенниках была понижена до 729, при сохранении прежнего веса содержание чистого серебра понизилось до 2,07 грамм, а нормативный диаметр был определен в 20 мм. Также было установлено обязательное гурчение разменной монеты - «дабы ворам отливать было нельзя… и как серебряныя, так и медныя (монеты – Р.Н) по краям опечатывать...». На некоторых гривенниках появилось обозначение минцмейстера в виде латинской литеры «L», размещавшейся на хвосте или лапе орла. Это был знак монетного мастера Иоганна Ланга, работавшего на московских монетных дворах в 1707-1719 гг.
Гривенник. Петр I. 1718 год (арабскими цифрами). Литера «L» на хвосте орла. Серебро, 2,84 г
Гривенник. Петр I. 1720 год (буквами кириллицы). Серебро, 2,84 г
В годы правления Екатерины I (1725-1727 гг.) и Петра II (1727-1730 гг.) серебряные гривенники не выпускались. В 1726-1727 году в Санкт-Петербурге Берг-коллегией выпускался 10-копеечный номинал под названием «гривна» в дизайне петровского гривенника 1718 года. Эти монеты отличались низкой пробой металла (438), так как при изготовлении монетных заготовок к серебру примешивалось значительное количество мышьяка.
В 1726 году было сделано несколько пробных медных гривенников. На аверсе монеты изображен коронованный вензель Екатерины I, составленный из двух литер «Е» и «I» (Екатерина Iмператрица). В центре реверса – двуглавый орел, под лапами которого 10 счетных точек, а по окружности обозначение номинала «ГРИВЕ• •ННИКЪ». По гурту надпись – «РОССИЙСКОI ГРИВЕННИКЪ МОСКОВСКОГО ДВОРА». В начале ХХ века были известны три экземпляра медного гривенника. Один хранился в Эрмитаже, еще два находились в частных коллекциях. В нумизматической литературе эта монета имеет название «меншиков гривенник», так как между фигурных «Е» вкупе с хитро закрученными «I» вставлен дополнительный элемент, образующий подобие «М». А очень схожий вензель с буквой «М» украшал решётку замка, где проживал А.Д. Меньшиков, в чьих руках во времена Екатерины I и находилась вся государственная власть.
В начале XX века историк-нумизмат вел. князь Георгий Романов писал: «Что касается медного гривенника 1726 года, то, к сожалению, о нем до сих пор не найдено никаких документальных сведений». Почти столетие спустя советский историк-нумизмат В.В. Уздеников предположил, что такой ход правительства Екатерины I был направлен на повышение доходов казны. Однако, и Узденикову исторические документы о медном гривеннике известны не были. Непонятно также почему выпуск медного гривенника не стал массовым, а ограничился пробными экземплярами.
В царствование императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) гривенник чеканился в 1731-1735 годах. Оформление монет продолжало традицию петровских гривенников после 1718 года. Проба металла была вновь повышена до 802-й, а нормативный вес был установлен в 2,59 г (чистого металла - 2,08 г).
В 1731 году в Санкт-Петербурге была учреждена Монетная Контора (позднее – Монетная Канцелярия») ведавшая всем процессом производства монет.
В 1741 году произошло знаменательное событие в истории серебряных гривенников. Эту русскую монету впервые украсило изображение императора. На тот момент формальным правящим монархом был внучатый племянник почившей императрицы Анны, полугодовалый младенец Иоанн Антонович. Его короткое правление подарило нумизматам несколько типов редчайших монет, в том числе и первый в истории портретный гривенник.
Практически все серебряные монеты несчастного императора-младенца под страхом каторги и смертной казни принудительно изымались в годы правления Елизаветы Петровны, поэтому до нашего времени дошло совсем немного этих нумизматических артефактов. Гривенник Иоанна Антоновича впервые стал чеканиться из серебра 72-й пробы с нормативной массой 2,59 г.
Уничтожая монеты Иоанна Антоновича правительство Елизаветы I тем не менее не преминуло воспользоваться дизайном реверса гривенника императора-младенца. Этот дизайн сохранится вплоть до конца XVIII века.
Гривенник. Елизавета Петровна. 1748 год. Серебро 750-й пробы, 2,4 г
Елизаветинские гривенники эмиссий 1742-1757 гг. также, как и гривенники предыдущего монарха – портретные. Технические характеристики соответствуют нормам монет Иоанна Антоновича.
В период короткого полугодового правления Петра III серебряных гривенников не чеканилось.
Выпуск монет этого номинала был возобновлен уже при Екатерине II в 1764 году. Екатерининские гривенники известны в трех вариантах:
- 1764-1766 гг. – портрет императрицы с шарфом на шее;
- 1767-1776 гг. – портрет императрицы без шарфа;
- 1777-1796 гг. – поздний портрет.
Гривенники Екатерины II по оформлению идентичны гривенникам Елизаветы I. Однако нормативный вес и диаметр уменьшаются до 2,37 г и 17-19 мм. Чистого серебра в гривеннике теперь 1,78 грамма.
Из екатерининского «золотого века» до нас дошли два пробных сибирских гривенника 1764 года. Однако, еще в конце XIX века великий князь Георгий Романов сомневался в подлинности известных ему экземпляров, хотя и допускал, что в столице могли отчеканить несколько пробных сибирских монет из серебра.
История монеты с указанием номинала словом «гривенник» закончилась в 1796 году, когда были выпущены последние екатерининские гривенники. При императоре Павле I номинал «гривенник» сменился номиналом «10 копеек». Хотя до сегодняшнего дня 10-копеечную монету часто называют ее давно ушедшим в историю названием.